03 сентября 2013

БОГ ВЕДЕТ НАС ТАК, КАК ЭТО ПОЛЕЗНО ДЛЯ НАШЕЙ ДУШИ

Сегодняшний наш собеседник — Нина Владимировна Пархоменко, кандидат искусствоведения, художник, преподаватель. Ее материалы часто публиковались на страницах «Церковной православной газеты» и журнала «Православный вестник». Награждена орденом Агапита Печерского ІІ степени. А еще этот разносторонне одаренный человек любит путешествовать, причем самостоятельно. Да не по привычным туристическим маршрутам, а по неизведанным тропам и забытым местам. Для чего, например, самостоятельно выучила турецкий язык.

НЕМНОГО О СЕБЕ

Из рода Бартеневых…

Я киевлянка в пятом поколении. Прабабушка моя из древнего рода Бартеневых. Историк Петр Бартенев являлся основателем, редактором и издателем журнала «Русский архив». Прадедушка Михаил был одним из ктиторов церкви во имя святителя Михаила, митрополита Киевского (сейчас храм расположен на территории столичной Александровской больницы). Дедушка работал деловодом у известного предпринимателя и благотворителя Николая Терещенко.

Училась я в школе № 13 и жила в доме рядом с Софийским собором. В детстве мы забирались на крышу собора, когда там была реставрация и стояли леса. Готовилась к экзаменам на любимом в школьные годы месте — на территории фундамента Десятинной церкви. Потом училась в Киевском художественном институте (это бывшее здание семинарии на Вознесенском спуске).

Моя мама была скульптором и очень хотела, чтобы я тоже занималась искусством.

Крещение как переломный момент жизни

В детстве меня не крестили, но я сама решила принять Крещение и пошла в Крестовоздвиженскую церковь на Подоле. Сказала, что хочу креститься, но молитв не знаю...

Потом я часто ходила во Владимирский собор, любила слушать пение хора под руководством регента Михаила Семеновича Литвиненко.

В то время религиозной литературы в продаже не было, но, когда появилась, я скупала почти все, что могла. Читала, что называется, запоем. Потом отправилась в паломничество по Святой Земле. Это стало переворотом в моей духовной жизни.

Постоянно ходила на службы в Макариевскую церковь в Киеве, где настоятелем был протоиерей Анатолий Затовский. Там в воскресной школе преподавал Леонид Емельянович Яцкевич, псаломщик храма, очень много знавший о киевских храмах, священниках. До сих пор посещаю эту школу.

Вообще, церковное пение произвело на меня самое глубокое влияние, без него не мыслю жизни. Теперь часто бываю на богослужениях в Киево-Печерской Лавре.

Открытия

После окончания института поступила на работу в Музей украинского искусства (сейчас — Национальный художественный музей Украины), где работала в отделе иконописи. Там в архиве оказалось много икон из киевских храмов, которые не выставлялись. И я занималась их каталогизацией, выясняла, откуда они. Таким образом, получилось несколько важных открытий — иконы праздничного ряда иконостаса Успенского собора Лавры, надгробная плита князя Владимира, преподобного Антония Печерского, икона Богородицы из Братского монастыря и много других икон, с докладами о которых я выступала в Киево-Печерском заповеднике, на «Могилянских чтениях».

Защитила кандидатскую диссертацию по искусствоведению, работала ведущим ученым в музее и городской комиссии по атрибуции и экспертизе икон. Сейчас преподаю историю православного искусства в Межрегиональной академии управления персоналом, профессор.

О ТВОРЧЕСТВЕ И ПУТЕШЕСТВИЯХ

— Нина Владимировна, Вы много путешествуете. Что Вами движет, какая цель Ваших поездок?
— Постоянно езжу в паломнические поездки по Украине, очень люблю Святогорск. Большое впечатление произвела Глинская пустынь, особенно после прочтения книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) о ее подвижниках. Была в Грузии, посетила все ее монастыри.

Думаю, что наша душа жаждет знакомства с определенными местами. Видимо, она чувствует, что это принесет ей пользу. Тут важно, по словам Григория Богослова, «за великолепием видимого не потерять из виду Бога». Путешествовать Господа ради, как сказано в одной древнерусской рукописи ХІV в.

Поскольку я искусствовед, преподаю историю иконописания, церковную археологию, естественно, мне хочется самой увидеть исторические места, памятники архитектуры. И передать эти знания студентам.

— Почему большинство Ваших поездок связано с Турцией?
— Современная Турция — это бывшая Византийская империя, где сохранилось очень много памятников христианского искусства. Это и путь апостола Павла (его миссионерские путешествия); это и Эфес, связанный с именем Иоанна Богослова. Это и святой Поликарп, и святая Фекла; это и родина святого Георгия — Каппадокия — со множеством церквей с древними росписями. Все это очень хотелось увидеть собственными глазами.

— С какими людьми Вам приходилось встречаться? Наверняка были интересные встречи, знакомства?
— В основном, естественно, это были встречи с простыми людьми (чаще всего — с мусульманами), которые показывали дорогу, подвозили на машине, автобусе. И надо признать — всегда я встречала доброжелательное отношение, желание помочь. Притом что я спрашивала у мусульман о христианских храмах, и было видно, что я из другой, православной страны.


Так, например, когда я искала район «Тысяча и одна церковь» — это бывшая Галатия, где проходил апостол Павел с проповедью, — никто даже не знал, как туда доехать. Лишь один шофер в г. Конья согласился поехать согласно моей дореволюционной карте. Мы долго искали дорогу, а потом еще пришлось колесить у подножия вулкана, чтобы найти остатки монастырей. И радость водителя после их обнаружения была не меньше, чем моя. Он сам взбирался на высокую стену храма, чтобы вмонтировать там икону святого Михаила, которую я привезла с собой. (Это как раз оказался храм во имя святого Михаила, который раcкопал в середине ХIХ в. археолог В. Рамсей, исследователь пути апостола Павла).

В бывшей Галатии, в селе, куда я приехала, чтобы посмотреть храм, построенный равноапостольной царицей Еленой, я познакомилась с реставратором росписей храма — мусульманином, подарила ему открытки фресок Софии Киевской, а он прислал мне в Киев фото местных храмов.

В г. Измир, когда я безуспешно искала храм во имя святого Поликарпа, мне помогла продавщица базара. Увидев на мне крестик, она показала свой и, оставив товар на соседей, отправилась указать таксисту дорогу к храму. Обратно я опаздывала на последний автобус, чтобы уехать из Измира, а денег уже не было, и этот же шофер такси бесплатно довез меня до автовокзала и купил за свои деньги бутылку воды мне в дорогу.

Содержательны были встречи с научными сотрудниками музея иконы в г. Синоп, где находятся византийские и русские образа; с экскурсоводом по Каппадокии, который не знал, кто такой святой Онуфрий, изображенный на фреске в одном из пещерных храмов. Мы до сих пор переписываемся по научным вопросам.

— Вы заранее планируете свои маршруты или полагаетесь на то, что на месте разберетесь?
— Первым и любимым местом, которое я посещаю в новом городе, является, прежде всего, книжный магазин. Вот тут я всегда нахожу единомышленников, друзей, с которыми приятно общаться.

На второй день пребывания в городе владелец магазина (как правило, весьма образованный человек) уже дает мне высокую лестницу, чтобы я могла залезть на верхние полки и перелопатить все книги вместе с ним. Например, в г. Амаф я с интересом и удовольствием говорила с владельцем о древних историках Страбоне, Плинии, книги которых были в магазине. Зная турецкий язык, я могла прочитать стихи Юнуса Эмре, Джалал ад-Дина Руми, что вызвало уважение продавца.

Вообще, видя, что приезжий интересуется искусством, книгами, турки относятся к такому человеку очень почтительно и стараются показать все. Как-то вечером, когда был закрыт один музей рукописей, директор специально для меня открыл его и сам показал все интересное, поил чаем. Причем не зная, кто я, откуда. Думаю, увидев мой неподдельный интерес, он захотел поговорить о любимом деле.

— Приходилось ли Вам бывать на богослужениях в православных храмах Турции, и проходят ли они?
— Были встречи с духовенством, особенно интересные в Антиохийской Церкви. Однажды я попала на празднование 1600-летия древнего сирийского Тур-Абдинского монастыря, что на юго-востоке Турции, на границе с Сирией. Туда я добиралась с большими трудностями, по пустынной Месопотамской равнине, при температуре 40°С, чтобы увидеть г. Нисибин — родину Ефрема Сирина.

Митрополит Тимофей Самуил Актан, несмотря на мой, мягко говоря, непрезентабельный вид, пригласил на общую трапезу, подарил только что вышедшую книгу — 400-страничную историю монастыря, написанную на основе документов, с иллюстрациями, стоящую очень дорого. Я имела возможность бесплатно переночевать и послушать утром Литургию святого Иакова — брата Господня. Мне даже разрешили подняться на колокольню и ударить в колокол к вечерней службе. Кстати, везде ко мне обращались «сестра».

В г. Рабат (Марокко) встречалась с отцом Геннадием, настоятелем Воскресенского храма. Он показал православное кладбище русских эмигрантов, где похоронены представители знатных родов — Долгорукие, Трубецкие. В этом храме, построенном (в 1927 г.) на собственные деньги арабом-мусульманином, женатом на православной русской, — прекрасный хор. Когда-то его регентом был Петр Петрович Шереметев.

Конечно, обо всех встречах невозможно рассказать. Были и неожиданные — украинка из Киева оказалась моим проводником по Дамаску (Сирия). Она показала мне знаменитую мечеть — бывший храм, где служил Иоанн Дамаскин, а также церковь, где проповедовал апостол Павел (она сама поет в хоре этой церкви). Землячка предложила мне переночевать у нее. А теперь я услышала, что этот дом разбомбили. Не знаю ее дальнейшей судьбы... С болью вспоминаю и красивейшую архитектуру г. Алеппо, его людей, поездку в монастырь Симеона Богослова…

Да, межи мои прошли по прекрасным местам (Пс. 15: 6). И я убедилась в правильности слов архимандрита Киприана (Керна), что «совершенно безнадежно и неверно изучать историю искусства Византии извне. Надо понять, почувствовать ее душу, биение ее сердца, надо быть обожженным ее солнцем, окутанным клубами ее кадильного дыма. Надо воплотиться в объект своего исследования, почувствовать, что это все свое, родное, кровное, что оно целиком принадлежит исследователю, и что сам исследователь отдался ему всей душой, всем сердцем и всем помыслом своим и воплотился в него».

Беседовала Елена Головина

Комментариев нет:

Отправить комментарий