Сегодняшний
наш собеседник — Нина Владимировна Пархоменко, кандидат искусствоведения,
художник, преподаватель. Ее материалы часто публиковались на страницах
«Церковной православной газеты» и журнала «Православный вестник». Награждена
орденом Агапита Печерского ІІ степени. А еще этот разносторонне одаренный
человек любит путешествовать, причем самостоятельно. Да не по привычным
туристическим маршрутам, а по неизведанным тропам и забытым местам. Для чего, например, самостоятельно выучила турецкий
язык.
НЕМНОГО
О СЕБЕ
Из рода Бартеневых…
Я
киевлянка в пятом поколении. Прабабушка моя из древнего рода Бартеневых.
Историк Петр Бартенев являлся основателем, редактором и издателем журнала
«Русский архив». Прадедушка Михаил был одним из ктиторов церкви во имя
святителя Михаила, митрополита Киевского (сейчас храм расположен на территории
столичной Александровской больницы). Дедушка работал деловодом у известного
предпринимателя и благотворителя Николая Терещенко.
Училась
я в школе № 13 и жила в доме рядом с Софийским собором. В детстве мы забирались
на крышу собора, когда там была реставрация и стояли леса. Готовилась к
экзаменам на любимом в школьные годы месте — на территории фундамента
Десятинной церкви. Потом училась в Киевском художественном институте (это
бывшее здание семинарии на Вознесенском спуске).
Моя
мама была скульптором и очень хотела, чтобы я тоже занималась искусством.
Крещение как
переломный момент жизни
В
детстве меня не крестили, но я сама решила принять Крещение и пошла в
Крестовоздвиженскую церковь на Подоле. Сказала, что хочу креститься, но молитв
не знаю...
Потом
я часто ходила во Владимирский собор, любила слушать пение хора под
руководством регента Михаила Семеновича Литвиненко.
В
то время религиозной литературы в продаже не было, но, когда появилась, я
скупала почти все, что могла. Читала, что называется, запоем. Потом отправилась
в паломничество по Святой Земле. Это стало переворотом в моей духовной жизни.
Постоянно
ходила на службы в Макариевскую церковь в Киеве, где настоятелем был протоиерей
Анатолий Затовский. Там в воскресной школе преподавал Леонид Емельянович
Яцкевич, псаломщик храма, очень много знавший о киевских храмах, священниках.
До сих пор посещаю эту школу.
Вообще,
церковное пение произвело на меня самое глубокое влияние, без него не мыслю
жизни. Теперь часто бываю на богослужениях в Киево-Печерской Лавре.
Открытия
После
окончания института поступила на работу в Музей украинского искусства (сейчас —
Национальный художественный музей Украины), где работала в отделе иконописи.
Там в архиве оказалось много икон из киевских храмов, которые не выставлялись.
И я занималась их каталогизацией, выясняла, откуда они. Таким образом,
получилось несколько важных открытий — иконы праздничного ряда иконостаса
Успенского собора Лавры, надгробная плита князя Владимира, преподобного Антония
Печерского, икона Богородицы из Братского монастыря и много других икон, с
докладами о которых я выступала в Киево-Печерском заповеднике, на «Могилянских
чтениях».
Защитила
кандидатскую диссертацию по искусствоведению, работала ведущим ученым в музее и
городской комиссии по атрибуции и экспертизе икон. Сейчас преподаю историю
православного искусства в Межрегиональной академии управления персоналом,
профессор.
О
ТВОРЧЕСТВЕ И ПУТЕШЕСТВИЯХ
— Нина Владимировна,
Вы много путешествуете. Что Вами движет, какая цель Ваших поездок?
—
Постоянно езжу в паломнические поездки по Украине, очень люблю Святогорск.
Большое впечатление произвела Глинская пустынь, особенно после прочтения книги
схиархимандрита Иоанна (Маслова) о ее подвижниках. Была в Грузии, посетила все
ее монастыри.
Думаю,
что наша душа жаждет знакомства с определенными местами. Видимо, она чувствует,
что это принесет ей пользу. Тут важно, по словам Григория Богослова, «за
великолепием видимого не потерять из виду Бога». Путешествовать Господа ради,
как сказано в одной древнерусской рукописи ХІV в.
Поскольку
я искусствовед, преподаю историю иконописания, церковную археологию,
естественно, мне хочется самой увидеть исторические места, памятники архитектуры.
И передать эти знания студентам.
— Почему
большинство Ваших поездок связано с Турцией?
—
Современная Турция — это бывшая Византийская империя, где сохранилось очень
много памятников христианского искусства. Это и путь апостола Павла (его
миссионерские путешествия); это и Эфес, связанный с именем Иоанна Богослова.
Это и святой Поликарп, и святая Фекла; это и родина святого Георгия —
Каппадокия — со множеством церквей с древними росписями. Все это очень хотелось
увидеть собственными глазами.
— С какими
людьми Вам приходилось встречаться? Наверняка были интересные встречи,
знакомства?
—
В основном, естественно, это были встречи с простыми людьми (чаще всего — с
мусульманами), которые показывали дорогу, подвозили на машине, автобусе. И надо
признать — всегда я встречала доброжелательное отношение, желание помочь.
Притом что я спрашивала у мусульман о христианских храмах, и было видно, что я
из другой, православной страны.
Так,
например, когда я искала район «Тысяча и одна церковь» — это бывшая Галатия,
где проходил апостол Павел с проповедью, — никто даже не знал, как туда
доехать. Лишь один шофер в г. Конья согласился поехать согласно моей
дореволюционной карте. Мы долго искали дорогу, а потом еще пришлось колесить у
подножия вулкана, чтобы найти остатки монастырей. И радость водителя после их
обнаружения была не меньше, чем моя. Он сам взбирался на высокую стену храма,
чтобы вмонтировать там икону святого Михаила, которую я привезла с собой. (Это
как раз оказался храм во имя святого Михаила, который раcкопал в середине ХIХ
в. археолог В. Рамсей, исследователь пути апостола Павла).
В
бывшей Галатии, в селе, куда я приехала, чтобы посмотреть храм, построенный
равноапостольной царицей Еленой, я познакомилась с реставратором росписей храма
— мусульманином, подарила ему открытки фресок Софии Киевской, а он прислал мне
в Киев фото местных храмов.
В
г. Измир, когда я безуспешно искала храм во имя святого Поликарпа, мне помогла
продавщица базара. Увидев на мне крестик, она показала свой и, оставив товар на
соседей, отправилась указать таксисту дорогу к храму. Обратно я опаздывала на
последний автобус, чтобы уехать из Измира, а денег уже не было, и этот же шофер
такси бесплатно довез меня до автовокзала и купил за свои деньги бутылку воды
мне в дорогу.
Содержательны
были встречи с научными сотрудниками музея иконы в г. Синоп, где находятся
византийские и русские образа; с экскурсоводом по Каппадокии, который не знал,
кто такой святой Онуфрий, изображенный на фреске в одном из пещерных храмов. Мы
до сих пор переписываемся по научным вопросам.
— Вы заранее
планируете свои маршруты или полагаетесь на то, что на месте разберетесь?
—
Первым и любимым местом, которое я посещаю в новом городе, является, прежде
всего, книжный магазин. Вот тут я всегда нахожу единомышленников, друзей, с
которыми приятно общаться.
На
второй день пребывания в городе владелец магазина (как правило, весьма
образованный человек) уже дает мне высокую лестницу, чтобы я могла залезть на
верхние полки и перелопатить все книги вместе с ним. Например, в г. Амаф я с
интересом и удовольствием говорила с владельцем о древних историках Страбоне,
Плинии, книги которых были в магазине. Зная турецкий язык, я могла прочитать
стихи Юнуса Эмре, Джалал ад-Дина Руми, что вызвало уважение продавца.
Вообще,
видя, что приезжий интересуется искусством, книгами, турки относятся к такому
человеку очень почтительно и стараются показать все. Как-то вечером, когда был
закрыт один музей рукописей, директор специально для меня открыл его и сам
показал все интересное, поил чаем. Причем не зная, кто я, откуда. Думаю, увидев
мой неподдельный интерес, он захотел поговорить о любимом деле.
— Приходилось ли
Вам бывать на богослужениях в православных храмах Турции, и проходят ли они?
—
Были встречи с духовенством, особенно интересные в Антиохийской Церкви. Однажды
я попала на празднование 1600-летия древнего сирийского Тур-Абдинского
монастыря, что на юго-востоке Турции, на границе с Сирией. Туда я добиралась с
большими трудностями, по пустынной Месопотамской равнине, при температуре 40°С,
чтобы увидеть г. Нисибин — родину Ефрема Сирина.
Митрополит
Тимофей Самуил Актан, несмотря на мой, мягко говоря, непрезентабельный вид,
пригласил на общую трапезу, подарил только что вышедшую книгу — 400-страничную
историю монастыря, написанную на основе документов, с иллюстрациями, стоящую
очень дорого. Я имела возможность бесплатно переночевать и послушать утром
Литургию святого Иакова — брата Господня. Мне даже разрешили подняться на
колокольню и ударить в колокол к вечерней службе. Кстати, везде ко мне
обращались «сестра».
В
г. Рабат (Марокко) встречалась с отцом Геннадием, настоятелем Воскресенского
храма. Он показал православное кладбище русских эмигрантов, где похоронены
представители знатных родов — Долгорукие, Трубецкие. В этом храме, построенном
(в 1927 г.) на собственные деньги арабом-мусульманином, женатом на православной
русской, — прекрасный хор. Когда-то его регентом был Петр Петрович Шереметев.
Конечно,
обо всех встречах невозможно рассказать. Были и неожиданные — украинка из Киева
оказалась моим проводником по Дамаску (Сирия). Она показала мне знаменитую
мечеть — бывший храм, где служил Иоанн Дамаскин, а также церковь, где
проповедовал апостол Павел (она сама поет в хоре этой церкви). Землячка
предложила мне переночевать у нее. А теперь я услышала, что этот дом разбомбили.
Не знаю ее дальнейшей судьбы... С болью вспоминаю и красивейшую архитектуру г.
Алеппо, его людей, поездку в монастырь Симеона Богослова…
Да,
межи мои прошли по прекрасным местам (Пс. 15: 6). И я убедилась в правильности
слов архимандрита Киприана (Керна), что «совершенно безнадежно и неверно
изучать историю искусства Византии извне. Надо понять, почувствовать ее душу,
биение ее сердца, надо быть обожженным ее солнцем, окутанным клубами ее
кадильного дыма. Надо воплотиться в объект своего исследования, почувствовать,
что это все свое, родное, кровное, что оно целиком принадлежит исследователю, и
что сам исследователь отдался ему всей душой, всем сердцем и всем помыслом
своим и воплотился в него».
Беседовала Елена Головина
Комментариев нет:
Отправить комментарий