Год
назад в Киевских духовных школах появилась новая должность — первый проректор
КДАиС, на которую назначили бывшего ректора Волынской духовной семинарии
протоиерея Сергия Ющика. Накануне нового учебного года «Церковная православная
газета» поинтересовалась у священника о его впечатлениях о новом месте
служения, а отец Сергий рассказал, чем отличаются волынские студенты от
киевских.
— Расскажите о
нынешней вступительной кампании в Киевских духовных школах?
—
Абитуриентов на дневную и заочную форму обучения в семинарию и академию было более
трехсот человек. Конкурс в семинарии был два человека на место. Но самое
главное то, что за анкетными данными стоят не просто фамилии, а живая вера
молодых ребят, желающих самоотверженно служить Богу. Такая ситуация может
только радовать и поистине побуждать благодарить Творца за то, что среди всех
соблазнов нашего времени воздвигаются неоскверненные сердца, стремящиеся душу
свою положить на алтарь служения Богу и людям.
Лично
для меня эта вступительная кампания была особенной тем, что она стала первой в
Киевских духовных школах, и на экзаменах не столько абитуриенты сдавали
экзамены, сколько я сам старался не допустить ошибки в оценивании знаний. Ведь
для всех нас это не просто поступление в учебное заведение — это жизненный
выбор.
— Каких
студентов Вы хотели бы видеть в стенах КДАиС?
—
Если коротко ответить — преданных своему призванию. Но если более широко, то
достаточно трудно ответить на этот вопрос, поскольку студент духовной школы для
преподавателя больше чем просто ученик. Для преподавателей этот вопрос звучит
так: «Какими бы вы хотели видеть своих детей?». Дети — это наша награда, а их
поступки — это наша епитимия за родительское воспитание. Поэтому здесь важно
то, какими мы видим себя, каков преподавательский коллектив. Владыка ректор
всегда подчеркивает в своих обращениях к студентам, чтобы они не теряли времени
понапрасну, пребывая на ученической скамье.
Я
полностью согласен с этим, ведь годы учебы пролетают очень быстро, и того, что
приобрел за четыре года семинарии должно хватить на многие годы служения. Это
не означает отказ от саморазвития, но без прочного фундамента вряд ли возможно
творческое развитие личности. Поэтому студентов хотелось бы видеть порядочными
и целеустремленными, а их крепкая вера и милость Божия преумножат и раскроют Богом
заложенные таланты для дальнейшего служения.
— Ваше служение
Церкви началось в стенах Волынской духовной семинарии. Расскажите о своей
«альма-матер».
—
Волынская духовная семинария — это моя родная школа. Я окончил ее в 2001 году.
Затем Господь определил мне стать в ней преподавателем, в 2006 году —
проректором по учебной работе, а с 2010 года на меня были возложены обязанности
ректора. В последние годы в Волынской духовной школе проводилась активная
работа по совершенствованию учебного процесса. Мы пытались сохранить
многовековые достижения нашей традиционной церковной системы образования,
обогатив ее при этом лучшими достижениями современной педагогики. Конечно, это
очень непростая задача. Однако, мне кажется, нам в определенной мере удалось ее
решить.
Сегодня
могу сказать, что я безгранично благодарен Богу за то, что имел возможность
учиться и начать свое священническое служение в прекрасном коллективе Волынской
духовной семинарии. Именно учиться, поскольку считаю, что каждый миг общения —
это обучение, а не механическая передача информации. Радуюсь тому, что
воспитывался под руководством митрополита Нифонта, протоиереев Петра Влодека,
Валентина Негоды, Георгия Шевчука Петра Муляра, архимандрита Алипия (Сапиги) и
многих других преподавателей, которые щедро делились своим богатым пастырским
опытом. Служение рядом с такими выдающимися личностями — это драгоценные уроки
жизненной школы для меня и как священнослужителя, и как администратора, и
просто как христианина.
— Как Вы
оказались в КДАиС?
—
За последние годы все духовные школы УПЦ стали более открыты друг для друга и
трудятся вместе ради достижения общей цели. Довольно часто преподаватели
духовных школ собираются для обсуждения и решения той или иной проблемы, а
также принимают активное участие в совместных мероприятиях. Это создало
определенный круг общения духовных школ.
Однако
следует помнить, что только Господь знает как наши сердца, так и сердца тех
людей, которым мы нужны в настоящее время. Поэтому, когда владыка ректор
митрополит Антоний предложил мне трудиться в Киевских духовных школах, я
воспринял это как послушание Богу и Церкви. Семья также поддержала это решение.
Теперь главная задача для меня — оправдать то высокое доверие, которое оказал
Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, издав указ о моем
новом назначении.
— Что входит в
обязанности проректора духовной школы?
—
Здесь стоит упомянуть то, что Киевские духовные школы были не только колыбелью,
но и образцом для учебных заведений на территории нашего государства. Однако время
и обстоятельства изменились, и духовные учебные заведения в настоящее время,
свято храня традиции и достижения прошлого, должны работать над своей
узнаваемостью среди учебных заведений Украины.
Административное
устройство, организация учебного процесса должны соответствовать международным
стандартам, действующему законодательству и, самое главное, церковным
традициям. Согласно должностным обязанностям, в сферу компетенции первого
проректора входят вопросы реализации и контроля за исполнением решений Ученого
совета и распоряжений ректора в учебно-воспитательном секторе работы школы.
— Каковы Ваши
впечатления на новом месте? С какими трудностями столкнулись и что Вам
понравилось в Киеве?
—
О трудностях не стоит говорить, поскольку имею честь трудиться и служить в
обители преподобных Антония и Феодосия Печерских. Все трудности или проблемы мы
стараемся преодолевать в молитвах к Спасителю, Пречистой Богородице и отцам
Киево-Печерским. Поэтому говорить могу только о впечатлениях. Первое — это то,
что я родом из региона, где атеистическая власть не настолько повредила души
людей, как в других регионах. Опыт веры на Волыни передается в семейном кругу.
В
столице большое количество верующих — это люди, которые сами пришли в храм. На
Волыни вера — это родовая, семейная святыня, не традиция, а именно святыня. В
столице для многих вера — это долгий личный поиск и выбор. Эти особенности не
разделяют, а скорее подчеркивают богатство Православия и его величие. Вживую
понимаешь, что Христос — Один для всех, Тот же и вовеки, и не может быть
другого основания, кроме уже заложенного.
— Чем отличаются
столичные студенты от волынских?
—
Студенты вообще ничем не отличаются. Студенчество — это особый образ жизни, где
бы ты ни был и сколько бы лет тебе ни было. В духовных школах приходилось
читать лекции и принимать экзамены как у семнадцатилетних, так и
шестидесятилетних студентов. Глаза горят у них одинаково. В Волынскую семинарию
поступают преимущественно из западных регионов Украины, в Киевскую — не только
со всех уголков нашей страны, но и из-за границы. Каждый урок может в любой
момент превратиться в обсуждение различных богослужебных традиций.
С
одной стороны, понимаешь, что лекция есть лекция, но с другой — понимаешь, что
в этих маленьких различиях, колоритах отражается душа каждого региона,
народности, которые являются живыми свидетельствами молитвы Христа о единстве.
С волынскими студентами я был с 1997 г. (со своего первого курса обучения) до
2012 г. Знал их жизнь, быт, семьи, места служения. С киевскими также надеюсь теснее
познакомиться, подружиться, чтобы они воспринимали своих преподавателей не
только как администраторов, но и как старших друзей и, самое главное, братьев
во Христе.
— Достаточно ли
для будущего священника только богословского образования?
—
Смотря что вкладывается в понятие «богословское образование». Богословие — это
не сумма информации, это живая искра Божественного Откровения, которая должна
пламенеть в душе и отражаться в жизни. Поэтому выпускник духовной школы должен
быть интеллектуально развитым, способным всегда дать исчерпывающий ответ о
своей вере и уповании, удостоверяя их жизнью, должен быть воистину носителем
Божественного Откровения.
— Что для этого
делает педагогический коллектив Киевских духовных школ?
—
Духовное образование имеет свои устоявшиеся традиции обучения и воспитания. В
период возрождения духовных школ в середине ХХ в. патриархом Алексеем и был
заложен принцип существования таких школ около больших духовных центров.
Киевская духовная академия и семинария три столетия жила на Подоле, а
возродилась «счастливицей» у келий преподобных отцов Киево-Печерских.
Поэтому
главное обучение проходит, по словам владыки ректора, в основных аудиториях —
храмах Свято-Успенской Лавры и пещерах, у святых мощей. Кроме непосредственно
учебного процесса, студенты активно приобщаются к богослужебной практике в
храмах, несут послушания в синодальных отделах.
Воспитательный
совет работает над соблюдением внутреннего распорядка школы, поскольку это
приучает человека к самодисциплине, которая крайне необходима для будущего
священнослужителя. Вместе с тем школа пытается разносторонне наполнить и
свободное время студента: это паломнические поездки, экскурсии, творческие
вечера, тематические лекции, встречи с выдающимися людьми.
— Разделяете ли
Вы мнение о том, что будущий пастырь должен обязательно иметь еще какую-то
гражданскую профессию?
—
Следует определить сначала причины и цели. Государственная специальность для
будущего священнослужителя актуальна сейчас только по причине
постатеистического синдрома современной власти, которая не может еще
разродиться, чтобы волевым решением восстановить историческую справедливость —
признать духовное образование. Относительно цели, то у воспитанника духовной
школы она должна быть только одна — служение Богу и людям. Если определенная
специальность поможет ему в этом, знания за плечами не носить, их следует
развивать.
Однако
определяющими в стремлении получить государственную специальность должны стать
слова Священного Писания о том, что возложивший руку на плуг, не должен оглядываться
назад (см.: Лк. 9: 62). Светское образование — это не запасной вариант
достижения жизненных целей, а средство для лучшего служения.
— Что бы Вы
пожелали юношам, собирающимся поступать в духовную семинарию?
—
Хранить юношескую чистоту души, помня, что «юношеский максимализм» это не
порок, а голос души, которая еще не столкнулась со взрослой, часто греховной
жизнью. Не позволять, чтобы будничная рутина взращивала в душе привыкание к
святыне, к храму, к ближнему — трепет к этому всему нужно непрерывно питать и
всегда хранить в себе. Помнить, что не мы выбираем служение, Господь избирает
Себе учеников, поэтому научиться полностью и во всем доверять Богу.
Беседовал Олег Карпенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий