Тексты,
написанные в молитвослове, мы знаем наизусть. Слова молитв из утреннего и
вечернего правила не «цепляют», лишь скользят по поверхности сознания. Нужно ли
их повторять?
Как молиться, чтобы это была беседа с Богом, а не выстаивание
перед иконами? Об этом и многом другом говорится в беседах митрополита Антония
Сурожского 2000–2001 гг.
Очень
часто люди, которые хотят молиться, начинают с того, что читают перед Богом
молитвы, составленные столетия назад или в наше время людьми, которые жили
духом, у которых в душе молитвы поднимаются волной к Богу. И часто бывает, что,
читая эти молитвы, мы не можем в них влиться полностью…
МОЛИТВА
КАК КРОВЬ ИЗ РАНЫ
Иногда
это были молитвы ликования… Иногда — молитвы глубокой скорби и покаяния…
Вспомните, например… о 50-м псалме: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое… Царь Давид эту молитву
произнес в момент, когда вдруг обнаружил, что греховностью своей оказался
активной причиной смерти, убийства другого человека, у которого он украл жену
(см. 2 Цар. 11). И когда вдруг эта мысль ударила его в сердце, как кинжал, у
него вырвалась эта молитва… как кровь бьет из раны.
Когда
мы ее читаем, мы неспособны влиться в эту молитву, большей частью… Я так
говорю, потому что это относится к каждой из тех молитв, которые указаны нам в
молитвослове. И тут еще одно замечание мне кажется очень важным. Эти молитвы
были не только написаны в моменты трагедий или ликования. Они были написаны
святыми, множеством святых, которые глубоко ушли своим опытом в Бога, в самих
себя. И невозможно нам даже мечтать о том, что, читая эти молитвы, мы сможем
слиться с опытом одного святого за другим. Это немыслимо.
Они
эти молитвы произносили из глубин своего опыта, опыта отдельного человека — да,
но святого, то есть человека, который прошел через целую жизнь, познал Бога,
познал себя, познал жизнь и это все выразил в той или другой молитве. Поэтому,
когда мы их читаем, мы даже мечтать не должны о том, что можем просто взять да
слиться с каждой этой молитвой, так слиться, что этот святой и мы станем будто
едины. Мы не можем мечтать о том, чтобы в течение короткого времени стать как
бы носителями опыта целого ряда святых.
ПОНИМАНИЕ
МОЛИТВЫ
С
другой стороны, в каждой молитве есть нечто, что в той или другой (пусть малой)
мере уже принадлежит нашему собственному опыту. Но есть многое, что этому опыту
не принадлежит, что превосходит нас колоссально. И вот когда мы читаем молитвы,
мы должны первым делом, раньше всего быть честными перед Богом и перед тем
святым, слова которого произносим, потому что иначе молитва превращается в
ложь, в попытку убедить Бога в том, что в нас живут такие чувства, которых мы
даже издали не касались.
Как
же к этому относиться? Я думаю, что самое простое — делать то, что советует в
своих писаниях святой Феофан Затворник: продумывать и прочувствовать молитвы,
не тогда, когда ты их произносишь перед Богом, а когда у тебя есть какой-то
досуг и ты можешь сесть, взять книжку, прочесть одну молитву, вчитаться в нее и
поставить перед собой ряд вопросов.
Первый
вопрос таков: то, что здесь сказано, я понимаю или нет?.. Второе. Надо
поставить перед собой вопрос: есть у меня что-нибудь общее с этим святым и с
этой молитвой? Те слова, которые здесь написаны, могу ли я произносить от себя,
а не только повторяя?.. Могу ли я эти слова произнести от себя или это будет
неправда?
НЕ
ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ И БОГА
Я
могу вам дать один пример… В молитве Господней: «Прости меня, как я прощаю
своим должникам…», мы ударение ставим на «прости меня», а «как я прощаю»
произносим будто в придаток. Но у меня был очень печальный случай, когда мне
стало совершенно ясно, что в придаток этих слов нельзя повторять.
Подростком
я как-то поссорился «насмерть» с одним из своих товарищей. Когда я вечером
захотел произнести молитву Господню, мне стало ясно, что я не могу честно
сказать «прости, как я прощаю», когда у меня и в мыслях нет желания простить
его. Я тогда обратился к своему духовному отцу: что мне делать?
Он
на меня посмотрел с наивным выражением лица (наивным он не был!) и мне сказал:
«А в чем тут проблема? Когда ты дойдешь до этого места в молитве, вместо того
чтобы сказать: “остави мне долги мои, как я оставляю моим должникам», включая
этого твоего товарища, ты честно скажи: «Господи, моих долгов Ты не прощай,
потому что ему я не прощаю и никогда не прощу”».
Я
пришел в ужас: как же я могу молить Бога о том, чтобы Он меня не простил? Отец
Афанасий оставался кремнем: правда остается правдой, если ты не можешь
простить, то и не проси, чтобы Бог тебе простил; уходи. Я ушел, и когда дошло
до молитвы, я не мог произнести этих слов. Вы сами понимаете, что обратиться к
Богу с молитвой о том, чтобы Он мне не простил моих грехов, как я не прощаю
обиду, которую мне нанес товарищ, я не мог.
Через
несколько дней я к отцу Афанасию вернулся и говорю: «Не могу!» — «Ну что же,
если ты не можешь, попробуй вот что сделать: перескочи; дойдешь до этого места
и перейди к следующему прошению, а это оставь в стороне». Я попробовал, но в
стороне оставить не мог, потому что я нуждался в прощении, нуждался в милости
Божией, я не мог просить Бога о том, чтобы Он вообще забыл про меня.
Я
попробовал раз, другой и снова вернулся. Отец Афанасий мне говорит: «Ну что?
Один только выход — когда дойдешь до этого места, скажи: «Господи! Прости мне
мои грехи, но лишь поскольку я прощаю другим». А дальше — твое дело научиться
прощать».
И
он меня заставил в течение долгого времени продумывать мои отношения со всеми
людьми, которые были вокруг меня, и поставить перед собой вопрос резко, остро о
том, кому я прощаю от всей души, кому я прощаю сколько-то, кому я вовсе не
прощаю, а стараюсь о нем забыть. Это заняло довольно долгое время.
И
в какой-то момент мне вдруг стало ясно, что это безумие, что даже молясь о том,
чтобы Бог меня простил, постольку поскольку я прощаю, я навлекаю на себя Божие
осуждение. Потому что пока у меня нет в душе настоящего прощения, а только
желание простить — это неправда: ведь мое желание простить заключалось только в
том, чтобы самому быть прощенным.
Настоящего
желания не было, потому что, не будь вопроса о том, чтобы меня Бог простил, я
бы и не беспокоился о том, могу ли я сам простить. И постепенно, постепенно я
дошел до момента, когда смог сказать: «Господи, прости, потому что я его
прощаю!».
ПРОСТИТЬ
ПО-НАСТОЯЩЕМУ
Вы,
может быть, думаете, что этим дело кончилось. Это было только начало, и это
начало длится до сих пор, потому что, по мере того как живешь, ты
обнаруживаешь, что ненависти у тебя, может быть, нет ни к кому, злобы настоящей
нет, хотя бывают вспышки гнева, неприязни, но настоящее прощение по отношению к
людям, которые тебя окружают, которые хоть чем-нибудь тебя ранили, обидели, унизили,
не так просто принести Богу.
Приходится
поставить вопрос о каждом человеке, которого ты знаешь, и сказать себе: я его
хочу простить, но, во-первых, есть ли у меня причина его прощать? Он, может
быть, меня нечаянно обидел, но хотел ли он меня обидеть? И мой гнев, мое
негодование, моя мстительность духовная не являются ли ответом на случайный,
ничтожный грешок этого человека?
И
дальше, ставить вопрос о том, могу ли я сказать честно: «Господи, я его прощаю
от души, я его прощаю всей своей посильной любовью, я хочу, чтобы мы вошли в
вечность вместе, как братья, как брат и сестра, чтобы было счастьем встретиться
в вечности. Но и на земле, если что-нибудь, что принадлежит мне, мешает его
внутреннему освобождению, о Боже, очисти это!».
МОЛЯСЬ,
МЫ СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ
Есть
ветхозаветное предание о том, как один из пророков молится Богу, и видит, как
его молитва, как пламя, подымается с земли и вдруг превращается в туман,
который ветер сбивает к земле. Он обратился к Богу и говорит: «Как же так,
Господи, я от всей души молюсь Тебе, и моя молитва, как дым, стелется по земле.
В чем дело? Чем я согрешил перед Тобой?». И Бог ему отвечает: «Ты обидел одну
вдову, и она молится о том, чтобы ты был наказан за ту рану душевную, которую
ты ей нанес. И пока она тебя не простит, твоя молитва к небу подняться не
может. Ее молитва, словно сильный ветер, сдувает твою молитву».
Значит,
молясь, мы связаны друг с другом очень глубоко. И это очень важно. И потому,
когда мы собираемся молиться, мы должны раньше всего стать перед судом нашей
совести и поставить перед собой вопрос: в каком я сейчас состоянии?
Хотя
бы за этот день: не поднялось ли во мне какое-нибудь темное чувство, греховное
чувство, злое чувство? Жертва этого чувства, может быть, об этом и не знает,
это неважно; важно то, что во мне оно есть или было, хотя прошло.
И
тогда только можно обернуться к Богу и сказать: «Господи, вот что со мной
происходит, этот человек для меня чужд, а вместе с тем он мне должен бы братом
быть, сестрой быть. Ты же его так возлюбил, что Сам стал человеком для того,
чтобы он спасся, а я прохожу мимо него. Может, без злобы, но отвращая свой
взор, он для меня не существует, я его знать не хочу, он мне чужд».
И
вот, перед тем как молиться, надо поставить этот вопрос перед собой. Для начала
оглянуться на самых близких, на самое близкое наше окружение: как я отношусь к
тем, которых я сегодня просто встретил? что произошло между нами? этот человек
вошел ли в мое сердце путем любви, сострадания, желания добра с моей стороны,
или я закрыл дверь перед ним? Или еще хуже: не отвернулся ли я от кого-нибудь?
Не захотел его возненавидеть или обидеть и поэтому избежал встречи с ним, не
только разговора, но чтобы глазами не встретиться?
МИЛОСТЬ
ТВОЯ БЕЗМЕРНА…
Есть
молитвы, которые легко сказать, потому что мы себе не отдаем отчета в том, что
говорим. А иногда вдруг те или другие слова всплывают и наполняют нас
недоумением или ужасом. В одной из первых молитв, которую священник тайно
читает во время Литургии, говорится: «Господи, слава Твоя непостижима, держава
Твоя несказанна…».
Это
сказать легко, мы так себе Бога представляем: великим, славным, величественным,
державным. А дальше идет: «Милость Твоя безмерна, человеколюбие Твое
неизреченно…». И это мы можем повторить тогда, когда ничто нас болью не
коснулось, но если вдруг нас коснется что-то, что нас перевернет, ужаснет —
легко ли это сказать?
Я
вспоминаю одну женщину, пожилую уже, у которой умер внучек. Она мне сказала: «Я
больше с Богом разговаривать не могу! Он у меня отнял внука, который ничем
перед Ним не был виноват, Он его убил, когда ему было всего десять лет! Как я
могу обращаться к Богу с молитвой, когда Он стал для меня ужасом, чудовищем?!».
Я
ей тогда сказал (это было сразу после войны): «А скажи: за все годы твоей жизни
— первой войны, революции, эмиграции, второй войны, преследования тех или
других людей — сколько тысяч детей погибло? Почему же ты могла молиться Богу
перед лицом этого ужаса?». И она мне ответила с прямотой, о которой нам следует
задуматься: «Какое мне до них было дело, — это не мои дети, это не мои внуки!».
Часто
бывает, что мы можем спокойно отнестись к тому, что происходит, потому что это
не касается нас непосредственно, не пронизывает наше сердце, как кинжал. И нам
следует задуматься над тем, как мы относимся к ужасу жизни. Могу ли я сказать
от всей души: «Милость Твоя безмерна, человеколюбие Твое неизреченно», — перед
лицом того, что происходит? Есть люди, которые это могут сказать, потому что
они сами прошли через ужас и вместе со Христом устояли. А мы можем только верой
укрепить себя, соединиться с ними, помня, что с ними было и как они это
восприняли.
Подготовили архимандрит Лонгин (Чернуха),
монахиня Евтропия (Бобровникова)
Комментариев нет:
Отправить комментарий