В
середине III в. в североафриканском городе Карфаген вспыхнула эпидемия моровой
язвы. Горожане стали массово покидать город, бросив на произвол судьбы не
только свое имущество, но и смертельно больных родственников. В сложившейся
ситуации Карфагенский епископ решил личным примером показать, что эпидемии
можно противостоять не только бегством. Он лично ухаживал за брошенными
больными, погребал умерших, в т. ч. и язычников. В это время на Карфаген
обрушилось еще одно испытание: засуха и ее неизбежное следствие — голод.
Возникшей
паникой воспользовались кочевые племена нумидийцев, которые стали совершать
набеги и уводить местных жителей в плен. Чтобы облегчить жизнь страдальцам,
епископ убедил состоятельных горожан пожертвовать свои средства на питание
голодающим и выкуп пленных, говоря: «Любовь — основа всех добродетелей, она
вечно пребудет с нами в Царстве Небесном».
Этого
архиерея звали Киприан. Для святителя Карфаген был родным городом. Здесь он
вырос в семье сенатора-язычника, здесь же получил блестящее светское
образование, став учителем красноречия и философии в местной школе. Со временем
ораторский талант Киприана получил всеобщее признание. Его часто можно было
встретить на судебных заседаниях в качестве защитника интересов своих
сограждан.
Однако
ни слава, ни богатство, ни роскошные пиры с друзьями не могли утешить Киприана
в поиске ответа на один волнующий его вопрос: что есть истина? С этим же
вопросом он обратился к христианам. Ознакомившись с трудами апологета
Тертуллиана, Киприан осознал, что при своем образе жизни он не способен ощутить
перерождение. Из состояния нерешительности его вывел местный пресвитер Цецилий,
и в 46 лет Киприан стал оглашенным.
Раздав
свое имение нищим, он переселился в дом священника и вскоре принял Крещение.
«Когда возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, — писал позже
святитель, — свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое». Через год
праведник принял иерейский сан, а когда в 248 г. скончался местный епископ
Донат, то горожане единодушно избрали Киприана своим новым архиереем. Первым
делом новый Карфагенский епископ взялся за искоренение пороков среди клира и
паствы, подкрепляя свою деятельность личным примером. Духовный авторитет
святителя признали епископы близлежащих городов.
В
249 г. императором Рима стал Декий, который начал гонения на Церковь. Об этом
Киприану стало известно из сонного видения. Раздав церковное имущество
клирикам, святитель тайно покинул город, чтобы сохранить возможность
поддерживать веру паствы. Во время мучений некоторые христиане не выдерживали
пыток и приносили жертвы идолам. Прежде чем принять их в лоно Церкви, Киприан
предписывал сначала удостовериться в искренности их намерений, а затем, после
церковного покаяния и благословения епископа, принимать в общение. Мнение
святителя поддержали и другие местные епископы. А в 251 г. таким же было
решение и Поместного Собора.
Однако
римский пресвитер Новациан стал настаивать на том, что отпавших во время
гонения нельзя принимать в Церковь даже после покаяния. В этом он убедил
карфагенского пресвитера Новата и трех италийских епископов. А когда не
встретил поддержки со стороны Римского епископа, стал настаивать на выборах
нового Предстоятеля Церкви, чем создал угрозу раскола. В ответ на такое
беззаконие Киприан написал целую книгу под названием «О единстве Церкви».
В
253 г. к власти пришел император Валериан, и гонение на христиан повторилось.
На предложение принести жертву идолам святитель ответил отказом, за что был
сослан в г. Курубис, где ему было открыто о предстоящей мученической смерти.
Праведник написал много писем и книг, которые стали образцами православного
исповедания и читались на III Ефесском и IV Халкидонском Вселенских Соборах.
Желая
пострадать в Карфагене, Киприан вернулся в город. На суде он спокойно ответил,
что не принесет жертвы идолам, а на смертный вердикт ответил словами:
«Благодарение Богу!». После этого священномученик в последний раз благословил
паству, распорядился дать 25 златниц палачу, сам завязал себе глаза и преклонил
голову под меч. Это событие произошло в 258 г. Во времена правления короля
Карла Великого (771–814) мощи Киприана были перенесены во Францию.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий