«Всякий,
кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только
Ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни». Эти слова
принадлежат святителю II века — священномученику Иринею Лионскому. Сила
сказанных слов производит еще большее впечатление, когда понимаешь, что
произнес их ученик святого Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь,
внимал словам апостола Любви Иоанна Богослова.
Светильник
Лионской земли (территория совр. Франции) родился за многие тысячи километров
от места своего святительского служения — в малоазийском городе Смирна. В
галльский город Лугдун (совр. Лион) Иринея направил его духовный наставник —
святой Поликарп Смирнский. Некогда он крестил этого блестяще образованного
юношу, а позднее рукоположил его в сан пресвитера. Престарелый епископ Лиона
Пофин нуждался в помощи, и Поликарп посчитал необходимым направить к нему
надежного помощника.
Прибыв
в Лион, Ириней через некоторое время отправился в Италию с ответственным
поручением — доставить Римскому папе Елевферию письмо исповедников. Во время
отсутствия праведника в городе начались гонения на Церковь, и все знатные
горожане, исповедавшие себя христианами, были арестованы и брошены в тюрьму.
Спустя год после мученической кончины епископа Пофина, в 178 г., святитель
Ириней был избран епископом на Лионскую кафедру. Его проповедь Евангелия была
настолько действенна, что вскоре святитель обратил ко Христу чуть ли не всю
городскую общину Лиона.
Когда
гонения утихли, галльский архипастырь взялся за писание богословских трактатов.
Среди них была и книга под названием «Обличение и опровержение лжеименного
знания», в которой праведник изложил свои аргументы в защиту православного вероучения.
Труд святителя сохранился и известен сегодня как «Пять книг против ересей».
Для
опровержения еретического учения гностиков, утверждавших, что Бог не мог
воплотиться, поскольку материя сама по себе несовершенна и является
носительницей зла, Лионский владыка продолжил свои рассуждения о православной
вере. «Слово Божие, — учил святитель, — Иисус Христос, Господь наш, по
неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что
есть Он. Иисус Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию
снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом».
Спасение же человека, по мысли праведника, состоит в его обожении.
В
то время стала распространяться еще одна ересь — на этот раз Маркиона,
отрицавшего богодухновенность Ветхого Завета. Ириней Лионский вновь взялся за
перо и стал развивать учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов. «Один
и тот же Дух Божий, — писал святой, — Который через пророков возвещал, каково
имело быть пришествие Господа. Он же через апостолов проповедовал, что пришла
полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».
Между
вольным рассуждением о Боге и учением о Нем Церкви праведник выбирал последнее,
т. к., во-первых, именно в Церкви Христовой присутствует преемственность епископата,
а, во-вторых, по времени своего существования Церковь старше всех ересей.
Во
II в. между христианскими общинами обширной Римской империи возник спор о
времени празднования Пасхи. В Малой Азии христиане отмечали это событие всегда
в один и тот же день — 14 нисана. Римский папа Виктор стал настаивать на
единообразии церковного календаря. Чтобы требования римского архипастыря не
вызвали раскола, епископ Ириней от имени всех галльских христиан написал к папе
обращение, в котором предупреждал о возможных последствиях его неуступчивости в
вопросе о местных традициях и о том, что необходимо дорожить церковным миром.
Во
времена правления императора Септимия Севера начались новые гонения на
христиан. В 202 г. свою голову за Христа положил и выдающийся проповедник
Евангелия — святитель Ириней Лионский.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий