Как
мы уже сообщали, 7 августа 2013 г. преставился ко Господу главный редактор
«Церковной православной газеты» архимандрит Лонгин (Чернуха). В предыдущем
выпуске «ЦПГ» были опубликованы воспоминания о батюшке, а также интервью,
данное им порталу «Православие в Украине» в 2009 г.
На этот раз предлагаем
вниманию наших читателей выдержки из статей архимандрита Лонгина,
публиковавшихся на страницах нашей газеты в 2007 – 2013 гг.
В
СОВМЕСТНОМ ПОДВИГЕ
Каждая
эпоха с изменением ритма и стиля жизни ставит перед христианами новые задачи.
Но от этого не меняется основная цель христианской жизни — спасение души. Вся
история Церкви Христовой — это история борьбы человека со злом. Как и во всякой
войне, случаются поражения и неудачи. И если бы Церковь была только собранием
единомыслящих людей, она вряд ли бы сохранилась до сегодняшнего дня. Но Церковь
— организм богочеловеческий, в котором благодать Божия покрывает и исцеляет все
наши недостатки.
Жизнь
Церкви — это жизнь каждого из нас, тех, кто верит во Христа, кто составляет
народ Божий. История Церкви — это жизненный путь каждого из нас, путь по
которому мы идем впервые. Мы учимся быть христианами, а научиться этому
самостоятельно, отдельно от церковной жизни, нельзя. Только в совместном
духовном подвиге возможно восхождение к Богу: Друг друга тяготы носите, тако да
исполните закон Христов (Гал. 6: 2).
Апрель 2007 г.
ДВА
ОТЕЧЕСТВА
Православный
христианин принадлежит двум отечествам — земному и Небесному. Но Небесное
важнее. Им определяется земная жизнь. На стыке этих понятий рождается чувство
истинного патриотизма. Примеры такой любви мы находим еще в ветхозаветные
времена в лице лучших сынов древнего Израиля — святых пророков, которые
возвещали Слово Божие ради спасения своего народа, избавления его не только от
рабства завоевателей, но и рабства греха.
При
этом они не закрывали глаза на недостатки своего народа, не усыпляли его
льстивыми речами, но, если было необходимо, обличали, призывая к покаянию и
исправлению жизни… И были гонимы своими же, побиваемы камнями и умерщвляемы
теми, кто хотел вернуться к египетским котлам с мясными брашнами, нежели быть свободными
в Боге. История повторяется. И сегодня те, кто желает сохранить верность Богу,
так же неудобны для тех, кто стремится лишь к земной власти и славе, кто на
всех путях говорит о своей любви к народу, а делами удаляется от него.
Май 2007 г.
О
ВЕТХОМ И НОВОМ
Описывая
наше духовное состояние, святой праведный Иоанн Кронштадтский учит, что в
человеке живет как бы два человека — ветхий и новый. Ветхий — человек греха,
всецело поглощенный земными заботами. Новый — исполненный веры в Бога, всеми
силами стремящийся к Небу. И, естественно, между ними непрерывно ведется брань.
От исхода этой борьбы, от того, что мы выберем — новую жизнь или ветхую,
зависит наша вечная жизнь. Поэтому враг рода человеческого пытается всячески
подменить эти два понятия, сбить человека с толку.
Многие
убеждены, что лишь то совершенно, что обладает большей новизной, что создано за
последнее время — будь то изобретения в технической или гуманитарной области.
Но не всегда, как оказывается, новое лучше старого. На самом деле часто именно
старое предстает не устаревающим и всегда новым.
Две
тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос принес людям Новый Завет.
Историческая наука разделила этот 2000-летний период на эпохи — древней
истории, средних веков, новой и новейшей истории. Многое из того, что было
создано человечеством за это время, дышит древностью и помещено в музеи, что-то
совершенно кануло в Лету. Однако Новый Завет не теряет своей новизны, своей
актуальности и по сей день. А объясняется это тем, что его источник — в вечности,
в Боге.
Значит
и человек, чем ближе к Богу, чем больше обращен к вечности, тем обновленнее
будет его жизнь. Так, святой апостол Павел, говоря о человеческом естестве,
указывает на то, что человек состоит из внешнего и внутреннего человека.
Внешний — материальный, внутренний — духовный: Посему мы не унываем; но если
внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор.
4: 16).
«Человек
есть то, что он ест», — вслед за Пифагором сказал в свое время немецкий
философ-материалист Фейербах. Если вдуматься, то это не противоречит и законам
духовной жизни, но даже приобретает более глубокий смысл: человек есть то, что
составляет его духовную пищу.
Сегодня
мы почти привыкли к тому, что нас окружает разнообразный мир искусственных
вещей. Даже пища становится синтетической. И ради удобства (экономии времени и
сил) или по причине удовольствия люди, хотя и знают о неполезности такой пищи,
соглашаются ее есть. Но это еще полбеды. Страшнее, когда душа человека
заполняется всевозможными суррогатами духовной пищи.
Сегодня
человек должен быть особенно осторожен и рассудителен в выборе того, что он
принимает в свои ум и сердце, помня, что не все новое совершеннее и лучше
старого, и часто то, что кажется устаревшим, на самом деле никогда не
старилось.
Июнь 2007 г.
«ЦЕРКОВЬ
— ЭТО САМА ЖИЗНЬ»
Во
все времена христианам было важно осознавать свою причастность к жизни Церкви,
духовную связь со многими поколениями православных христиан. И сегодня нам
необходимо понять, что мы являемся продолжателями этой духовной эстафеты. От
каждого из нас зависит, какой будет Церковь завтра, какое наследие мы оставим
нашим потомкам. Ошибочно думать, что вот, настанет время, когда что-то как-то
изменится — и верить будет легче и удобнее, не жертвуя своим «я» ради Бога и
ближнего, не преодолевая свою духовную лень и «земное притяжение».
Все,
желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3: 12), —
говорит Священное Писание. Поэтому жизнь христианина — это крестоношение. Но,
подобно тому, как не было злобы у Спасителя, когда Он претерпевал Крестные
Страдания, так и нас, христиан, не должны озлобить жизненные трудности.
Сегодня
для многих уже стали привычными такие слова, как «церковь», «священник»,
«Рождество», «Пасха». Все чаще в средствах массовой информации поднимаются
церковные темы, духовных лиц приглашают на телевидение, в школы вводится
изучение христианской этики. Однако важно понимать: Церковь не является
атрибутом жизни — это сама жизнь, которая охватывает человека целиком.
Июль 2007 г.
ТАИНСТВО
СВОБОДЫ
Современное
общество все больше и больше говорит о свободе. Очевидно, у кого что болит, тот
о том и говорит. Термин «свобода» употребляют политики, работники искусства,
законодатели мод, продавцы мобильных телефонов и фастфудов, психологи, юристы,
школьники и студенты. Но вот только, что понимается под свободой? Кто и какой
смысл вкладывает в это понятие?
Беда
нашего общества в том, что под одним лозунгом свободы пытаются ужиться самые
разные ее проявления. В результате получается так, что одни, заботясь о своей
свободе, посягают на свободу других.
Есть
и еще одна характерная особенность этой проблемы. Существуют продавцы свободы и
ее покупатели. Но только не всегда покупателям продается качественный товар.
Например, те же продукты быстрого питания: человек вроде бы и освобождается от
каких-то затрат своего времени на приготовление пищи, но столько же времени он
тратит потом на посещение больниц и зарабатывание денег на лекарства,
необходимые после такого питания.
Найдется
и другой пример. Так называемый гражданский брак. Чем не свобода? Только к
чему, в конце концов, приводят такие «свободные» отношения? Люди добровольно
соглашаются жить на основах неверности, безответственности, эгоизма. Разве не
больше в такой ситуации человек теряет, чем приобретает?
Наверное,
в глубине своего естества каждый человек понимает и чувствует, что свобода не
определяется только материальными благами, социальными привилегиями и
возможностью делать, что хочешь. Понятие свободы покоится на глубоких
нравственных принципах.
Христианин
может сегодня говорить о Таинстве Свободы. Для него это понятие тесно связано с
верой во Христа — воплотившуюся Истину. Это понятие своими корнями уходит в
мистические глубины духовной жизни. И лишь с введением в свою жизнь этого
сверхъестественного начала, человек сможет понять, что есть подлинная свобода.
Октябрь 2007 г.
О
ПОДВИГЕ НОВОМУЧЕНИКОВ
История
все больше и больше открывает имен святых и, вместе с тем, страшных фактов
нечеловеческой жестокости. Когда читаешь жития древних святых, принявших смерть
от языческих императоров, ужасаешься дьявольской изощренности пыток и
истязаний, которые придумывали мучители для христиан. Но это еще как-то можно
объяснить жестокостью и грубостью языческого мира, который только начал
просвещаться светом Истины. Но ХХ век, век цивилизации с культурой, взращенной
на основе христианских ценностей, с поэзией Шекспира, музыкой Моцарта,
картинами Рембрандта, величественной архитектурой древних храмов и дворцов,
достижениями в науке и технике…
И
при этом жестокость, кажется, еще более изощренная и кощунственная. В чем
причины такого глубокого нравственного падения, что приводит человека к потере
человеческого облика? Достоевский дал емкую характеристику такого состояния ума
и воли: «Бога нет, и делай, что хочешь!». При неверии уже ничто не способно
остановить разгула человеческих страстей и безумия. Именно безумие является
знаменем безбожия.
Вспоминая
подвиг новомучеников, мы не просто смотрим в прошлое. Эта память нужна для
настоящего и будущего. Уроки истории необходимы, чтобы не утратить истинной
мудрости. Мы должны понимать, что и сегодня вражда дьявола против Божьего
творения не прекращается. Она приобретает другие формы. Не прямо, так косвенно,
злые силы пытаются разрушить то, что разумно, добро и вечно. Именно этими тремя
составляющими обладает Церковь во всей полноте.
Поэтому
только она в состоянии сохранить мир от тления. «Вы — соль земли», — говорит
Христос своим последователям. Значит, задача христианина заключается не только
в спасении своей души, но и в спасении ближнего. Мы должны избегать равнодушия
и самодовольства, чтобы свидетельствовать миру о Христе. Ведь «если соль
обуяет, то что сделает ее соленой»?
Февраль 2008 г.
«ЛУЧШЕ
МЕНЬШЕ, НО ЛУЧШЕ»
<…>
уровень религиозного сознания, духовных знаний и вообще духовной жизни как у
детей, так и у их родителей и учителей в среднем в Украине невысок. Многие
скорее номинально являются верующими. Поэтому преподавание основ христианской
культуры и этики должно быть достаточно деликатным, осторожным, чтобы знания о
Боге и его Заповедях не были нагромождением знаний, не воплощаемых в жизнь. В
противном случае у детей пропадет интерес к данному предмету и, что еще
опаснее, в целом к миру веры, к духовным вещам.
Тут
очевидно, следует действовать по принципу «лучше меньше, но лучше». Не хотелось
бы, чтобы уроки превратились в рутину, морализаторские нотации, а Заповеди
Божьи использовались учителями и родителями для запугивания детей, в качестве
угрозы наказания Богом за их нарушение.
Апрель 2009 г.
ВОЗМОЖНО
ЛИ ДОБРО БЕЗ ВЕРЫ?
Когда
задают вопрос, обязательно ли верить в Бога, чтобы быть добрым человеком, я
вспоминаю притчу Христа о домах, построенных на камне и на песке. На песке
можно построить дом. Но будет ли он прочным? Добро изначально закладывается в
человека Богом, независимо от того, верит человек или не верит. Но что будет с
этим добром, если вера в человеке так и не получит своего развития?
За
примером не нужно далеко ходить. Совесть. По учению святых, это голос Божий,
который дает возможность человеку различать добро и зло. Иначе было бы
несправедливо ждать от человека правильного нравственного выбора. Но, увы,
далеко не все сохраняют совесть в чистоте, а о некоторых говорят, что они и
вовсе потеряли совесть. Это значит, что зло восторжествовало в их сердцах. Чаще
всего это происходит с неверующими людьми, нравственные принципы которых строились
на песке бездуховности. <…>
Но
не будем винить этих людей. Бог им судья. Лучше задумаемся над тем, почему это
могло с ними случиться. И, очевидно, одна из проблем состоит в том, что не
достаточен наш свет. Не почувствовали они в наших сердцах тепла, не нашли в
глазах добра, не убедительной оказалась для них наша вера. Поэтому и закралось
в них сомнение: зачем верить в Бога, если верующие не намного лучше меня.
Наверное, если бы все верующие в Бога действительно жили по вере, то ни у кого
бы из неверующих даже не возник подобный вопрос. Потому что добро неверующего
человека просто меркло бы на фоне добрых дел, основанных на вере.
Но,
с другой стороны, несовершенство верующих людей не может быть оправданием для
неверия. Ведь Христос пришел призвать именно несовершенных, чтобы они смогли
стать лучше, именно грешников, чтобы они смогли исправиться, именно больных,
чтобы они смогли исцелиться.
Сентябрь 2010 г.
МНОГОЕ
МЫ ЗНАЕМ, НО НЕ МНОГОЕ ВОПЛОТИЛИ
Евхаристия.
Сколько трепетных моментов нашей жизни связано с этим Таинством! Сколько
волевых усилий, сколько трудов, внутренней борьбы, покаянных слез, наконец,
духовной радости и умиротворения! Как много прочитано об этом Таинстве! И в
контексте прочитанного — осмысление его как Тайной Вечери, заповеданной Христом,
Брачного пира, на который Отец Небесный зовет к Своему Сыну, чтобы насладиться
радостью.
Мы
знаем, что это таинство таинств, центр и смысл духовной жизни, выраженной в
наших трудах над собой и богослужениях. Оно изгоняет грех, укрепляет нас
духовно и физически. Без него духовная жизнь ослабевает, теряет, в конце
концов, смысл. Это таинство Любви, причастности Богу, благодарения Ему. Это и
таинство единства Церкви, полноты церковного общения.
С
каждым годом все больше и больше людей понимают важность Евхаристии. Как
заметил один православный, если до революции среди православных нормой стало
однократное Причащение в год, то сегодня, услышав о таком отношении к таинству,
испытываешь глубокое сожаление и несогласие с таким подходом. За годы возрождения
церковной жизни многие прошли немалый путь приобретения духовного опыта. Ценой
ошибок, неудач, глубоких душевных переживаний, метаний ума.
Но
и после прохождения этого пути многое в духовной жизни только вот-вот начинает
становиться понятным. И не просто понятным, как действие ума, а понятным всем
естеством, как личный опыт, хотя и малый, но драгоценный. И если говорить о
духовной жизни, и в частности о Таинстве Евхаристии, важно понимать, что многое
мы знаем, но не многое воплотили в жизнь, ведь «скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается».
Поэтому
нам нужно понимать, что невозможно все подогнать под один шаблон. Есть общие
правила, общие законы духовной жизни, но возможность каждого из нас выполнять
их — разная. И тут возникает задача: с одной стороны — не переборщить с
требованиями к духовной жизни, а с другой — не упростить эти требования.
Поэтому
любые суждения о духовной жизни должны быть чужды крайностей, учитывая
множество деталей, учитывая неповторимость каждого человека с его духовными
силами, духовным возрастом, с его характером, темпераментом, умением трудиться,
усваивать и передавать опыт. Ведь не требует же садовник от саженца, чтобы он
тут же догнал взрослые деревья и начал плодоносить. Но и не оставляет его на
произвол стихий. А трудится над ним, внимательно, бережно, вкладывая свою душу.
Октябрь 2010 г.
ВЕРНУТЬ
ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ
Неоднократно
приходилось слышать от неверующих, что люди (а особенно монахи) «ударяются» в
религию, чтобы уйти от житейских проблем, спрятаться от жизненных трудностей,
что верующий человек создает свой мирок, в котором прячется от реальностей
этого мира. Может быть, некоторые именно такой и представляют духовную жизнь,
но это далеко от истины. <…>
Да,
Православная Церковь призывает нас не привязываться к этому миру. И связано это
не с ненавистью к самому миру, ведь он — Божие творение, — но с ненавистью ко
греху, к злу, которые им овладевают. Церковь призывает к активной жизненной
позиции: не бояться жизненных трудностей, не убегать в мир иллюзий (алкоголь,
наркотики, виртуальные игры и т. п.).
Церковь
призывает помогать тем, кто попал в беду, но не упиваться чувством своей
надмирности, бесстрастности, нередко вызванной на самом деле безразличием как
ко злу, так и к добру. Церковь призывает нас реально взглянуть на этот мир — со
всеми его плюсами и минусами. Но это взгляд с позиции главной реальности,
реальности, превосходящей все реальности, — Божественного бытия, Божественной
Премудрости. Иначе все будет казаться суетой сует, и нашу внутреннюю пустоту подменит
демоническая псевдореальность.
Со
времени грехопадения человек переживает тоску по утраченному блаженству, но
вернуть потерянный рай можно только обратившись к его Создателю. Все остальное
будет суррогатом рая, суррогатом счастья и в конечном итоге приведет к
НЕсчастью.
Февраль 2011 г.
ПОЛАГАТЬСЯ
НА МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ
<…>
При всей нашей печали по трагически ушедшим из жизни мы все же должны со
смирением и с рассудительностью подходить к этому вопросу, полагаясь на
милосердие Божие, которое превосходит милосердие человеческое.
Июнь 2013 г.
Вдячні за тиху совісну підтримку - потужний і чистий зв'язок РІДних душ.
ОтветитьУдалить