19 сентября 2013

ОТЦЫ. Треть детей в Украине воспитывается без отцов. Эту цифру можно уменьшить. Было бы желание

— Почему ты плачешь?
Нет ответа.
— Может, тебя кто-то обидел?
Продолжает реветь.

Мы стоим в пустом школьном коридоре. Я присел на корточки, пытаюсь понять причину плача. Девочка уткнулась в угол и не перестает плакать. Урок только что начался, я отвел сына в класс. Девочка, судя по всему, учится в параллельном.

Все мои вопросы остаются без ответа. Ребенок закрылся, ничего не хочет слышать. Пробую формулировать вопросы иначе. Как учит психолог Юлия Гиппенрейтер — использовать активное слушание. То есть не задавать вопросы, а проговаривать их.

— Скажи, ты расстроилась, потому что опоздала, и учительница не пустила тебя в класс, — я сообщал, а не спрашивал. Не помогает.

— Тебя кто-то обидел, а потом учительница не пустила тебя в класс, и ты очень расстроилась?
— Да!
— Тебе ужасно обидно, — на самом деле я, конечно, не знаю, из-за чего дети поссорились.
— Да! Он разрисовал мелом мои новые джинсы! — чуть меньше плачет, чуть больше говорит.

— А у тебя красивые новые джинсы. Тебе не нравится, когда на них мел, — я снова утверждаю, девочка наконец поворачивается ко мне и рассказывает дальше:
— А учительница отругала меня, хотя я ни в чем не виновата!
— В общем, и штаны тебе измазали, и наказали тебя несправедливо, и тебе все это очень не понравилось, — кивок.

Она уже почти не плакала, я собирался взять ее за руку и отвести в класс. Но девочка решила поделиться с незнакомым человеком и другими своими переживаниями. Скорее всего, редко кто беспокоился о том, что она чувствует.

— Да, мне не понравилась учительница, мне не нравится, когда мне разрисовывают штаны, мне не нравится, что мама ругает папу матом, мне не нравится, что папа ездит к своей дуре на ее яхту, мне не нравится, что бабушка… — и дальше много чего другого из семейной жизни. То, что было ерундой для учителя — разрисованные мелом штаны — оказалось последней каплей для ребенка, в жизни которого и так много негатива. Я бы на ее месте тоже расстроился из-за штанов.

Мы познакомились, я отвел Олю в класс и поехал на работу. Меня поразила не только эффективность методики активного слушания. Перед глазами стояла картина Олиной домашней жизни. А сколько в стране таких семей, где родители кричат друг на друга, а потом жалуются на капризы детей?

Вот данные опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований имени А. Яременко. В исследовании приняли участие более 4000 детей трех возрастных групп: с 10 до 13, с 14 до 15 и с 16 до 17 лет и около 1000 родителей.

«У нас в семье никто не ругается матом и не обращается друг с другом пренебрежительно». «Да», — так ответили 78,5% опрошенных родителей. «Да, так и есть», — повторили за ними 47% опрошенных детей. Другими словами, часть родителей просто не хочет признаваться в том, что они ругаются при детях.

«У нас в семье обсуждаются происшедшие с каждым события, мы радуемся успехам друг друга и переживаем о поражениях кого-либо из семьи». Тут опять путаница в показаниях. «Да», — говорят почти все родители (94%). «Да», — соглашаются с ними 63% опрошенных детей. То есть треть родителей выдает желаемое за действительное. На деле это означает: у них нет эмоционального контакта с детьми.

Кроме семейных конфликтов, есть еще около 2 млн детей, которые воспитываются в разведенных семьях, чаще всего без отца. В Украине нет исследований на тему того, чем опасна безотцовщина. Согласно данным американского сайта National Center for Fathering, дети, выросшие без отца, не уверены в себе и почти всегда у них ненормальные представления об отношениях между мужчиной и женщиной.

Чаще всего проблема не в семьях вообще, а в нас, мужчинах. В 91 % разводов ребенок остается с матерью. Конечно же, причины разводов бывают разными, и далеко не всегда в них кто-то один виноват. Просто так установлено Богом, что мужчина должен брать на себя больше ответственности, чем женщина.

Что я предлагаю? Поменять отношение к отцовству, вернуть детям отцов. Как это сделать? Для начала просто популяризировать само понятие отцовства. Отец — не самое позитивное слово теперь. Я делаю перевод книги, изданной National Center for Fathering, и готовлюсь открыть сайт, посвященный проблемам отцовства. Остальное — по мере появления единомышленников. Если вы «за» — присоединяйтесь.

Влад Головин

Комментариев нет:

Отправить комментарий