—
Почему ты плачешь?
Нет
ответа.
—
Может, тебя кто-то обидел?
Продолжает
реветь.
Мы стоим в пустом школьном коридоре. Я присел на корточки, пытаюсь
понять причину плача. Девочка уткнулась в угол и не перестает плакать. Урок
только что начался, я отвел сына в класс. Девочка, судя по всему, учится в
параллельном.
Все
мои вопросы остаются без ответа. Ребенок закрылся, ничего не хочет слышать.
Пробую формулировать вопросы иначе. Как учит психолог Юлия Гиппенрейтер —
использовать активное слушание. То есть не задавать вопросы, а проговаривать
их.
—
Скажи, ты расстроилась, потому что опоздала, и учительница не пустила тебя в
класс, — я сообщал, а не спрашивал. Не помогает.
—
Тебя кто-то обидел, а потом учительница не пустила тебя в класс, и ты очень
расстроилась?
—
Да!
—
Тебе ужасно обидно, — на самом деле я, конечно, не знаю, из-за чего дети
поссорились.
—
Да! Он разрисовал мелом мои новые джинсы! — чуть меньше плачет, чуть больше
говорит.
—
А у тебя красивые новые джинсы. Тебе не нравится, когда на них мел, — я снова
утверждаю, девочка наконец поворачивается ко мне и рассказывает дальше:
—
А учительница отругала меня, хотя я ни в чем не виновата!
—
В общем, и штаны тебе измазали, и наказали тебя несправедливо, и тебе все это
очень не понравилось, — кивок.
Она
уже почти не плакала, я собирался взять ее за руку и отвести в класс. Но
девочка решила поделиться с незнакомым человеком и другими своими
переживаниями. Скорее всего, редко кто беспокоился о том, что она чувствует.
—
Да, мне не понравилась учительница, мне не нравится, когда мне разрисовывают штаны,
мне не нравится, что мама ругает папу матом, мне не нравится, что папа ездит к
своей дуре на ее яхту, мне не нравится, что бабушка… — и дальше много чего
другого из семейной жизни. То, что было ерундой для учителя — разрисованные
мелом штаны — оказалось последней каплей для ребенка, в жизни которого и так
много негатива. Я бы на ее месте тоже расстроился из-за штанов.
Мы
познакомились, я отвел Олю в класс и поехал на работу. Меня поразила не только
эффективность методики активного слушания. Перед глазами стояла картина Олиной
домашней жизни. А сколько в стране таких семей, где родители кричат друг на
друга, а потом жалуются на капризы детей?
Вот
данные опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований имени
А. Яременко. В исследовании приняли участие более 4000 детей трех возрастных
групп: с 10 до 13, с 14 до 15 и с 16 до 17 лет и около 1000 родителей.
«У
нас в семье никто не ругается матом и не обращается друг с другом
пренебрежительно». «Да», — так ответили 78,5% опрошенных родителей. «Да, так и
есть», — повторили за ними 47% опрошенных детей. Другими словами, часть
родителей просто не хочет признаваться в том, что они ругаются при детях.
«У
нас в семье обсуждаются происшедшие с каждым события, мы радуемся успехам друг
друга и переживаем о поражениях кого-либо из семьи». Тут опять путаница в
показаниях. «Да», — говорят почти все родители (94%). «Да», — соглашаются с
ними 63% опрошенных детей. То есть треть родителей выдает желаемое за
действительное. На деле это означает: у них нет эмоционального контакта с
детьми.
Кроме
семейных конфликтов, есть еще около 2 млн детей, которые воспитываются в
разведенных семьях, чаще всего без отца. В Украине нет исследований на тему
того, чем опасна безотцовщина. Согласно данным американского сайта National Center
for Fathering,
дети, выросшие без отца, не уверены в себе и почти всегда у них ненормальные
представления об отношениях между мужчиной и женщиной.
Чаще
всего проблема не в семьях вообще, а в нас, мужчинах. В 91 % разводов ребенок
остается с матерью. Конечно же, причины разводов бывают разными, и далеко не
всегда в них кто-то один виноват. Просто так установлено Богом, что мужчина
должен брать на себя больше ответственности, чем женщина.
Что
я предлагаю? Поменять отношение к отцовству, вернуть детям отцов. Как это
сделать? Для начала просто популяризировать само понятие отцовства. Отец — не
самое позитивное слово теперь. Я делаю перевод книги, изданной National Center
for Fathering,
и готовлюсь открыть сайт, посвященный проблемам отцовства. Остальное — по мере появления единомышленников. Если
вы «за» — присоединяйтесь.
Влад Головин
Комментариев нет:
Отправить комментарий