Это
было в жестокие и печальные времена немецкой оккупации Парижа.
Война
захватывала все большие и большие пространства. Сотни тысяч людей двигались по
замерзшим дорогам России, шли бои в Африке, взрывались бомбы в Европе. По вечерам
Париж погружался в ледяную тьму, нигде не горели фонари и не светились окна.
Только в редкие зимние ночи луна освещала этот замерзший, почти призрачный
город...
...Я
пришел однажды в небольшое кафе, в одном из предместий Парижа, где у меня было
свидание со случайным знакомым. Это было вечером, лютой зимой сорок второго
года. В кафе было много народа. У стойки хорошо одетые люди — шарфы, меховые
воротники, выглаженные костюмы — пили коньяк, кофе с ромом и ликеры, ели
бутерброды с ветчиной, которой я давно не видал.
Я
узнал потом, чем объяснялась эта ветчина, этот коньяк и все остальное:
завсегдатаями кафе, в которое я случайно попал, были русские, занимавшиеся
черной биржей. До войны... большинство этих людей были безработными — не
потому, что не находили работы, а оттого, что не хотели работать из какого-то
непонятного и упорного нежелания жить так, как жили все другие: ходить на
завод, снимать комнату в плохой гостинице и получать жалованье раз в две
недели... Они знали все ночлежные дома Парижа... Они знали Армию Спасения,
притоны и нищие кафе place Maubert, куда сходились собиратели окурков,
оцепенелый сон на скамейках подземных станций метро и бесконечные блуждания по
Парижу...
И
вот после того, как немецкая армия заняла больше половины французской территории,
в жизни этих людей произошли необыкновенные изменения. Им была дана внезапная и
чудесная возможность разбогатеть — без особенных усилий и, в сущности, почти не
работая. Немецкая армия и учреждения, связанные с ней, покупали оптом, не
торгуясь, все товары, которые им предлагались: сапоги и зубные щетки, мыло и
гвозди, золото и уголь, одежду и топоры, провода и машины, цемент и шелк — все.
Эти люди стали посредниками между немецкими покупателями и французскими
коммерсантами, продававшими свои товары. И как в арабской сказке, вчерашние
безработные разбогатели.
Они
жили теперь в теплых квартирах, из которых уехали их бывшие хозяева, оставив
картины непонятного содержания, хорошие ковры и удобные кресла. Они носили на
руке золотые часы с золотыми браслетами, на их пальцах были кольца с настоящими
драгоценными камнями...
Я
познакомился сначала с одним из них, Григорием Тимофеевичем, худощавым
немолодым человеком с глубоко сидящими глазами и острым подбородком. Я встретил
его у моего друга, бывшего певца, выступавшего в свое время в кабаре и кафе. Но
в те времена, когда я его знал, все это отошло в прошлое. Он был тяжело болен
чахоткой и редко вставал с кровати. Григория Тимофеевича никто, кроме меня,
никогда не называл по имени и отчеству, и был он всегда Гриша или Гришка.
Певца, наоборот, никто не называл по имени, все звали Василием Ивановичем.
—
Вот, Василий Иванович, купил я, значит, картину, — говорил как-то Гриша. — Я
тебе, между прочим, жареную курицу принес.
—
Спасибо, — сказал Василий Иванович. — Какую же ты картину купил, Гриша?
—
Картина, Василий Иванович, не простая. Деньги за нее такие заплатил — вспомнить
страшно. Но сюжет уж очень роскошный.
—
Что же там нарисовано?
—
Изображен там, Василий Иванович, огромный орел, и куда-то он летит, а у него на
спине, понимаешь, такой молодой юноша, которого он вроде как уносит. Не совсем
понятно, правда, но орел, я тебе скажу, лучше не бывает. Много раз я эту
картину рассматривал — и каждый раз одно и то же: замечательная картина, ничего
не скажешь.
—
А какого художника?
—
Этого я не знаю, — сказал Гриша. — Какой-то очень знаменитый. Мне продавец
фамилию сказал, я забыл. Только помню, он сказал, что по сравнению с ним Репин,
говорит, это просто бревно. И название картины сказал, но я, знаешь, его как-то
даже не слушал, до того у меня дыхание захватило.
Я
видел потом эту картину в квартире Гриши: это была копия рубенсовского
«Похищения Ганимеда».
Картины,
впрочем, покупали все или почти все клиенты этого кафе, так же, как они
покупали золотые вещи или монеты. У этих людей, у которых никогда ничего не
было, вдруг пробудилось какое-то порывистое и беспорядочное стяжательство,
никогда, впрочем, не принимавшее западной формы механического накопления денег.
Но тратили они еще больше, тратили без толку и зря, с какой-то особенной
нелепостью. Помню одного из них, высокого и унылого человека с черной бородой;
звали его Спиридон Иванович. Он стоял в кафе и пил коньяк. По улице в это время
проходил стекольщик, кричавший заунывным голосом:
—
Vitrier! Vitrier! (Вставляем стекла! Вставляем стекла!)
—
Не могу я этого крика слышать, — сказал Спиридон Иванович. — Не могу, нервы не
те. И ведь без толку кричит, ну кому он нужен?
С
улицы опять донесся крик:
—
Vitrier! Vitrier!
Спиридон
Иванович выбежал из кафе, подошел к стекольщику и сказал ему по- русски:
—
Не надрывай ты мне душу, Христа ради, замолчи! Сколько все твое барахло стоит?
Потом,
спохватившись, он повторил свой вопрос на ломаном французском языке. Удивленный
стекольщик, помявшись, ответил. Спиридон Иванович вынул бумажник, заплатил
столько, сколько стоил весь товар, подождал, пока стекольщик уйдет, и вернулся
к стойке допивать свой коньяк, который как-то особенно звучно булькал и
переливался в его горле, сопровождаемый движением острого кадыка.
—
Весь день маешься, — бормотал Спиридон Иванович, — с утра неприятности, того не
доставили, там товару не оказалось, а тут еще душу человек надрывает. Только
вечером и отдохнешь. Придешь домой, зажжешь отопление и ляжешь в кровать.
Лежишь и думаешь: дорвался, Спиридон Иванович, дошел, наконец. Отдохнуть нам,
ребята, нужно, а не со стекольщиками лаяться, отдохнуть.
—
На том свете отдохнешь, Спиридон Иванович, — сказал Володя, атлетический
мужчина лет сорока, специалист по золоту. — Стекольщиков там, я так полагаю, не
должно быть, какие там стекла? только облака да ангелы, больше ничего.
—
И золота тоже нету, — сказал один из посетителей.
—
Это еще неизвестно, — сказал Володя. — Я как-то был в соборе Парижской
Богоматери, там кружка висит для пожертвований. Смотрю, а на ней написано: «для
душ, находящихся в чистилище». Значит, в чистилище какие-то средства поступают.
—
Это их католическое дело, — сказал Григорий Тимофеевич. — Деньги-то, конечно,
идут на церковь, чтобы молились здесь за тех, которые, как они думают, должны
быть в чистилище. Но это ты прав, странно, конечно, написано.
Я
особенно почему-то запомнил этот день, когда Спиридон Иванович произносил свой
монолог — хриплый звук его голоса, движение кадыка на его худой и длинной шее и
эти слова — отдохнуть нам, ребята, нужно, — запомнил выражение его пьяных и
усталых глаз, зимние сумерки и смесь алкогольных запахов в кафе.
А
когда Григорий Тимофеевич вышел, Володя сказал мне:
—
Напрасно это я о том свете заговорил, помолчал бы лучше. Боюсь я за Гришу, всем
нам его жаль. Хороший человек, только не жилец он, давно у него чахотка.
Потом
Володя заговорил о своих делах. Разговор его, как всегда, был переполнен
техническими терминами — проценты, сплавы, караты, то или иное гранение камней.
Было ясно, что вряд ли он мог, за короткое время, которое прошло с того дня,
когда немцы заняли Париж, усвоить все эти вещи. Когда я его спросил однажды,
откуда у него такие познания, он ответил, что его всегда интересовало все, что
касалось золота и драгоценностей. До войны он, как и все его друзья по кафе,
бывал чаще всего безработным и нередко бездомным. Но он проводил целые часы
перед витринами ювелирных магазинов на rue de la Paix, читал со словарем какие-
то технические книги, знал, при какой температуре плавится тот или иной металл,
в каких отраслях промышленности нужна платина — и этот оборванный в те времена
и почти нищий человек мог бы быть экспертом ювелирного дела...
Глядя
на Володю, я нередко возвращался к мысли о том, насколько условны могут быть
так называемые социальные различия: этому бездомному человеку следовало бы быть
собственником крупного ювелирного магазина где- нибудь на rue du Faubourg St.
Honore. Другие посетители кафе, друзья Володи и Григория Тимофеевича, были
лишены такой резко выраженной индивидуальности. Все они много пили, тратили
деньги, не считая, у большинства были жены или любовницы очень определенного
типа — ретушированной фотографии с обложки дамского журнала, блондинки в
меховых шубах, купленных по знакомству у какого-то отчаянного еврея, который
уже отправил свою семью в безопасное место и теперь, рискуя жизнью, распродавал
все, что у него осталось от его мехового магазина. Весь день клиенты кафе
проводили в ожидании очередной партии товара и в телефонных разговорах, а
вечером играли в карты, проигрывая и выигрывая крупные суммы.
Григорий
Тимофеевич мне говорил:
—
Живу я теперь хорошо, конечно. Но только вижу, что раньше я неправильно мечтал.
Вот, например, помню я одну ночь в Лионе, зимой. Денег нет, работы нет, комнаты
нет. Ночевал я на постройке, все-таки крыша, хоть дождь не заливает. Холодно,
накрыться нечем. Лежал я тогда, знаете, на досках, не мог заснуть — никак не
согреться — и мечтал. Вот, думаю, квартирку бы вам, Григорий Тимофеевич, с
центральным, черт возьми, отоплением, кроватку бы с простынями. А вечером жена
ужин подает: колбаса, закуска, бифштексы. Вот это была бы жизнь.
Глаза
его стали задумчивыми.
—
А вышло, что все это неправильно. Не в этом дело. Вернее, не только в этом. В
чем — не знаю, только знаю, что не в этом. Теперь у меня все это есть: и
квартира, и обед, и жена, и даже ванна — живи, не хочу. Но оказывается, все это
не то. Я так теперь думаю. Вот попадет человек в беду, например, или, скажем, в
нищету. Ему, дураку, кажется, что это самое главное. Не будь этой нищеты, все
было бы хорошо. Ну ладно. Взяли его и как в сказке одели, обули, дали ему
квартиру и все остальное и говорят — ну, теперь живи, будь счастлив. А где же
его взять, счастье-то? В ванне, что ли? Вот на руке у меня золотые часы
«Longines», у Володи купил. Заплатил я за них столько, сколько в прежнее время
за полгода не прожил бы. Смотрю на стрелки — что они говорят? А говорят они
ясно что: вам, Григорий Тимофеевич, мы время отсчитываем. Было пять, а теперь
шесть часов. Значит, часом меньше вам жить осталось.
Он,
действительно, посмотрел на свои часы.
—
Семь часов? Еще часом меньше. Но это меня не пугает. Мне одного жаль: столько
лет прожил, а так и не понял, в чем же счастье человеческое? Ну, хорошо —
согрелся, закусил, выпил. А дальше?
Как-то
случилось, что я не приходил в это кафе около двух недель. Затем пришел —
поздним февральским вечером. Григория Тимофеевича не было, и когда я спросил,
что с ним, мне сказали, что он болен, лежит. Я пошел к нему, он жил неподалеку.
Он лежал в постели, исхудавший и небритый, глаза у него были горячие и
печальные. Над его кроватью, под зажженной люстрой, крылья рубенсовского орла
отливали синеватым светом. Я спросил его, как он себя чувствует, он ответил,
что плохо.
—
Одеяло уже кажется тяжелым, — сказал он, — это последнее дело. Конец мне
пришел. Умру — и так и не пойму, чего же мне в жизни было нужно.
Он
умер ночью, через три дня после того, как я у него был. Володя сказал мне:
—
Скончался Григорий Тимофеевич. Завтра хоронить будем, отслужим панихиду.
Придете? Отпевание будет на квартире Григория Тимофеевича, в четыре часа дня.
Володя
никогда не называл Григория Тимофеевича иначе, как Гришей или Гришкой, я даже
не был уверен, что он знает его отчество. И теперь получалось впечатление, что
вот жил Гриша, а умер другой человек, Григорий Тимофеевич. На следующий день,
когда я пришел, я увидел, что вся квартира Григория Тимофеевича была заставлена
венками цветов. Где Володя достал эти цветы, в феврале месяце сорок третьего
года, в голодном Париже, и сколько они стоили, этого я не мог себе представить.
Все посетители кафе, друзья Григория Тимофеевича, были уже там, у всех были те
изменившиеся, почти неузнаваемые лица, которые бывают у людей в этих
обстоятельствах.
—
Ждем батюшку, — тихо сказал Володя. Батюшка, старый человек с хрипловатым от
простуды голосом, приехал через четверть часа. На нем была поношенная ряса, вид
у него был печальный и усталый. Он вошел, перекрестился, губы его беззвучно
произнесли какую-то фразу. В гробу, покрытом цветами, лежало тело Григория
Тимофеевича, одетое в черный костюм, и мертвое его лицо смотрело, казалось, в
то небо, куда поднимается орел, уносящий Ганимеда.
—
Из каких мест покойный? — спросил священник.
Володя
ответил — такого-то уезда, Орловской губернии.
—
Сосед, значит, — сказал батюшка. — Я сам оттуда же, и тридцати верст не будет.
Вот беда, не знал я, что земляка хоронить придется. А как звали?
—
Григорий.
Священник
молчал некоторое время. Видно было, что эта подробность — то, что покойный был
из тех же мест, что и он, — произвела на него особенное впечатление. Мне
показалось, что он, может быть, подумал — вот и до наших очередь дошла. Потом
священник вздохнул, снова перекрестился и сказал:
—
Будь бы другие времена, я бы по нем настоящую панихиду отслужил, как у нас в
монастырях служат. Да только вот голос у меня хриплый, одному мне трудно, так
что тут дай Бог хоть короткую панихиду совершить. Может быть, кто-нибудь из вас
все-таки поможет, подтянет? поддержит меня?
Я
взглянул на Володю. Выражение лица у него было такое, каким я себе никогда не
мог бы его представить — трагическое и торжественное.
—
Служите, батюшка, как в монастыре, — сказал он, — а мы вас поддержим, не
собьемся.
Он
обернулся к своим товарищам, поднял вверх обе руки повелительным и привычным,
как мне показалось, жестом, — священник посмотрел на него с удивлением, — и
началась панихида.
Нигде
и никогда, ни до этого, ни после этого я не слышал такого хора.
Через
некоторое время вся лестница дома, где жил Григорий Тимофеевич, была полна людьми,
которые пришли слушать пение. Хрипловатому и печальному голосу священника
отвечал хор, которым управлял Володя.
«Воистину
суета всяческая, житие же сень и соние: ибо всуе мятется всяк земнородный,
якоже рече Писание: егда мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, идеже вкупе
царие и нищии».
И
затем опять это беспощадное напоминание:
«Таков
живот наш есть; цвет, и дым, и роса утренняя воистину. Приидите убо, узрим на
гробех ясно, где доброта телесная; где юность; где суть очеса и зрак плотский:
вся увядоша яко трава, вся потребишася».
Когда
я закрывал глаза, мне начинало казаться, что поет чей-то один могучий голос, то
понижающийся, то повышающийся, и его звуковое движение заполняет все
пространство вокруг меня. Мой взгляд упал на гроб, и в эту минуту хор пел:
«Плачу
и рыдаю, егда помышляю смерть и вижу во гробе лежащую, по образу Божию
созданную нашу красоту — безобразну, безславну, не имеющую вида».
Никогда
панихида не казалась мне такой потрясающей, как в этот сумрачный зимний день в
Париже. Никогда я не чувствовал с такой судорожной силой, что ни в чем, быть
может, человеческий гений не достигал такого страшного совершенства, как в этом
сочетании раскаленных и торжественных слов с тем движением звуков, в котором
они возникали. Никогда до этого я не понимал с такой пронзительной
безнадежностью неудержимое приближение смерти ко всем, кого я любил и знал и за
кого возносилась та же молитва, которую пел хор: «Со святыми упокой...».
И
я думал, что в этот страшный час, который неумолимо придет и для меня, когда
перестанет существовать все, ради чего стоило — быть может — жить, никакие
слова и никакие звуки, кроме тех, которые я слышал сейчас, не смогут выразить
ту обреченность, вне которой нет ни понятия о том, что такое жизнь, ни
представления о том, что такое смерть. И это было самое главное, а все
остальное не имело значения.
«Вси
бо исчезаем, вси умрем, царие же и князи, судии и насильницы, богатии и убозии,
и все естество человеческое».
И
над умершим будут звучать эти же раскаленные, как железо, слова.
Когда
отпевание кончилось, я спросил Володю:
—
Откуда это все у вас? Каким это чудом все вышло, как вы составили такой хор?
—
Да просто так, — сказал он. — Кто в опере когда-то пел, кто в оперетке, кто
просто в кабаке. И все в хоре пели, конечно. А уж церковную службу мы с детства
знаем — до последнего вздоха.
Затем
гроб с телом Григория Тимофеевича закрыли, вынесли, поставили на катафалк и
увезли на кладбище, за город. Потом наступили февральские сумерки, потом Париж
погрузился в свою обычную для этого времени ледяную тьму, и эта ночь заволокла
собой все, что только что происходило. И после того, как прошло некоторое
время, мне начало казаться, что ничего этого вообще не было, что это было
видение, кратковременное вторжение вечности в ту случайную историческую действительность,
в которой мы жили, говоря чужие слова на чужом языке, не зная, куда мы идем, и
забыв, откуда мы вышли.
Гайто
(Георгий) Газданов родился 23 ноября (6 декабря по н. с.) 1903 г. в
Санкт-Петербурге, в состоятельной семье осетинского происхождения.
В
1919 г., в неполные 16 лет, присоединился к Добровольческому движению П.
Врангеля, воевал в Крыму. Вместе с отступившей армией Газданов оказался сначала
в Галлиполи, затем в Константинополе, где продолжил учебу в гимназии (которую в
итоге закончил в Болгарии).
В
1923 г. переехал в Париж, где прожил большую часть своей жизни. Был портовым
грузчиком, мойщиком паровозов, слесарем на автозаводе «Ситроен», преподавал
французский и русский языки. Порой, когда он не мог найти работы, вынужден был
ночевать на улице. Четыре года учился на историко-филологическом факультете
Сорбонны, изучал историю литературы, социологию, экономику. Долгие годы
(1928–1952), уже став известным писателем, был вынужден работать ночным
таксистом. В романе «Ночные дороги» (1941) нашло отражение знакомство Газданова
с парижским дном.
Его
первый роман «Вечер у Клэр» вышел в 1929 г. и был высоко оценен И. Буниным и М.
Горьким, а также критиками русского зарубежья. В 1939 г., когда началась война,
остался в оккупированном Париже, помогая тем, кто находился в опасности.
Участник движения Сопротивления.
В
1953 г. Газданов стал сотрудником новой радиостанции — «Свобода», где под
псевдонимом Георгий Черкасов вел передачи, посвященные русской литературе.
Несмотря на известность и всеобщее признание, работу таксиста Газданов смог
оставить лишь после того, как вышел в печать его роман «Призрак Александра
Вольфа». Роман сразу был переведен на основные европейские языки.
Умер
Гайто Газданов 5 декабря 1971 г., после тяжелой болезни. Похоронен на русском
кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. В 2001 г., при содействии знаменитого
дирижера В. Гергиева, на могиле писателя был открыт памятник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий