Благодаря
ему о Христе узнали тысячи людей самых отдаленных уголков обширного
Константинопольского патриархата. Святой Косма особенно старался посетить
отдаленные селения, чтобы донести до нравственно огрубевших и одичавших людей
свет Евангельской Истины. Слова его проповедей были настолько проникновенны,
что неизменно приводили к покаянию и исправлению, всех, кто их слышал.
Весть о
необыкновенном учителе веры быстро распространялась, за ним следовали тысячи
людей, а в тех местах, где Косма проповедовал, благодарные слушатели
устанавливали в память об этом большие деревянные кресты.
Годы
духовного возрастания равноапостольного священномученика Космы, в миру
Константина, прошли в родной Этолии (совр. Греция), а также на Святой Горе
Афон, в Ватопедском монастыре, под руководством известнейших в то время
учителей — Николая Царцулия и Евгения Булгариса. Затем праведник перешел в
Филофеевскую обитель, где принял монашеские обеты и был рукоположен во
священника.
Пламенея
желанием нести свет Христов в мир, Косма испросил благословение у отцов обители
продолжить образование в Константинополе. Овладев искусством красноречия,
святой получил письменное разрешение патриарха Серафима II на апостольскую
деятельность. Перед Космой открылся широкий горизонт миссионерской работы. С
проповедью учения Христа он прошел все земли, входившие тогда в пределы
Константинопольского патриархата (Греция, Болгария, Сербия, Малая Азия),
которые во второй половине XVIII в. были частью одной страны — Османской
империи.
Деятельность
праведника была сопряжена со многими испытаниями, с недоверием мусульманского
населения, равнодушием и злобой местных чиновников. Однако святой не опустил
рук и самоотверженно продолжал нести Благую весть туда, где давно уже ничего не
слышали о распятом и воскресшем Христе. «Тысячи городов и деревень не слышали
слова Божия», — говорит в одном из своих поучений Косма. Особое внимание
праведник уделял районам, над населением которых нависла угроза исламизации и
отрыва от национальной культурной традиции.
Отличительной
особенностью проповедей святого была их простота. Он говорил не как учитель с
учениками, а как равный, используя не архаичный книжный язык, а простой и
понятный местному населению. Господь был при устах праведника и совершал по его
вере чудеса и знамения. Собравшиеся послушать Косму не могли поместиться в
храмах, поэтому собрания верующих проходили, как правило, под открытым небом, в
полях и на городских площадях. На полученные пожертвования равноапостольный
Косма открывал церковные школы, благоустраивал храмы, покупал богослужебную и
церковную литературу, раздавал множество нательных крестов и четок.
Миссионерская
деятельность святого была прервана в 1779 г. По лживому обвинению 65-летний
Косма был схвачен и задушен, а его святые останки были брошены в реку. Через
три дня их обрел священник Марк и предал погребению близ селения Каликонтаси в
Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Со временем
частицы мощей этолийского священномученика были распространены для чествования
его апостольского подвига по всему христианскому миру.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий