Исаак благословляет Иакова. Э.Плюшар (1809-1880). Роспись Исааковского собора. Санкт-Петербург |
Что такое родительское благословение? В чем его необходимость? Рождается
оно спонтанно, или к нему готовятся? К сожалению, в современном обществе и
родители, и дети над этими вопросами задумываются не так часто. Обычно это
связано с вопросом вступления в семейную жизнь, да и то не всегда.
Интересно, многие ли из нас вспомнят тот момент, когда они получали именно
родительское благословение или сами его давали? Такие вопросы были предложены
участникам круглого стола.
Архимандрит Лонгин
(Чернуха) — насельник Киево-Печерской Лавры, главный редактор «Церковной
православной газеты».
Трудно найти народ, в этических нормах которого не было бы прописано
почитание родителей. Очевидно, что эта
добродетель является одним из основных факторов благополучия человека, который
готовится или уже вступил в самостоятельную жизнь. Но, с другой стороны, акцент
на хранении этого жизненного правила как раз и свидетельствует о том, что оно
чаще всего нарушается.
Почему? Вопрос нужно задавать и родителям, и детям. Что касается детей, то
это, скорее, недостаток жизненного опыта, легкомысленность, поверхностное
отношение к жизни, но также и недостаток авторитета родителей. Вот тут уже
нужно спрашивать родителей, почему их авторитет и доверие детей к ним
пропадают. Родительское благословение будет иметь большую силу, если оно
подкрепляется авторитетом родителей.
Екатерина Немчинова — главный редактор женского
православного журнала «Самарянка», супруга священника, Днепропетровск.
К сожалению, также
можно констатировать и факт утраты многих традиций, которые были созданы нашими
предками. И как это часто бывает – старое утратить легко, а новое приобрести
очень сложно. Новые традиции семьи современным обществом не созданы, а то, что
создается, к сожалению, не могут служить украшением нашей жизни. К таким утраченным традициям относится и традиция родительского
благословения.
А ведь именно благодаря традициям мы обретаем мировоззрение, уклад жизни,
обычаи семьи. В старину родители понимали, что вступление в брак ведет к
объединению двух родов, уклад каждого из которых мог сильно отличаться друг от
друга. Люди жили большими семьями, и традиции рода были важной частью, так как
помогали регулировать отношения между всеми членами семьи. Сегодня
происходит тоже самое. Молодая семья так же объединяет совершенно разные
системы укладов. Поэтому, конечно же, традиция родительского благословения
важна и сегодня. И эти традиции нужно возрождать.
Монахиня Евтропия
(Бобровникова) — насельница Киевского Флоровского монастыря, литературный редактор
Издательского отдела УПЦ, член редакционной коллегии «Церковной православной
газеты».
Вполне согласна с матушкой Екатериной. Все начинается с традиции семьи.
Если в семье почитают дедушек и бабушек, если помнят прадедушек и прабабушек, а
возможно, и более отдаленных родственников, рассказывают о них детям, о том,
как они жили, о каких-то поступках и случаях из жизни родных, свидетельствующих
о трудолюбии, честности, благочестии и других достойных уважения качествах, то
дети учатся гордиться своими предками и сами стараются жить достойно, зная, что
их внукам когда-то будут рассказывать о них уже их дети.
Вспомним жизнеописания великих людей, многие из них знали свою родословную
чуть ли не с возникновения фамилии. Недаром же в Евангелии, главной книге всех
христиан, такое внимание уделяется родословию Христа.
Конечно, мы должны отдавать себе отчет, что сегодня семейный уклад очень
далек от того, каким он был, скажем, в XIX веке. И если мы просто начнем
копировать его — это будет подделка, вроде тех казаков, которые носят
неизвестно где и как заработанные Георгиевские кресты.
Мне кажется, все должно идти от сердца. Главное – понять, что традиция это не лубочная картинка, что это то,
что жизненно необходимо нам, если мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и
прожили свою жизнь достойно. В Священном Писании сказано: «Делом и словом
почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо
благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до
основания»(Сир. 3, 8-9).
В качестве иллюстрации расскажу две истории о родительском благословении.
Приходит как-то ко мне одна верующая женщина и жалуется, что муж пьет и
безобразничает. Дети страдают, семья на грани нищеты. Я спрашиваю, а ты когда
замуж за него шла, у мамы своей спросила? Она в ответ: «Ой нет, он моей маме
очень не нравился, она не хотела, чтобы я за него выходила».
И другая история. Была у меня знакомая верующая старушка, Мария Андреевна
Ганжулевич. Родилась она в Житомире в большой священнической семье, в которой
была самой младшей, последышем. В начале 30-х годов отец ее был арестован и
сослан в Сибирь. По дороге в ссылку его, 74-летнего, ослепшего больного
старика, думая, что он все равно умрет, просто выбросили из вагона теплушки. Но
он не умер, и пешком, побираясь, как нищий, и ночуя где придется, добрался до
дому.
Когда Мария, еще совсем девочка, окончила медицинское училище (надо
сказать, что это было чудо, так как детям лишенцев не разрешалось учиться в
средних и высших учебных заведениях), то получила назначение в медпункт на
лесопильню. И вот папа, напутствуя, благословил ее иконой Богородицы на труд во
благо по сути той чудовищной власти, от которой жестоко и несправедливо
пострадал. Я видела эту икону и сама читала слова родительского благословения
на ней. К сожалению, не помню дословно написанного. Но помню, как меня поразила
серьезность отношения отца Андрея к предстоящему его дочери малоинтересному,
как мне тогда казалось, поприщу.
Он писал, что благословляет дочь Марию на честный труд и помощь страждущим
людям. Я думаю, само собой понятно, что Мария Андреевна прожила долгую и
достойную жизнь. После училища она, верующая девушка, поступила в медицинский
институт и, будучи советской студенткой не побоялась помогать и навещать в
ссылке своего духовного отца архиепископа Волынского и Житомирского Аверкия
(Кедрова), расстрелянного в 1937 году. Мария Андреевна прошла всю Великую
Отечественную войну, сначала как врач в партизанском отряде, а затем и в
действующей армии. После войны она до пенсии работала врачом в психиатрической
больнице. На протяжении всей своей жизни Мария Андреевна неизменно пользовалась
уважением и любовью близких, своих пациентов и всех, кто знал этого светлого
человека. Так что, как в известной песне, «думайте сами, решайте сами иметь или
не иметь».
Архимандрит Лонгин
(Чернуха)
Мне вспомнилась одна история. К принятию монашества я созрел, когда мои
родители уже умерли. В конце Великого поста, на Страстной, мне было назначено
время пострига. Я решил съездить на родину, вроде прощания с родными и
друзьями. У меня было сомнение: говорить о постриге своей родной сестре,
которая старше меня на 13 лет и в детстве воспитывала меня, или нет. Я боялся,
что она расстроится. Мне было дискомфортно от одной мысли о прощании со
слезами… Но, как я позднее понял, мною в большей мере руководил эгоизм. Я не
хотел себе лишних проблем, душевных переживаний.
В то время из Киева и обратно я ездил «автостопом». Максимум ждать машину
приходилось не более сорока минут. Вот я, никому не сказав о постриге, вышел из
дому. На трассе я простоял больше трех часов. Более того, решив добираться на
перекладных, я застрял в дороге, достаточно отдалившись от дома. Ни туда, ни
сюда. За это время мне о многом пришлось передумать. И чем дольше я ждал
машину, тем яснее доходило до меня, что я поступаю с сестрой неправильно.
Все-таки она старше меня, самый родной после родителей человек, и я не
просто должен ей сказать о своих изменениях в жизни, но должен попросить у нее
благословения. Смирившись с этой мыслью, я перешел на другую сторону дороги.
Тут же подъехал автобус и через час я был уже дома. Получив благословение у
сестры, на другой день я вышел на трассу. Через пару минут остановилась машина,
и я отправился в Киев.
Протоиерей Александр
Немчинов — клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы на жилмассиве «Солнечный» г.
Днепропетровска, руководитель катехизаторских курсов Днепропетровской епархии.
Говоря о благословении, в частности и родительском, православному
христианину неизбежно становится немного грустно. Потому что благословение, это
то, что почти отсутствует в современной жизни. Само понятие «благо» имеет корни Божественного происхождения. «Господь
даст благо» (Пс. 84. 13). А значит Божественно и все то, что несет в себе
благо: БЛАГО-дать, БЛАГО-дарение, БЛАГО-вестие, БЛАГО-деяние, БЛАГО-честие,
БЛАГО-разумие, и, конечно же, БЛАГО-словение. Благословить, значит передать
слово от Самого Бога, которое обожествляет и одухотворяет нашу жизнь.
Собственно благословение неразрывно связано с понятием отцовства,
родительства. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр
7.7). То есть благословить может родитель свое чадо, а не наоборот. В благословении
происходит соединение всего самого священного, что мы видим в родителях. Для
того, кому преподносится благословение, духовный отец, родители по плоти,
неразрывно связаны с Отцом Небесным, с Царицей Небесной. Вопрос: всегда ли
происходит эта священная связь на самом деле?
О том, что священническое и даже архиерейское благословение часто бывает
простой формой приветствия, сегодня пишут и говорят достаточно много. А вот
родительское благословение, нынче как – то забыто вовсе. Да и о каком
благословении можно говорить, если живая, личностная связь человека с Богом,
для большей части человечества давно разорвана. А у большинства тех, кто
считает себя людьми верующими, духовная жизнь ограничивается довольно
слабенькой интеграцией в традиционно – обрядовую систему. Родительский статус
утратил свое Божественное начало. Попросту говоря, в лице родителей, дети не видят Бога и поэтому, чаще всего, не имеют
авторитета. Это, в свою очередь, приводит к потере взаимопонимания между
родителями и детьми, да и в целом, между поколениями, к социальным конфликтам и
разобщенности. Все это делает нашу жизнь тусклой, бессодержательной и
бессмысленной. Грустно.
Монахиня Евтропия
(Бобровникова)
Грустно, думаю, многим, и не только из-за того, что «благословение, это то,
что почти отсутствует в современной жизни». К сожалению, очень многое
«отсутствует» сегодня в нашей жизни. Ильин
говорил, что религиозность — это, прежде всего, ответственность. Так вот,
отсутствие благословения — свидетельство отсутствия ответственности детей перед
родителями и родителей перед детьми, а значит — перед Богом. И это, к
сожалению, в первую очередь относится к нам, тем, кто считает себя верующими.
Архимандрит Лонгин
(Чернуха)
Думаю, что все же дети тоже могут благословлять своих родителей. Мы же благословляем
Отца нашего Небесного. Как раз одна из
современных проблем заключается в том, что дети стесняются своих родителей,
избегают разговоров с ними при своих сверстниках, а иногда в компаниях с
пренебрежением говорят о своих «стариках». Не хочу винить в этом только
детей. Часто родители бывают виновными в утрате к ним уважения. Но и не
оправдываю их. Как пример уважительного отношения детей к родителям, не смотря
на их безответственное отношение к своему отцовству, предлагаю читателям прочесть
рассказ А.П.Чехова «Отец».
Наталья Горошкова— главный редактор семейного
православного журнала «Фамилия», Киев.
Сегодня трудно говорить о родительском благословении, если родители,
зачастую, не знают, чем живут их дети, какие книги читают, с кем проводят
время. Что они могут, в таком случае, посоветовать? И имеют ли они право? Как
можно предостеречь ребёнка от неправильных шагов, не зная в каком направлении
он двигается.
Родительское благословение - это вопрос ответственности и духовной зрелости.
Притом, с двух сторон. Это показатель добрых, искренних отношений между
детьми и родителями. Когда родители одобряют решения, которые принимают их
выросшие дети. И родительское
благословение - это следствие правильного воспитания и гармоничного развития
отношений в семье, выстроенной на любви и уважении. В начале жизни, дети
полностью подчинены родителям. По мере взросления, всё больше ответственности
перекладывается на детей. И задача родителей - не командовать детьми, а научить
самостоятельно принимать правильные решения, решать сложные вопросы.
Чтоб дети поняли и захотели делать то, что правильно. Тогда
родительское благословение будет значимым экзаменом на взаимопонимание. И,
так как во многих семьях не выстраиваются правильно эти отношения, - нет участия
и живого интереса друг к другу, -то, как следствие, всё больше беспомощных
родителей, которых не слышат их повзрослевшие дети, и которые в отчаянии готовы
кричать вслед за Тарасом Бульбой: "Я тебя породил, я тебя и убью".
Монахиня Евтропия
(Бобровникова)
Начинать надо с нас, взрослых, т.е. с себя. Во-первых, надо избавиться от
советской привычки врать и вообще всякого рода «показухи». Понятно, что вот так
сразу избавиться от того, что десятилетиями воспитывалось, невозможно. Но надо,
по крайней мере, стараться честно относиться к себе и своим детям. Надо
искренне желать нашим детям добра, не «успеха», а именно добра в христианском
понимании этого слова. Надо честно говорить детям (конечно, сообразно с
возрастом), что «успех» в жизни не самое главное, что жизнь их может быть и
трудной, но, главное, в любых обстоятельствах оставаться человеком.
Мне очень понравились
слова отца Ольги Седаковой: «Я тебя не для тебя ращу, а для людей»… Еще лучше
растить людей для Бога, но только это не должно быть просто декларацией. А если
это будет глубоким внутренним убеждением, то родительское благословение будет
не просто некой благочестивой формой, ибо «от избытка сердца глаголют уста».
Анастасия Бондарук
Опираясь на слова о. Александра «Собственно благословение неразрывно
связано с понятием отцовства, родительства. «Без всякого же прекословия меньший
благословляется большим» (Евр 7.7). Так в семье устанавливается иерархия, т.е.
возникает структура определенным образом организованная. Иерархия (от греч.
hieros — священный, arche — власть) — расположение частей или элементов целого
в порядке от низшего к высшему.
Противоположность
принципу иерархии – принцип равенства. Таким образом, то, что окружает
развивающегося ребенка извне, становится им самим. Тогда ребенок и в себе может
либо иметь структурную иерархию, как говорили на Руси «Царя в голове», тогда
все его низшие силы души будут управляться высшими. Или внутри его личности
будет принцип равенства. И любая душевная сила может излиться во вне безо
всякого осмысления.
Так формируется, например, антисоциальная личность. Человек, который не
может управлять своими деструктивными импульсами. Поэтому, в тех семьях, где дети принимают родительское благословение, а
родители его дают, возникает возможность духовного и психологического здоровья,
открывается возможность социализации. Ребенок учится уважать и слышать другого.
Если благословение исчезает, упраздняется иерархия, то принцип равенства
вступает в свои разрушительные права.
Конечно, в жизни не все так полярно. К счастью, в не церковных семьях могут
остаться сильными закон почитания старших, заложенный верующими прадедами. И в
православных семьях могут быть трудности, когда власть родителей может быть
чрезмерно жесткой, требования слишком высокие. Соответственно, в таких случаях,
старшим важно учиться видеть возможности и силы ребенка.
Протоиерей Александр
Немчинов
Именно такое равенство навязывают сегодня всему человечеству вместе с
«идеалами» гуманизма и демократии. Результат, как говорится, налицо.
Современному человеку очень трудно бывает порой понять, что слова «равенство» и
«справедливость», это отнюдь не синонимы. Демагогическая
триада «свобода, равенство, братство», в начале ХХ века, в России стала
настоящей эпидемией, которая частично проникла даже в церковное сознание.
Охваченные болезненной эйфорией «обновления и переустройства мира», люди не
хотели и не могли увидеть того, что священное понятие «свобода», они попросту
перепутали с вольностью и распущенностью.
А равенство, при таком понимании свободы, в конечном итоге может привести
только к разрушению всех основ иерархичности, то есть – к АНАРХИИ. Стоит ли
удивляться, что патриархальный уклад, сакрализирующий не только Церковную, но и
общественную, и семейную иерархию, был почти полностью сметен «волной» этой эйфории.
Восстановить сегодня в обществе прежнее благоговейное (но не подобострастное!)
отношение к субординации, куда сложнее, чем восстанавливать города снесенные
цунами. Вот, созерцая эту печальную картину, и зададимся Толстовским вопросом:
«Так что же нам делать?».
Анастасия Бондарук
В консультировании семей, работает формирование понимания у родителей тех
личностных нарушений, которые формируются у ребенка при отсутствии отцовской
позиции в семье. Список их достаточно обширен. Иногда семья уже приходит,
столкнувшись со сложными, иногда необратимыми нарушениями у ребенка. Часто
такие семьи готовы к изменениями. Хотя, есть у них и сопротивление росту
духовному и психологическому.
Многие мои коллеги,
столкнувшись с невозможностью отца стать для семьи авторитетом, рекомендуют
семье походить на беседы, которые проводят при храме тот или иной батюшка. Так,
при помощи авторитета священника, который свидетельствует человеку о бытии
Божием, об истинном Отцовстве у ребенка формируется представление Кто такой Отец.
Это становится частью личности. Характер ребенка меняется. Меняются и отношения в семье. Говорить о проблемах – меры не самые
популярные. Когда они применяются на социальном уровне, по статистике, люди
часто реагируют депрессивно. Поэтому, можно использовать контраст. Давать образ
сильного отца, как это влияет на детей, на семью и влияние слабой отцовской
позиции.
Многие спрашивают: «А если я воспитываю сына одна?» Здесь нужно вспомнить,
как наш народ выстоял в послевоенные годы. Матери говорили своим сыновьям: «Ты,
что делаешь? Твой отец за тебя кровь проливал, погиб геройски. Что бы он сказал
на это?» Так формировался образ сильного отца, отца героя. И ребенок старался
хоть немного соответствовать. В наше время очень много говорится о роли матери,
о матери поют песни, а об отце? «Папа может…., только мамой не может быть».
Если мы работаем в православных СМИ, то можем формировать понимание значение
отцовской позиции, понимание того, что существует дефицит такой позиции, последствия
этого дефицита и выход.
Кто такой сильный отец? Это не деспотичный отец, это не отец, который
стучит кулаком по столу и требует к себе уважения, это не отец, запугивающий
всех карой Божией и забывающий о Божией любви. Часто цитируют ап. Павла «жене –
глава муж», забывая, что полная цитата: «Хочу также, чтобы вы знали, что
всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1
Кор.11.3) То есть сильный отец – это отец стремящийся жить в соответствии с
законом, помня при этом о блаженстве тех, кто понимает свою духовную нищету.
Поэтому и с православными есть о чем говорить. Например, о комплексе
православной полноценности.
«Если я хожу в Церковь, то я почти идеален. Проблем у меня быть не должно.
Я с Богом договорился». Так же не понимание, необходимости и важности социализации.
Ведь иногда, позиция родителей настолько сильна, что детям можно жить только в
семье и трудно выходить в социум. Не учитывается, что для нормального
психологического развития в подростковом возрасте авторитет родителей сменяется
на социальные авторитеты.
Например, одна мама обратилась с тем, что ее сын стал дружить с готами. Она
всеми силами предлагала себя как пример для подражания. Мальчику это не
подходило. В работе с ним стало понятно, что у готов он ищет позицию, отличную
от маминой. «Хочу стать собой». И выходом для него стало знакомство с тренером
по борьбе, которой он увлекся. Этот молодой мужчина стал для него примером силы
и мужества. Мама же думала, что может заменить ребенку весь мир. Это очень
опасно. Ребенок хотел стать собой, а не копией мамы. Да, тренер не был
православным. Однако, он учил ребят, что такое ответственность, дисциплина,
возможность защитить девушку и себя, почему вредно пить и курить.
Архимандрит Лонгин
(Чернуха)
Мы
лишь частично коснулись ряда вопросов,
связанных с ролью родителей как иерархов семей, имеющих власть от Бога
благословлять и запрещать. Но уже есть над чем поразмыслить. Я хотел бы
завершить нашу беседу примерами, как иногда эпизоды из общения между детьми и
родителями могут стать по-настоящему заповедями, благословением на будущую
жизнь. Предлагаю два случая,
рассказанных митрополитом Антонием Сурожским.
«Я
вспоминаю печальный эпизод в своей жизни, когда мой отец спросил меня: «Какая у
тебя самая большая мечта?» Я был молод тогда и ответил: «Быть с Богом наедине».
Тогда он посмотрел на меня с грустью и сказал: «Ты еще и не начал быть
христианином». Потому что если мы любим
Бога, то должны разделить с Ним Его заботу о всем мире и о каждом человеке в
этом мире».
И
второй рассказ: «Однажды в юности я вернулся из летнего лагеря. Мой отец
встретил меня и выразил беспокойство по поводу того, как прошел лагерь. “Я
боялся, — сказал он, — что с тобой что-то случилось”. Я с легкостью юности
спросил: “Ты боялся, что я сломал ногу или свернул шею?” И он ответил очень
серьезно, с присущей ему трезвою любовью: “Нет, это не имело бы значения. Я
боялся, что ты потерял цельность души”. И затем добавил: “Помни: жив ты или умер — не так важно. Одно действительно важно,
должно быть важно и для тебя и для других: ради чего ты живешь и за что ты
готов умереть”.
Для меня родительское благословление- очень важное понятие. Что бы я не начинала делать, я всегда ждала поддержки мамы (отец умер, когда мне было 13 лет), ее позитивной оценки моего будущего поступка или намерения. Это правда, когда ты получаешь родительское благословление- легко становиться везде: достичь цели, добраться в пути, решить любую проблему...
ОтветитьУдалить