«Читала,
что 64-е апостольское правило запрещает поститься в субботу, исключая Великую.
В связи с этим у меня возник вопрос: как указание этого правила согласуется с
нашей современной практикой соблюдать пост по субботам во время многодневных
постов?».
Алла Бондаренко
Отрадно,
что каноны Православной Церкви, регулирующие все стороны жизни верующих, в
нынешнее время все чаще становятся предметом внимания не только священнослужителей,
но и мирян, желающих иметь основательное знание по вопросам вероучения и канонической
традиции Православной Церкви.
Однако
есть каноны, которые при первом прочтении вызывают некоторое недоумение. Для адекватного
понимания правил и их верного применения нужно учитывать исторический и
религиозный контексты времени, когда они составлялись, а соответственно и современности,
следуя не букве, но духу учения Православной Церкви.
64-е
апостольское правило гласит: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в
день Господень (в воскресенье. — Авт.), или в субботу, кроме одной только
(Великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Рассмотрим
объяснение этого апостольского правила у канонистов: Вальсамона, Аристина,
Зонары и епископа Никодима (Милаша).
Федор
Вальсамон говорит: «В субботу мы не постимся, чтобы не показаться
иудействующими… Итак, поступающий вопреки сему, если клирик, должен быть
извергнут, а если мирянин, должен быть отлучен. Исключи мне отсюда божественных
отцев, когда они постятся ради подвига воздержания и в эти дни; ибо они не
будут подлежать осуждению».
Как
видно, толкователь запрет поститься в субботу объясняет, исходя из религиозных
причин: «чтобы не показаться иудействующими». При этом он считает приемлемым
поститься в субботу ради воздержания.
С
ним солидарен Зонара, указывающий на существование практики поститься в субботу
ради подвига: «Но если кто постится в определенные дни, может быть в
продолжение десяти или осми дней ради подвига воздержания (как уже прежде
сказано), в таком случае к определенным дням причисляются и субботы и дни Господни.
Так делали и многие святые отцы, когда постились и до сорока дней».
Вальсамон
при толковании 64-го правила ссылается также и на 51-е и 53-е Апостольские
правила, давая им схожие толкования, сводимые к следующему принципу: если
что-то (пост, половое воздержание и т. п.) делается из гнушения, презрения или
каких-либо ложных религиозных побуждений (по увлечению манихейством,
богомильством и похожими учениями), то практикующий это осуждается «как хулящий
Божии создания». Воздерживающийся же по аскетическим основаниям осуждению не
подлежит.
Толкователь
канонов епископ Никодим (Милаш, 1845–1915), давая разъяснения 64-му правилу, причину
его появления считает той же, что и у 51-го правила, и разделяет мнение о
религиозном основании запрета: «Имея в виду это ложное учение, Апостольские постановления
не только осуждают пост в субботу и воскресенье, но определенно называют его
грехом».
Также
при прочтении этого и схожего с ним правил «необходимо помнить, что здесь
говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера,
а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы», — говорит
епископ Никодим (Милаш).
Игумен Сильвестр (Стойчев)
Комментариев нет:
Отправить комментарий