15 марта 2013

«ПРИИДЕ ПОСТ, МАТИ ЦЕЛОМУДРИЯ»

Молитвословия Триоди настаивают на том, что период поста — это не только период плача и сожаления о грехах, но и время радости и исправления жизни: «Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемского отпадения не прияли быхом…».

Структура Триоди Постной

Триодь Постная — особая богослужебная книга, содержащая песнопения суточного круга (т. е. песнопения на каждый день поста) и охватывающая период от подготовительных недель к посту до Страстной седмицы. Если в период подготовки к Великому посту, как, впрочем, и в воскресные дни поста, изменения богослужения минимальны, то в будни имеется ряд особенностей, от одной из которых эта книга и получила свое название. В переводе с греческого «Триодь» означает «трипесенный», т. е. состоящий из трех песен.

Само название говорит о том, что в период Великого поста канон на утрени состоит не из привычных девяти песен (хотя правильнее сказать восьми, т. к. 2-я песнь канона не читается), а из трех.

По понедельникам канон состоит из 1-й, 8-й и 9-й песней; по вторникам — из 2-й, 8-й и 9-й песней; по средам — из 3-й, 8-й и 9-й песней; по четвергам — из 4-й, 8-й и 9-й песней; по пятницам — из 5-й, 8-й и 9-й песней. В субботы Великого поста имеются четверопеснцы (состоящие из 6-й, 7-й, 8-й и 9-й песней), исключение составляет суббота 1-й седмицы Великого поста, когда читается полный канон.

Триодь составлялась на протяжении многих веков, из-за чего имеет такую неоднородную структуру. Она содержит песнопения многих авторов VIII–XIV вв., среди которых: святые Андрей Критский, Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, император Лев Мудрый, Феофан Начертанный, Феодор и Иосиф Студиты.

В современной Триоди Постной четко выделяются два основных композиционных и содержательных пласта: пасхальный пост (Страстная седмица), который следует за постом Четыредесятницы с предшествующими ей тремя приготовительными неделями, а также достаточно разветвленная группа минейных памятей, перенесенных в подвижный богослужебный круг из неподвижного.


Триодь — очень богатая, но в то же время очень неоднородная богослужебная книга, в которой с покаянными молитвословиями на каждый день поста переплетаются минейные службы святым (например: память великомученика Феодора в 1-ю субботу Великого поста, святителя Григория Паламы, преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской).

Вопросы о том, как произошел тот или иной праздник, почему он совершается в то или другое время, обычно выясняются в праздничном синаксарии. В синаксариях приготовительных недель и недели Крестопоклонной прекрасно выяснено то, какую тесную связь с идеей Великого поста имеют воспоминания этих недель.

И, наоборот, в синаксариях остальных недель поста об отношении воспоминаемых событий и лиц к идее поста почти ничего не говорится. Особенно интересна в этом отношении заметка синаксария 4-й недели, где ясно выступает характер внесения в Постную Триодь службы преподобному Иоанну Лествичнику.

В греческой Триоди читаем: «Память его (преподобного Иоанна) совершается 30 марта. Празднуем и ныне, потому что с самого начала Святой Четыредесятницы начинают постоянно читать в святых монастырях Лествицу его слова». Часть этих воспоминаний — преподобных Иоанна Лествичника, Марии Египетской и даже поклонение Кресту — привнесены в великопостное богослужение потому, что по древнему обычаю не полагалось совершать праздники в будние дни Великого поста, а следовало их переносить на субботы и дни воскресные (51-е правило Лаодикийского Собора).

Последняя, самая поздняя, память — святителя Григория Паламы во 2-ю неделю поста, — по свидетельству греческих Триодей, благословлена патриархом Филофеем на Соборе 1376 г.

Особое место в структуре Триоди Постной занимают паремии, которые стали вноситься в ее состав только с XII в., до этого же времени они обыкновенно помещались в особых сводах — паремийниках (сборниках паремий на круглый год). Для чтения постом были назначены книги Бытия, Исход, Притчи и Иова.

Выбор книги Бытия можно обосновать многообразно. В первую очередь, это наиболее подходящая из законоположительных книг для непрерывного чтения в течение такого обширного богослужебного цикла, как Четыредесятница. Содержание Бытия сконцентрировано преимущественно вокруг исторических событий, имеющих общечеловеческую значимость, тогда как в других источниках явно преобладают законодательные элементы, которые предназначались исключительно для ветхозаветных евреев.

Кроме того, сюжеты грехопадения, потопа и прочие являются наиболее соответствующими покаянному характеру Четыредесятницы. Одновременно личности патриархов, события их жизни дают массу назидательного материала в понятной, выпуклой, повествовательной форме.

Исход взят для Страстной седмицы ввиду того, что личность Моисея, событие исхода евреев из Египта и установление ветхозаветного праздника Пасхи являются прообразами Христа, совершенного Им спасения и новозаветной Пасхи.

Содержание песнопений Триоди Постной

«Незнание Триоди — главная причина, почему в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение поста, — пишет выдающийся богослов и литургист ХХ в. протоиерей Александр Шмеман, — что мало-помалу обратило его в соблюдение чисто формальных “предписаний» и ограничений в пище”.

Подлинное вдохновение и призыв Великого поста в настоящее время почти утеряны, и, чтобы их почувствовать, необходимо внимательное слушание всех песнопений Триоди.

Обратим внимание, например, на то, как часто в стихирах раздается предупреждение именно против «формального», а следовательно, лицемерного понимания поста. Уже в среду мясопустной седмицы мы слышим: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога. И злым демоном уподобишися, николиже ядущим. Да не убо согрешающи, пост непотребен сотвориши: но непоколебима к стремлениям безместным пребывай, мнящи предстояти распятому Спасу, паче же сраспятися тебе ради распеншемуся!».

(Вотще ты радуешься, о душа, что воздерживаешься от пищи, тогда как от страстей ты не очищена. В тебе нет желания исправления, ты будешь в презрении, как лживая, пред очами Бога, ты будешь сравнена со злыми демонами, которые никогда не едят! Если ты будешь продолжать грешить, твой пост будет бесполезен; поэтому стремись постоянно стоять перед Распятым Спасителем, или скорее стремись сораспяться Ему, Который был распят для твоего спасения).

Каноны 1-й седмицы Великого поста особенно настаивают не на воздержании от пищи, а на преумножении добродетелей: «Приспе ныне, введеся подвигов время, поста поприще, усердно вси начнем сей, добродетели Господеви яко дары приносяще» (Настал ныне период поста, пришло время для подвигов, начнем его усердно и принесем Господу как дар наши добрые дела).

«Воздержания зари приемлющи, облистайся, душе, и отбегни греховнаго омрачения: яко да возсияет ти оставления свет, Божественным Духом» (Приемля зарю воздержания, устремись к этому сиянию и убеги от омрачения грехом, чтобы Божественный Дух воссиял тебе светом прощения).

Но в то же время Триодь напоминает о необходимости воздержания в пище: «Брашно Адам яде, и от рая того невоздержание изрину: нас же, Господи, пост приемый, достойны покаяния покажи, Человеколюбче». (Пищу съел Адам и был изгнан из рая за невоздержание; но наш, Господи, прими пост, и покажи нас достойными покаяния, Человеколюбец).

Молитвословия Триоди настаивают на том, что период поста — это не только период плача и сожаления о грехах, но и время радости и исправления жизни: «Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемского отпадения не прияли быхом…» (Радостно восприимем завещание поста! Если бы праотец наш (Адам) не нарушил поста, мы не были бы лишены рая…).

«Время веселое поста, темже чистоты световидныя и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим…» (Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы; насытившись обильно всякой другой добродетелью, радостно воззовем…).

В течение 40 дней Крест Господень, Его Воскресение и сияющая радость Пасхи — главная тема всех великопостных песнопений, постоянное напоминание, что, как бы труден и узок ни был путь, он в конце ведет к трапезе Христа в Его Царстве. Как уже было сказано, ожидание и предвкушение пасхальной радости проходит через весь пост и придает настоящий смысл постному подвигу:

«Желающе Божественныя Пасхи причаститися… Последуем постом на диавола победу показавшему… Снемы Пасху Христову священнейшую» (Желая причаститься Божественной Пасхи… Продолжим пост, дающий нам победу над дьяволом… И приобщимся священнейшей Христовой Пасхе).

Максим Мудрак
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий