Воспряни,
о душе моя,
деяния
твоя, яже соделала еси,
помышляй,
и сия пред лице твое
принеси,
и капли испусти слез
твоих;
рцы со дерзновением
деяния
и помышления Христу
и
оправдайся.
(Великий покаянный канон
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Приблизилось
время покаяния, наступила духовная весна — та весна, которая обновляет наши
внутренние силы, дарует нам предощущение Воскресения Христова.
Пост
есть дело не только аскетического подвига, но, в первую очередь, подвига внутреннего
и испытания себя пред лицом Божиим. Пост требует от нас не только оправдания
пред Богом, но и изменения себя, гармоничного устроения всех сил нашего
естества. Наши постные труды не должны быть напрасны, не должны быть подобны
деланию без плода, тем более что пост — это тот труд, который приносит плод не
впоследствии, а по мере его исполнения.
«Испытай
себя самого, человек! … Спроси себя самого, каков был ты до поста и каким стал,
постясь? Из того, что мы делаем, одно приносит плод впоследствии, в другом с
самым делом совмещается и плод», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
В
трудах подвига поста у нас есть достойные и сильные помощники и сомолитвенники
— это святые, которые, пройдя через нелегкие земные труды и тяжелые лишения, в
терпении стяжали блаженную часть со Христом в Царствии Божием.
Будем
помнить, что святые были такими же людьми, как и мы, со своими немощами и изъянами,
недостатками, но с помощью благодати Божией они смогли превозмочь свое немоществующее
естество и, достигнув благодатной человечности, подняться до вершин святости.
Господь
наш Иисус Христос в своем Святом Евангелии указывает нам на эти необходимейшие
основы святости, заключающиеся в любви к Богу и ближнему, который есть брат
наш. Поэтому дела милосердия, сострадания, жертвенности — существеннейшая
содержательная сторона поста, через свое деятельное осуществление дарующая нам
сораспятие со Христом.
Потому
что человек, посвятивший себя делам жертвенности, приобретает от Бога удел
Христов. И это доброделание должно совершаться не ради морального самоудовлетворения,
не ради славы от людей, а ради соучастия в жертвенном подвиге Христа Спасителя.
Сей подвиг наш должен совершаться в
скромности и нестяжательности.
«Преломи
хлеб свой, и дай нищим. Ты даешь не свое; Бог для того дал тебе в избытке,
чтобы и ты подавал другим. Достаточно с тебя насущного хлеба, как научен ты в
молитве; поэтому не собирай себе соломы для огня и мучения», — поучает нас
преподобный Ефрем Сирин.
Дело
поста должно не ожесточать, а умягчать наше сердце, так как истинный пост привлекает
к нам благодать и милость Божию и соделывает из нас кротких агнцев стада
Христова.
Пусть
в эти дни каждый из нас проанализирует прошедший год, рассмотрит свои добрые и
недобрые поступки, очистит горницу своей души, дабы вместить в нее и Тайную
Вечерю Господню, и суд над Христом, и поругание Его, и само Распятие Господне.
Если мы постараемся устроить это, приложим усилия, то в наше сердце вселится
непередаваемая радость Воскресения Христова.
Хочу
пожелать вам, дорогие братья и сестры, обильной помощи Божией в прохождении поста,
совершенствования в делах добродетели, в непрестанном осмыслении подвига Искупления
Христова, в осознании необходимости несения истины и милости Христова Евангелия
окружающим людям, чтобы Дар Воскресения Христова стал достоянием и утешением
всего человечества.
+Владимир,
Митрополит Киевский и всея Украины,
Предстоятель Украинской Православной Церкви
Комментариев нет:
Отправить комментарий