Святитель
Григорий Палама, архиепископ Солунский, был родом из Малой Азии. В начале XIV
в., во время одного из нашествий турок, семья Григория бежала в Константинополь.
В скором времени отец праведника стал крупным сановником при дворе
византийского императора Андроника II Палеолога. После скоропостижной смерти
отца, Григорий был взят василевсом на попечение. Получив блестящее образование,
юноша отказался от карьеры государственного служащего и в 1316 г. ушел на Святую
Гору Афон.
Путь
подвижника Григорий начал под руководством преподобного Никодима Ватопедского.
Через год ему явился в видении святой апостол Иоанн Богослов и обещал свое
духовное покровительство.
Стремясь
к более высоким ступеням духовного совершенства, Григорий в 1321 г. поселился в
небольшой отшельнической обители ― Глоссии. Ее настоятель стал учить юношу
сосредоточенной духовной молитве ― умному деланию. Такая практика, требовавшая
уединения и безмолвия, получила название исихазма (в переводе с греческого «покой,
молчание»), а сами ее последователи стали называться исихастами. Будущий
святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу
жизни.
В
1326 г., из-за угрозы нападения турок, Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники),
где был рукоположен в сан священника. В 1331 г. праведник снова удалился на
Афон. Через два года он был назначен игуменом Есфигменского монастыря. А еще
через три года вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами.
Около
1330 г. в Константинополь приехал умелый и остроумный оратор монах Варлаам.
Некторое время он преподавал в местном университете, а затем уехал на Афон. Там
он познакомился с исихастами и, на основании догмата о непостижимости существа
Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением.
По
просьбе афонских монахов святитель Григорий письменно изложил свои богословские
доводы. На Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Святой Софии произошел
спор святителя Григория Паламы с Варлаамом. Собор принял положения Григория о
том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые
обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не
чувственными и не сотворенными. Учение же Варлаама было осуждено как ересь, а
сам он ― предан анафеме.
Однако
споры между паламитами и варлаамитами на этом не закончились. В 1344 г.
святитель даже был отлучен от Церкви и брошен в тюрьму. Через три года, со сменой
патриарха, Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В
1351 г. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его
учения.
Во
время одной из поездок в Константинополь корабль Григория был захвачен турками,
а сам архиепископ продан как пленник. Но и тогда святитель неутомимо продолжал
проповедь христианской веры.
Только
за три года до смерти праведник смог вернуться в Солунь. Накануне смерти
святому Григорию явился святитель Иоанн Златоуст со словами: «В горняя! В
горняя!». В 1368 г. Григорий Палама был канонизирован.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий