После
Брестской церковной унии 1596 г. украинское население в массе своей не признало
ее и осталось верным Православию, тем более что к тому времени у отеческой веры
появилось сословие верных защитников — запорожское казачество, не раз силой
отстаивавшее права православного населения от посягательств униатов,
поддерживаемых польскими властями. Казаки,
обосновавшиеся возле днепровских порогов, выстроили там укрепление — Сечь,
которая, неоднократно меняя свое местоположение, более двух веков оставалась их
столицей.
По инициативе князя Г. А. Потемкина императрицей Екатериной II издается указ, согласно которому в 1775 г. была образована новая Славянская и Херсонская епархия с кафедрой в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В апреле 1784 г. К ней был присоединен Крым, а два с половиной года спустя епархия была переименована в Екатеринославскую, но кафедра еще длительное время оставалась в Полтаве.
ПОД
СКИПЕТРОМ ПОЛЬСКИХ КОРОЛЕЙ
По
результатам Люблинской унии 1569 г., объединившей на правах федерации Великое
княжество Литовское и Польское королевство, внутренняя граница между ними
прошла приблизительно по линии нынешней украинско-белорусской. Речь Посполитая,
находившаяся в первые десятилетия после своего образования на вершине
могущества, стала той силой, которая сумела прочно отвоевать у татарских ханов
земли, заселенные еще в древнерусские времена, но затем оставленные
земледельческим православным населением из-за постоянных ордынских набегов.
Обширные
территории лесостепной и степной полосы, с богатыми черноземами и обилием
природных богатств, веками терзаемые набегами кочевнических орд, притягивали к
себе польских и, к тому времени в большинстве своем полонизированных и
принявших католичество, украинских вельмож и шляхту. Быстро, в течение
полувека, Конецпольские, Вишневецкие и другие магнаты создали на левом и правом
берегу Днепра гигантские латифундии, куда переселили и переманивали разными
льготами из Волыни, Галичины, Прикарпатья тысячи и тысячи крестьян и
ремесленников.
Возрождались
старые и возникали новые города: Переяслав (древний Переяславль Русский),
Лубны, Полтава, Черкассы, Корсунь и многие другие. В церковном отношении их
православное население после разделения Русской Церкви в 1458 г., как и по
всему Великому княжеству Литовскому, подчинялось Киевской митрополии,
находившейся с конца 60-х гг. ХV в. под омофором Константинопольских
патриархов.
После
Брестской церковной унии 1596 г. украинское население в массе своей не признало
ее и осталось верным Православию, тем более что к тому времени у отеческой веры
появилось сословие верных защитников — запорожское казачество, не раз силой
отстаивавшее права православного населения от посягательств униатов,
поддерживаемых польскими властями.
Казаки,
обосновавшиеся возле днепровских порогов, выстроили там укрепление — Сечь,
которая, неоднократно меняя свое местоположение, более двух веков оставалась их
столицей. Многие тысячи крестьян и мещан, спасаясь от феодального и
религиозного гнета, бежали на Сечь, и не только с Украины, но и из белорусских
и великорусских и даже польских и литовских областей Речи Посполитой, а также
из Молдавии и Московского государства.
На
Сечи был главный храм запорожцев в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Считалось, что именно эта икона Божией Матери покровительствует казачеству.
Описаний сооружаемых в разное время храмов Сечи, не раз менявшей место своего
расположения, сохранилось немного.
По
мнению заведующего кафедрой истории Украины Бердянского государственного
педагогического университета профессора И. И. Лымана и многих других историков,
храм последней Сечи был пятиглавым (по его образцу переселенные на Кубань
запорожцы возвели в 1799–1802 гг. Воскресенский войсковой собор в
Екатеринодаре). Главный священник сечевой церкви был «начальником» всего
запорожского духовенства. На «зимовниках», т. е. хуторах (некоторые из них,
как, например, Чигирин, впоследствии стали городами), строились деревянные
часовни или небольшие церкви.
Первым
известным предводителем запорожцев был князь Дмитрий Иванович Вишневе́цкий
(Ба́йда) (1516–1563) — волынский православный шляхтич, основатель первой
казацкой крепости на острове Хортица. Вместе с войсками русского царя Ивана
Грозного, к которому он поступил на службу, Байда дважды ходил походами на
Крымское ханство.
Как
сообщает В. Н. Татищев в своей «Истории Российской с самых древнейших времен»,
Вишневецким был основан на Дону «град Черкасский» (ныне станица Старочеркасская
Ростовской области), столица донского казачества. С пятью тысячами казаков
Вишневецкий в союзе с донскими казаками атамана Михаила Черкашенина подступал к
Азову, затем ходил на Кубань, где с помощью находящегося в его войске
духовенства возобновил Православие.
В
XVII в. Запорожское казачье войско находилось в ведении Киевской митрополичьей
кафедры. Гетман Петр Конашевич-Сагайдачный вместе со всем войском Запорожским
вступил в Киевское православное братство. В 1620 г. проезжавший из Москвы на
родину патриарх Иерусалимский Феофан III восстановил (по просьбе Сагайдачного)
на украинских землях православную иерархию, фактически упраздненную королем
Сигизмундом III после Брестской унии (см. № 19 ЦПГ за 2008 г.).
Епископы,
поставленные Феофаном, не были признаны польскими властями, но под защитой
казачества окормляли народ. Один из этих архиереев, епископ Перемышльский Исаия
Копинский, в основанном им близ Лубен Мгарском монастыре учредил православное
братство. Тогда же в Лубнах был основан католический монастырь бернардинцев,
активно занимавшийся прозелитизмом.
Святитель Исаия, ввиду упорного нежелания польских властей учесть интересы православного населения, неоднократно обращался к царскому правительству с просьбой принять украинские православные приходы под власть патриарха Московского. Об этом же в 1624 г. просил царя Михаила Федоровича и митрополит Киевский Иов Борецкий († 1631), прося принять в подданство казачество и всех жителей Малой Руси.
Святитель Исаия, ввиду упорного нежелания польских властей учесть интересы православного населения, неоднократно обращался к царскому правительству с просьбой принять украинские православные приходы под власть патриарха Московского. Об этом же в 1624 г. просил царя Михаила Федоровича и митрополит Киевский Иов Борецкий († 1631), прося принять в подданство казачество и всех жителей Малой Руси.
Московское
правительство не могло пойти тогда на такой шаг — разоренная войнами Смутного
времени Российская держава не была готова к новой войне с Речью Посполитой (что
ярко показала разразившаяся-таки восемь лет спустя Смоленская война). По
кончине митрополита Иова, Исаию Копинского избрали митрополитом Киевским,
однако в следующем году его сменил Петр Могила. Настоятель Киево-Печерской
Лавры, «великий архимандрит» Петр добился на Сейме, избравшем нового короля
Владислава IV, значительных уступок для православного населения, хоть
большинство из них так и осталось на бумаге. Но право православных иметь свою
иерархию король признал, издав год спустя «Статьи для успокоения русского
народа».
Тем
не менее в процессе насаждения унии казаки массово переселялись на Дон или
переходили на службу к русскому царю. Крестьяне, спасаясь от притеснений
польских панов, также бежали из Русского, Киевского, Брацлавского и других
воеводств Речи Посполитой в царские владения, где крепостнические порядки были
мягче, и особенно на заново заселяемые земли — в Слободскую Украину. В течение
XVI — первой половины XVII вв. эта территория Московского государства
заселялась как русскими поселенцами (ими основаны Белгород, Чугуев,
Царёв-Борисов и др.), так и украинскими крестьянами и казаками, составлявшими
основную массу переселенцев.
В
1638 г. только в Чугуеве, например, поселилось около тысячи участников
национально-освободительного восстания во главе с гетманом Яковом Острянином.
Его соратник Гуня, теснимый польскими войсками, отступил на Дон, где, по
свидетельству атамана Татаринова, собралось около десяти тысяч запорожцев.
Крестьяне
Речи Посполитой страдали, кроме всего прочего, и от постоянных усобиц польских
магнатов и шляхты, разорявших имения друг друга, поэтому бегство их на
Слобожанщину усиливалось. Во время Освободительной войны под руководством
Богдана Хмельницкого здесь были основаны новые города-крепости и образованы
казацкие полки — Ахтырский, Острогожский (Рыбинский), Харьковский.
Здесь
в последующие годы расцвело духовное подвижничество, возникло много монастырей:
Дивногорский, Шатрищегорский, Ахтырский, Троицкий, Краснокутский, Казацкий,
Змиевский, Куряжский, Николаевский и Острогожский женский. Озерянская пустынь
была устроена на месте, называемом Озерянкой (недалеко от Харькова), где в
конце XVI в. явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы (Озерянская).
Возродился скальный Святогорский монастырь (первое письменное упоминание о нем
(местность «Святые горы») встречается в записках габсбургского дипломата
Сигизмунда Герберштейна и относится к 1526 г.).
Во
Мгарском Спасо-Преображенском монастыре в 1654 г. нашел свое упокоение
отрекшийся от престола патриарх Константинопольский святитель Афанасий III
Пателарий, который перед этим ездил с поручениями Богдана Хмельницкого и
молдавского господаря Василия Лупу в Москву к царю Алексею Михайловичу для
переговоров о вступлении России в войну. Святитель Афанасий, по-видимому, был
участником и Переяславской Рады.
В
1667 г. для окормления населения Слобожанщины была образована Белгородская
епархия. В том же году, по Андрусовскому перемирию, Левобережная Украина отошла
к России.
В
СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В
1686 г. произошло воссоединение (единой до 1458 г.) Русской Церкви. Тогда же
был заключен и Вечный мир с Речью Посполитой, закрепивший Левобережье за
Российским государством. После долгих переговоров патриарх Константинопольский
Дионисий передал Киевскую митрополию, окормлявшую православных на территории
Речи Посполитой, под омофор патриарха Московского (см. № 16 ЦПГ за 2010 г.).
Менялось и административное устройство митрополии. В 1700 г. в Полтаве
образовано викарное епископство киевских митрополитов. С 1733 г. новосозданная
Малороссийско-Бориспольская епархия была самостоятельной, а в 1785 г. она вновь
вошла в состав Киевской митрополии в качестве викариатства.
На
Слобожанщине, входившей в состав Белгородской епархии, Харьков стал важным
духовным и образовательным центром — в 1726 г. был открыт Харьковский
коллегиум. П о фамилии его основателя, Белгородского епископа Епифания
(Тихорского), он известен как Тихорецианская академия — в то время самое
значительное (после Киево-Могилянской академии) учебное заведение Украины.
Здесь могли обучаться дети всех сословий.
Прославился
подвижнической деятельностью и святитель Иоасаф (Горленко, 1705–1754 гг.),
который шесть последних лет жизни был епископом Белгородским и Обоянским.
Выпускник и преподаватель Киевской духовной академии, затем настоятель
Мгарского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, он приложил много усилий
к повышению образовательного уровня приходского духовенства епархии и к
исправлению его нравственных недостатков. И это принесло плоды — в городах и
селах епархии было построено (часто за счет состоятельных граждан) множество
храмов.
В
XVIII в. несколько успешных для Российской империи войн с Османской империей
расширили владения России вплоть до Черного и Азовского морей. Дикое поле, не
знавшее ранее плуга, заселялось теперь земледельцами, частично даже из-за
границы — российские императоры, начиная с Петра І, поощряли переселение на эти
земли православных сербов, болгар, черногорцев, греков, валахов, молдаван из
османских и австрийских владений. Здесь в середине века была выстроена мощная
крепость Елисаветград, оплот поселений Новой Сербии. С 1764 г. обширные
причерноморские земли стали именоваться Новороссией.
По инициативе князя Г. А. Потемкина императрицей Екатериной II издается указ, согласно которому в 1775 г. была образована новая Славянская и Херсонская епархия с кафедрой в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В апреле 1784 г. К ней был присоединен Крым, а два с половиной года спустя епархия была переименована в Екатеринославскую, но кафедра еще длительное время оставалась в Полтаве.
Незадолго
до присоединения Крыма, в ожидании новой русско-турецкой войны, царские власти
призвали местное православное (в большинстве своем греческое) население,
получившее уже российское подданство, покинуть Крым. Что и было осуществлено
при содействии командовавшего войсками в Крыму А. В. Суворова и под
руководством митрополита Готфейского и Кефайского Игнатия (Гозадини).
В
1778 г., с великой святыней — Бахчисарайской иконой Божией Матери, около 20
тысяч человек совершили тяжелый переход и обосновались на русском берегу
Азовского моря. Здесь ими был заложен г. Мариуполь (названный в честь Превятой
Богородицы), где владыка Игнатий основал свою кафедру. До кончины святителя
Игнатия Мариупольского 3 (16 по н. ст.) февраля 1786 г. Древняя греческая
Готфейская и Кефайская митрополия продолжала существовать на территории
славянской епархии как фактически самостоятельная, хоть и была ранее принята в
состав Русской Церкви высочайшим указом от 14 марта 1779 г.
В
XIX в. быстрое заселение и развитие
Новороссии продолжалось В 1844 г. указом императора Николая I в Донецком крае
был вновь открыт упраздненный полвека назад, во времена екатерининской
секуляризации, Святогорский монастырь. В последующие 70 лет Свято-Успенский
Святогорский монастырь стал одним из крупнейших в Российской империи. Несколько
раз поднимался вопрос о присвоении ему статуса Лавры, но тогда этого добиться
не удалось. Перед Первой мировой войной в нем подвизалось около 600 монахов.
Указом
императора Павла I от 16 октября 1799 г. из обширной Белгородской была выделена
Слободско-Украинская епархия. В 1836 г., при архиепископе Мелетии (Леонтовиче) она получила наименование Харьковскоской и
Ахтырской. 18 апреля 1859 г. епископом Харьковским был назначен преосвященный
Макарий (Булгаков), выдающийся историк Церкви, поборник духовного просвещения.
За девять лет его правления число народных училищ увеличилось в четыре раза (до
405-ти).
В
1888 г. в Харькове началось строительство (по проекту выдающегося архитектора М.
И. Ловцова) кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы,
который был освящен в 1901 г.
В
ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ И В НОВОЕ ВРЕМЯ
Революция
и гражданская война прокатилась по степным просторам Украины и юга России с
особенной силой. Здесь проходили главные фронты братоубийственной битвы,
превзошедшей своими последствиями даже Смутное время начала XVII в. Для Церкви
эти события обернулись сотнями и тысячами жертв и вынужденной эмиграцией
священнослужителей, оскверненными и разрушенными храмами, опустевшими
монастырями, поруганными святынями.
Показательна
судьба исповедника архимандрита Исаакия, в миру Ивана Васильевича Виноградова.
Внук крепостного, сын учителя, решивший посвятить себя служению Богу, он перед
Первой мировой войной успел закончить два курса Санкт-Петербургской духовной
академии, затем — ускоренный курс Владимирского военного училища. Воевал на
Румынском фронте, командовал ротой, был ранен.
В
начале 1918 г. вступил в отряд полковника Михаила Дроздовского, с которым
совершил знаменитый переход из Ясс на Дон, к Добровольческой армии. Иван
Виноградов был историографом своей части, писал стихи, некоторые даже стали
полковыми песнями. Мелодия, на которую пелась одна из них, хорошо известна,
только стихи другие, сложенные по ту сторону фронта, — это «Наш паровоз, вперед
лети…».
В
1920 г. в составе своего полка капитан Виноградов эмигрировал. В 1926 г. он был
принят на второй курс Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в
следующем году митрополит Евлогий (Георгиевский) постриг его в монашество с
именем Исаакий. Затем отец Исаакий служил в Праге, в Свято-Никольском соборе и
в церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище.
После
занятия Праги советскими войсками в мае 1945 г. был арестован и отправлен в
СССР. Военным трибуналом приговорен к десяти годам лишения свободы (основным
обвинением было участие в деятельности Русского Общевоинского союза (РОВС), где
с января 1944 г. он был главным священником) и отправлен для отбывания
наказания в Карлаг. Год спустя ходатайством архиепископа Сергия (Королева) и
патриарха Алексия I отец Исаакий был освобожден. Однако в посвящении в
архиерейский сан и преподавании в Московской духовной академии ему было
отказано Советом по делам религий ввиду белогвардейского прошлого.
С
1958 г. и до самой смерти в 1981 г.
архимандрит Исаакий — настоятель Вознесенского храма в г. Елец, благочинный
Елецкого округа. Выдающийся проповедник, любимый прихожанами пастырь, к
которому съезжались духовные чада со всего Советского Союза и даже из-за
границы. В мае 2005 г. в Ельце состоялась международная конференция «Торжество
Православия», посвященная 110-летию со дня его рождения.
В
20-е гг. начались гонения советской власти на Церковь. Не избежали этой участи
и епархии Южной Украины. В 1922 г. Святогорский монастырь был ликвидирован, а
на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Сходная участь
настигла и другие обители. Новая волна репрессий обрушилась на Церковь в 30-е
гг. Тысячи священников и мирян, не желавших отречься от Христа, были отправлены
в ГУЛАГ или расстреляны (как, например, архиепископ Харьковский,
священномученик Александр (Петровский), который был арестован НКВД, осужден и в
мае 1940 г. скончался в тюремной больнице)...
***
Церковная
жизнь на Слобожанщине начала возрождаться в полной мере лишь в годы
перестройки. В мае 1992 г. в Харькове, на территории Свято-Покровского
монастыря, состоялся Архиерейский Собор УПЦ.
Ввиду
быстрого увеличения приходов и количества прихожан были созданы новые епархии:
Донецкая и Луганская (сентябрь 1991 г.); Кировоградская и Николаевская (1992);
Горловская (1994); Криворожская (1996); Запорожская, Бердянская, Северодонецкая
(2007) и другие. Повсеместно ведется строительство новых храмов, активно
возрождается и монастырское служение. Святогорская обитель, вновь открытая в
1992 г., решением Священного Синода УПЦ,в 2004 г. обрела статус Лавры.
Летом
2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил с пастырским
визитом Днепропетровск. Впервые в истории Русской Церкви ее Предстоятель
побывал на екатеринославской земле. После теплой встречи со своей паствой
Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Самое великое сокровище украинского
народа — это его религиозное чувство, яркое, сильное, мужественное и
жертвенное. Мало таких мест на земле, где люди молятся так же, как молятся на
юге Русского мира. <...> Какие глаза! Как светятся лица! <...> И в
Украине это религиозное чувство настолько ярко выражено, что оно, по моему
скромному мнению, является самым великим сокровищем украинского народа».
И
верующие всего юго-востока Украины свято хранят это сокровище, твердо оберегают
единство Церкви, духовное наследие вышедших из одного корня — Киевской Руси —
трех братских народов.
Владимир Моисеенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий