Во
время Великого поста часто приходится слышать: «постимся постом приятным»,
«приятного поста» и т. д. Используемое выражение содержится в одной из стихир
вечерни первого дня Четыредесятницы. Чем приятен может быть пост и в каком
значении употреблено в богослужении данное слово? Для начала обратимся к самой
стихире, где содержится упоминаемое выражение. Вот ее текст: «Постимся постом
приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание
языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и
клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Как
видим, в данном молитвословии нет каких-либо намеков на вкусности постной пищи.
Это неудивительно: сам пост, как и одна из сторон его, касающаяся питания,
имеет своим смыслом воздержание от различных излишеств, услаждения изысканными
лакомствами и стремления к вкусненькому — всего того, что заключено в значении
церковнославянского слова «гортанобесие».
В
писаниях Нового Завета встречаются, с одной стороны, изречения о том, что любая
пища сама по себе не греховна и неосквернительна (см.: Мф. 15: 11), ибо она
Господня (см.: 1 Кор. 10: 25–26), и что вкушением-невкушением пищи мы ничего не
приобретаем и не теряем (см.: 1 Кор. 8: 8).
С
другой стороны, говорится о том, что род бесовский побеждается только молитвой
и постом (см.: Мф. 17: 21) и духовное бодрствование, являющееся следствием
постового воздержания, погашает плотские стремления (см.: Рим. 8: 13).
Интересно,
что о еде в упомянутой стихире не говорится вообще: вся «приятность» в словах
молитвословия направляется на отчуждение злобы, воздержание языка и на прочих
«сих оскудение» — т. е. на все то, что с человеческой точки зрения никак не
связывается со словом «приятный». Мы говорим о том, что воздержание от всего
ненужного нам «полезно», но не говорим, что нам от этого «приятно». Мы
свидетельствуем о том, что нам от этого «благостно», «радостно», но слово
«приятно» здесь вряд ли будет уместно.
Все
это приводит нас к выводу, что данное церковнославянское слово имеет несколько
иную смысловую конструкцию в сравнении с его нынешним пониманием. Приятно в
изначальном значении – это то, что приято, т. е. принято. О каком приятии здесь
речь, кем наш пост принимается? Ответ ясно следует из указанного текста:
«приятным, благоугодным Господеви». Поэтому не случайно в конце указанной
стихиры повторяется мысль о том, что «приятный» пост есть истинен (последнее
слово стихиры «благоприятен» указывает на вос-приятие Господом истинного поста
как блага).
Что
касается «диетической» стороны данного вопроса, то к постной пище следует
относить самые простые продукты неживотного происхождения (пусть даже с
наличием в них одного процента «сухого молока» или «яичного порошка») без
особого их разнообразия, без всяческих «постовых» излишеств. Пост — время,
когда в супермаркете мы меньше выбираем и меньше платим: дух поста несовместим
с приятностями «постных» деликатесов.
В
Священном Писании слово «приятный» употребляется уже в первых главах книги Бытия.
Оно повторяется в идентичных выражениях, имеющих противоположную смысловую
направленность: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на
вид и хорошее для пищи (Быт. 2: 9); И увидела жена, что дерево хорошо для пищи,
и что оно приятно для глаз и вожделенно (Быт. 3: 6). В последнем случае приятие
обнаружило природу греха, заключавшегося, фактически, в нарушении заповеди
поста в Раю.
Уместно
ли употребление выражения «приятный пост» в наше время? Вполне. В церковной
среде пожелание «приятного поста» никак не идентифицируется с пожеланием
«приятного аппетита» (чем изобилуют ныне заголовки кулинарных рецептов постной
кухни). Православное сознание воспринимает Великий пост как время шествия к
Пасхе, период особого духовного бодрствования. Желая «приятного поста», мы тем
самым выражаем наше пожелание благоприятного времяпрепровождения святой
Четыредесятницы и Страстной седмицы, сопровождаемого маленькими духовными
победами, — доброго пути к Светлому Христову Дню.
Протоиерей
Виталий Эйсмонт
Комментариев нет:
Отправить комментарий