В середине V в., при византийском императоре Зеноне, патриаршую кафедру в Антиохии (совр. Сирия) занял сторонник ереси монофизитов — Петр II Кнафей. Пользуясь расположением правителя страны, он попытался расширить территорию влияния своей кафедры и настаивал на присоединении Кипрской Церкви к Антиохийской патриархии. В это время духовным владыкой киприотов был архиепископ Анфим. В 448 г. ему в сновидениях трижды явился апостол Варнава, чтобы указать точное место своего погребения на острове. Когда христиане пришли на то место и начали копать, то им открылся вход в пещеру, где и покоились мощи апостола. Свидетели обретения останков праведника обнаружили также на его груди Евангелие от Матфея, которое он лично переписал при жизни — в I в. Обретение мощей святого Варнавы на территории острова Кипр позволило местной Церкви именовать себя апостольской, а вместе с этим киприоты получили право и самостоятельного избрания своего предстоятеля.
Для апостола Варнавы Кипр был местом, где он родился и где мученически пострадал за Иисуса Христа. Праведник происходил из богатой семьи. Родители святого отправили его для обучения в Иерусалим к знаменитому учителю иудеев — Гамалиилу. Там Варнава, который до своего обращения в христианство носил имя Иосиф, познакомился с Савлом, будущим апостолом Павлом, также бравшим уроки Закона Божия у Гамалиила.
Когда Иосиф узнал о приходе в мир Мессии, Его проповеди и чудесах, то поспешил увидеть Иисуса Христа. Услышав слова Спасителя, он последовал за Ним и стал одним из 70-ти Его учеников, получив вскоре второе имя — Варнава, что в переводе означает «сын утешения».
После Вознесения Господа на Небо и схождения Святого Духа на его учеников, Варнава продал принадлежавшую ему землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе.
Придя в Иерусалим после своего обращения в христианство, апостол Павел, известный в прошлом как гонитель христиан, пытался присоединиться к местной общине верующих. Ему на помощь пришел святой Варнава, убедивший членов Церкви в искренности желания Павла. В дальнейшем праведник принял участие во многих миссионерских путешествиях Павла, побывав с ним в Антиохии (где верующие в Иисуса Христа впервые стали именоваться христианами), а также в Тарсе, Селевкии, Саламине на Кипре, а еще в Пафе, Листре, Дервии и во многих других городах и провинциях обширной Римской империи.
Когда иудейский царь Ирод приказал умертвить апостола Иакова Зеведеева, а апостола Петра взять под стражу, апостолы Павел и Варнава были выведены Ангелом из темницы. Святые скрылись в доме тетки Варнавы — Марии. Решив покинуть город, они взяли с собой ее сына Иоанна, прозванного Марком.
Однажды между Павлом и Варнавой возникли разногласия, брать ли с собой Марка в очередное миссионерское путешествие, и апостолы решили разделиться. Павел взял с собой Силу, а Варнава – Марка, с которым и отправился на Кипр. Утвердив среди жителей острова веру в Христа, праведник направился с проповедью Евангелия в Рим, где, возможно, первым известил жителям столицы новое учение о вечной жизни. Апостол также побывал в Медиолане (совр. Милан, Италия), где основал епископскую кафедру.
Вернувшись на Кипр, Варнава своей проповедью вызвал возмущение среди живших там иудеев, к которым примкнули и язычники. Апостола вывели за город, побили камнями, а тело бросили в костер. В 76 г., на месте гибели мученика, святой Марк нашел его неповрежденные огнем останки и похоронил их в пещере.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий