02 июня 2014

ПРАВОСЛАВИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. Часть I.2 Бразилия. Часть ІІ. Аргентина

 Окончание. Начало в предыдущем номере

Кампина-дас-Мисойнс — столица русской иммиграции в Бразилии

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского,
г. Порту-Алегри
Большинство населения города имеет немецкие и русские корни. В муниципалитете есть община потомков русских иммигрантов.
Для многих выходцев из России единственной нитью, все еще связывающей их с исторической родиной, является Православие. Православные храмы объединяют их потомков уже более века.

В 2012 г. местные общины во главе с духовенством отмечали 100-летие начала иммиграции в Бразилию. На площади равно­апостольного князя Владимира был совершен молебен и состоялось открытие (при содействии местных властей) увенчанной куполом и крестом пятиметровой арки в честь юбилея русского Православия в Бразилии.

А рядом стоит памятник русским иммигрантам: всех въезжающих в город встречает православный крест, у подножия которого размещены фигуры апос­тола Иоанна Богослова и членов русской крестьянской семьи: мать и дочь держат в руках колосья пшеницы и подсолнухи, а отец с мотыгой на плече вглядывается из-под ладони в далекий горизонт. Русские переселенцы внесли большой вклад в превращение некогда дикого лесного края в один из ведущих сельскохозяйственных районов бразильского штата. В знак признания заслуг этих людей в штате принят закон, согласно которому 9 октября на юге Бразилии отмечается день русской иммиграции.

Церковь во имя апостола Иоанна Богослова

Церковь во имя апостола  Иоанна Богослова,
г. Кампина-дас-Мисойнс
Первый русский православный храм в Бразилии построен в 1912 г. в г. Кампина-дас-Мисойнс переселенцами из России, Украины, Беларуси. Храм был освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В период Второй мировой войны церковь сгорела из-за начавшихся разногласий между русскими и немецкими иммигрантами. Было решено построить новое здание храма в десяти километрах от центра города. В 1955 г. храм был возведен. Ныне приход состоит из 40 семей — потомков первых русских переселенцев. Поскольку здешние приходы вынуждены обеспечивать себя сами, то прихожане жертвуют небольшие членские взносы.

После нашего прибытия был совершен молебен, а потом местная община пригласила нас на ужин, который состоялся тут же, при храме. Поскольку прихожане в основном украинцы, то и блюда подавались в национальных традициях: борщ, вареники, голубцы, холодец, а также говядина — основной бразильский продукт питания. Южная Америка вообще и Бразилия в частности — территория «мясоедов», не представляющих себе стола без блюд из говядины. А отказ от нее, скажем, на 40 дней Великого поста — для прихожан подвиг сродни мученичеству...

Возле церкви находится самое большое латино-американское кладбище, где похоронены только славянские пере­селенцы.

Нельзя не сказать и о староверах в Бразилии. По сути, сегодняшние общины староверов представляют собой сочетание древней духовной и современной деловой культуры (к примеру, в сельскохозяйственных работах они используют тракторы, комбайны и другую технику). Члены бразильских общин активно общаются с единоверцами из Боливии, США и других стран, ездят друг к другу в гости и женят детей. Благодаря тому, что староверы негативно относятся к бракам с представителями местного населения и вообще с теми, кто не исповедует их веру, многие из них до сих пор сохранили исконно русский облик: светлые волосы и глаза, курносый нос. Женщины ходят в старинных русских нарядах; мужчины — в косоворотках, и все как один носят бороды. В праздники поют народные песни, а их дети наравне с португальским изучают русский язык.

Грамаду

Это бразильская Швейцария в окружении лесов и дорогих вилл, популярный туристический центр и место постоянных празднеств. В декабре и январе здесь проходит множество рождественских мероприятий. В нескольких часах езды от города раскинулся огромный парк, на территории которого расположен знаменитый водопад Каракол, падающий с базальтовой скалы высотой 131 м. Это не самый высокий водопад страны, но близость крупных городов, доступность и живописная местность делают его популярным среди туристов. К основанию водопада построена лестница с 927 ступеньками; многие желающие взбираются на холм, чтобы сверху посмотреть на стремительный поток воды.

Порту-Алегри. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского

В конце 1940-х годов сюда прибыло несколько сотен русских, белорусских и украинских семей — жертв войны. В дальнейшем они обзавелись собственностью и получили бразильское гражданство.
Приход во имя преподобного Сергия Радонежского образован в 1949 г. Одноименный храм построен и освящен в 1957 г. Сейчас здесь около 50 прихожан (в основном беженцы из послевоенной Германии), их средний возраст — 60 лет. Настоятель храма — протоиерей Анатолий Топала, родом из Молдовы.
Мы пообщались с прихожанами за чашечкой чая. Вот рассказ прихожанки Ольги Куренко, которой уже далеко за 80: «… Меня из России, еще молодой, вывезли на работу в Германию. После освобождения нас приютили американцы: кормили, дали образование, а потом предоставили возможность выбора любой страны для проживания. Многие русские выбрали Бразилию, и американцы дали нам денег на дорогу...
Мы сюда попали в 1949 г., и бразильцы предоставили всем работу. Сейчас мы, приехавшие тогда русские и украинцы, живем хоть и не богато, но хорошо, все имеем хорошую работу и свои дома. Многие из нас, в том числе и я, побывали на родине. Не скрою, разочаровалась — все говорят, что она сильная и богатая, а я увидела незасеянные поля и разруху... А когда к нам приезжал владыка Платон (ныне — митрополит Феодосийский и Керченский. — Ред.), то я готовила угощение из украинских блюд, и ему очень понравилось…».

Часть ІІ. Аргентина

По следам наших соотечественников

Аргентина — самая «белая» страна южноамериканского континента. 97 % ее жителей составляют потомки европейских иммигрантов, прежде всего — испанцев, итальянцев, немцев. Лишь около 3 % приходится на долю коренного населения — индейцев (это те непокоренные племена, которые были оттеснены в холодные южные районы).
Первые православные христиане прибыли сюда из Сирии и Ливана, бежав от османского ига. Затем здесь появились греки, сербы, румыны и болгары. С конца ХХ в. в Аргентину начали массово переселяться беженцы из России и Украины, потом было еще несколько волн иммиграции. Тут нашли свой дом как потомки канцлера Александра Горчакова и князей Волконских, так и матросы с броненосца «Потемкин». Сто лет назад выходцы из Российской империи составляли примерно 5 % населения страны. Они почти полностью ассимилировались, многие из них забыли родной язык.
В Аргентине действует около десяти приходов РПЦ, окормляемых несколькими священнослужителями.

Обера


Встреча прихожан с паломниками
в Русском культурном центре,
г. Обера
По данным официальной аргентинской статистики, в провинции Мисьонес каждый седьмой житель из 1,1 млн человек населения имеет славянские корни. Одно из самых больших поселений наших соотечественников в Аргентине — г. Обера на северо-востоке страны, в 1200 км от столицы Буэнос-Айреса. Сегодня в нем проживают около 65 тысяч человек — выходцев из 40 стран. Здесь расположены соборы, церкви, костелы, мечети — всего 35 культовых строений различных религиозных конфессий, в том числе и православных. В городском Парке наций (его площадь более 15 га) каждое землячество имеет культурный центр, где ежегодно, в сентябре, проходят торжественные мероприятия. Здесь есть площади России и Украины.
Многие прихожане местного православного храма во имя Живоначальной Троицы (его настоятель — парагваец) побывали на родине своих предков — в Украине. Они поделились глубокими впечатлениями от посещения Киево-Печерской и Почаевской Лавры и других наших святынь.

Буэнос-Айрес

В истории города существует два важных периода: колониальный, когда появились завоеватели-испанцы, и середина ХІХ в., когда Буэнос-Айрес стал латиноамериканским «Парижем» благодаря изобретенным холодильникам. Они устанавливались на кораблях, что дало возможность вывоза огромного количества мяса в Европу. Вот в этот период начался массовый отъезд людей (в том числе и наших соотечественников) из Старого Света в Аргентину.

Свято-Троицкий собор (РПЦЗ). В 1887 г. православные жители Аргентины обратились к императору Александру ІІІ с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе.
В конце 1894 г. в историческом центре города был приобретен участок земли для строительства церкви. Пожертвования собирали большей частью в России: распространялись воззвания, произносились проповеди в различных городах. 5000 рублей пожертвовал император Николай II. Среди многочисленных жертвователей были императрица Мария Федоровна и святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1901 г. храм был построен в стиле московских церквей XVII в. и освящен во имя Пресвятой Троицы.

Кафедральный Благовещенский собор (МП). В июне 1947 г. у потомков православных был куплен (за условную цену) дом, перестроенный под храм и освященный 10 июля 1947 г. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; в тот же день прошло организационное собрание, избравшее церковноприходский совет. Вскоре начал действовать епархиальный совет. В начале 1960-х годов главой Аргентинской и Южно-Американской епархии стал епископ Никодим (Руснак) (впоследствии — митрополит Харьковский и Богодуховский; † 2011. — Ред.). Первоочередной задачей владыки Никодима было сооружение полноценного храма: домовая церковь уже с трудом вмещала всех молящихся, да и никак не походила на кафедральный собор. 15 мая 1968 г. на месте прежнего храма на улице Бульнес состоялась закладка первого камня в фундамент Благовещенского собора. 10 ноября 1968 г. архиепископ Никодим в сослужении клириков прихода и духовенства Константинопольского и Антиохийского Патриархатов освятил собор.

Сейчас приход состоит в основном из украинцев, последняя волна которых прибыла в начале 1990-х годов.

Собор в честь Воскресения Христова (РПЦЗ). Приход возник в 1920-е годы как православная эмигрантская церковная организация, которая объединила большую часть епископов РПЦ, оказавшихся в изгнании вследствие революции 1917 г. и гражданской войны. Окончательно вышла из административного подчинения РПЦ после издания митрополитом Сергием (Страгородским) «Декларации» от 29 июля 1927 г.

Встреча с внуком писателя Михаила Шолохова

На одной из центральных улиц Буэнос-Айреса, вблизи президентского дворца «Каса Росада» (Розовый дом), проходил фестиваль «Матушка-Русь» — с песнями, танцами, сувенирами. Прямо под открытым небом была сооружена сцена, на которой в течение многих часов выступали творческие коллективы из различных городов страны.

Здесь же проходила фотовыставка «М. Шолохов. В краю Тихого Дона», посвященная творчеству известного русского писателя, лауреата Нобелевской премии. В рамках этого праздника посольством Российской Федерации для паломников и гостей фестиваля была организована экскурсия по столице Аргентины. Кроме того, мы имели возможность пообщаться с внуком писателя — Александром Шолоховым, директором музея-заповедника в станице Вешенской. Латинскую Америку он посещал с музейной выставкой, и как раз прибыл из Перу. «Каждый год диаспора устраивает здесь праздник русского искусства. Мы потрясены тем, что люди приезжают сюда за две тысячи километров, причем есть такие коллективы, которые никакого этнического отношения к русским не имеют, например, индейские», — отметил Александр Михайлович.

В гостях у отца Сергия

Церковь в честь Всех святых,
в земле Российской просиявших
(окрестности Буэнос-Айреса)
В последний день пребывания в столице Аргентины мы были приглашены в пригород Буэнос-Айреса — Ланус (родина знаменитого футболиста Диего Марадоны), к отцу Сергию, настоятелю храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших (возведен в 1985 г.). Такси сюда не ходят, поскольку район довольно криминальный, пришлось договариваться с водителем из посольства. По дороге он рассказал, как совсем недавно грабитель, еще почти мальчик, зашел в церковь к отцу Сергию, приставил пистолет и потребовал ключи от машины — пришлось отдать. В полицию никто не обращался, бесполезно.

Батюшка с семьей живет здесь продолжительное время. Его маленькая квартирка, состоящая из двух комнат, расположена на первом этаже православного храма. Живут совсем скромно, но очень дружно. У них трое детей, которые посещают местную школу, а предметы, связанные с родным языком, изучают дома факультативно по книгам, высылаемым родственниками из России.

Приход состоит в основном из украинцев.
Батюшка показывал много фотографий из Антарктиды, где прослужил не один год. «По­ско­ль­ку православный храм в Антарктиде единственный (богослужения проводятся раз в неделю и по праздникам), то к нам приходили на службу сотрудники не только русской метеостанции, но и соседних — английской, американской и др., даже и не православные, — поведал отец Сергий. — Там очень сложные условия, и без поддержки друг друга, не важно какой ты национальности, — выжить невозможно».

Сергей Ванжула

Комментариев нет:

Отправить комментарий