Уже более 20 лет древний город Коломыю на Ивано-Франковщине украшает Николаево-Успенский кафедральный собор, в котором совершаются ежедневные богослужения. Величественный храм цвета неба и небольшие современные здания образуют живописный комплекс: здесь есть своя просфорная, хлебопекарня и др.
О жизни прихода и об истории собора рассказал его настоятель — протоиерей Николай Сметанюк.
О жизни прихода и об истории собора рассказал его настоятель — протоиерей Николай Сметанюк.
— Отец Николай, как был создан Николаево-Успенский собор?
— В начале 1990-х почти все местные храмы отошли греко-католикам, включая и тот, в котором я служил. Тогда меня направили служить в старинный храм возле автостанции (ему исполнилось 400 лет; по преданию, в нем молился Богдан Хмельницкий), и на первую службу пришло 15 человек. Я сказал: «И на том спасибо, ибо, по слову Спасителя, где двое или трое собрались во имя Его, там и Он посреди них». Церковь была небольшая, и тем, кто пришел, было хорошо молиться. Через неделю здесь молились уже 30–40 человек, а на Рождество людей было так много, что стояли даже во дворе — в 25-градусный мороз — и слушали службу Божию. Посмотрели люди, как обстоят дела у греко-католиков — и к нам хлынул народ. Церковный комитет решил строить Божий храм. Не было денег, возникали трудности с документами, но Господь помог, и городской совет постановил выделить 50 соток земли в центре города, чтобы мы строились. Начинали на пустом месте в 1991 г. Люди приходили работать бесплатно кто сколько мог — на два часа, на полдня, на день. Мы готовили пищу на улице и всех кормили: и помощников, и нуждающихся. Мы давали людям, и Бог давал нам. Фундамент заложили в 1992 г. и в конце того же года открыли храм во имя святителя Николая, на первом этаже начали служить. Инженер даже не успевал чертить нам проект и делать расчеты. Я говорил: «Догоняйте, потому что у нас нет времени». Храм высотой 37 м, при этом строился без крана и другой техники, все вручную. Ставили леса, и люди передавали кирпичи и раствор ведрами до самого купола. В 1999 г. мы открыли второй этаж, приезжал Блаженнейший Митрополит Владимир. Сейчас собор — вторая кафедра епископа Ивано-Франковского и Коломыйского.
— На территории собора есть еще и другие здания.
— Мы построили столовую, сельскохозяйственные помещения. Когда мы бесплатно кормим более трех десятков бедных, то необходимо как-то эту столовую обеспечивать. Сначала держали коров, но потом прекратили, так как это центр города. Сейчас у нас есть птицефабрика, теплица; строим еще одну, поскольку нужны зелень, огурцы, помидоры. Выпекаем пирожки, булочки и хлеб. Кстати, хлеб без дрожжей, на своей закваске, без добавок, испеченный на дровах, очень вкусный. За ним приезжают из Ивано-Франковска, даже из Киева покупают наш хлеб. Местные жители тоже любят нашу выпечку и хлеб, возле киоска пирожковой всегда много людей. При храме есть большой зал-трапезная, где проходят праздничные трапезы. Его арендуют для проведения свадеб, крестин, поминок. Также действует небольшой женский монастырь, где ухаживают за одинокими больными старушками.
— Чем живет Ваш приход?
— У нас очень сильный хор, который составляют преподаватели музыкального факультета. Мы заняли первое место в конкурсе «Глас Печерский», стали дипломантами международных конкурсов. Наши богослужения еженедельно транслируются по Коломыйскому радио «Сяйво» с 10 до 12 часов. И по интернету нашу воскресную службу, наши проповеди могут слушать в Польше, Италии, США и других странах. Кроме того, еженедельно я выхожу в прямой эфир с десятиминутной проповедью на телекомпании НТК. Больные, парализованные люди имеют возможность слышать православное богослужение и проповедь. Затем звонят и благодарят: «Мы словно побывали в церкви».
Еще наши священники дважды в неделю преподают Закон Божий в колледже Киевского торгово-экономического университета.
— Учащаяся молодежь посещает православный храм?
— Да. За неделю до Пасхи на исповедь и причастие приходят 600–700 учеников, организованно, с преподавателем.
Еще мы опекаем тюрьму строгого режима в с. Товмачик, где отбывают наказание около 1,5 тысячи человек. Там есть храм, и каждое воскресенье, по очереди, туда едет служить один из пяти наших священников. Для учащихся колледжа мы провели экскурсию в Товмачикскую тюрьму, чтобы они увидели, как живут люди, приговоренные к длительному заключению. Чтобы молодые люди знали, что нужно жить честно, и не попадали в неволю...
— Существует мнение, что в Западной Украине Православная Церковь испытывает притеснения.
— В Коломыйском районе насчитывается 18 церквей греко-католиков, есть две церкви «филаретовские», две наши православные церкви, синагога, протестантские церкви. Люди живут мирно, никто никого не обижает.
В 1991 г., когда Греко-Католическая Церковь вышла из подполья, то возникала ненависть к православным. Многие священники перешли к греко-католикам; я не перешел. Люди, которые десять лет слушали мои проповеди и плакали, они же через неделю меня выгнали из храма. Сначала «осанна в вышних», а затем «распни». И так должно быть. Христос говорил: «За Мной трудно идти, но легкого пути не ищите. Узкий путь ведет в Царство Божие».
Греко-католики считают, что если ты православный, то ты не украинец. Кто посеял эти зерна? А они прорастают. Но Господь не пришел спасать какую-то одну нацию.
— Во время Божественной литургии я заметила особое благоговение прихожан. Полный храм людей, однако даже после «Отче наш» все тихо стоят на коленях, молятся, ожидая выноса Чаши...
— Надо людей учить, что, пока не закончилась служба, нельзя без благословения выходить из храма. После «Отче наш» священники причащаются в алтаре, а люди молятся, общаются с Богом, в храме тишина.
Есть мир внешний и есть мир внутренний — наше сердце. Если на сердце покой, тогда человек не торопится, он стоит на коленях и говорит с Богом. У него все сосредоточено в одном направлении — к Небу, к Богу. Христос сказал: «Царство Божие близ вас, оно в сердце вашем». Если ты пришел в Церковь, то надобно всего себя отдать Богу. Надо открыть сердце Господу, говорить с Ним и больше Его не отпускать. Пусть Бог будет с нами всегда. Если человек встревожен, зол, то его внутренний мир занят совсем другим. Царство Божие там, где тишина, покой, любовь.
— В Вашем храме читается особая молитва об исцелении, и многие люди приходят именно на эту молитву.
— Сейчас люди очень болеют, здоровых мало. Если к нам приходит больной, который верит, что Господь исцелит его, то мы читаем молитву, и будет человеку по вере его. Однажды ко мне пришла врач-гинеколог и говорит: «У меня онкологическое заболевание, я знаю свой диагноз, потому что сама врач». Я отвечаю: «Бог вас исцелит, если вы уверуете». Она исповедовалась, причащалась, мы прочитали молитву. Через несколько лет она опять пришла и сказала, что выздоровела, диагноз снят. Господь исцеляет по вере нашей. Если веришь в Бога — не сомневайся. Сомневающийся человек похож на большую волну, которая разбивается о скалы, и ничего от нее не остается. Бог не хочет смерти грешника, Он пришел спасти нас. А мы отходим от Господа, идем ко злу, а зло приносит болезнь и смерть.
— Говорят, что на западе страны семьи крепче, чем в других регионах. Так ли это?
— Во время Таинства Брака молодожены присягают на Святом Евангелии. Невеста кладет руку на Евангелие, жених кладет сверху свою, я прикрываю епитрахилью, ставлю крест, и жених произносит: «Я, такой-то, беру тебя в жены и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение и не оставлю тебя до смерти». Затем то же самое произносит невеста. Это такой обет на всю жизнь. После совершения Таинства я им говорю: «Всегда помните эти слова, которыми вы присягнули на Святом Евангелии. Ваша любовь вас соединила, и ничто не должно вас разъединить до конца вашей жизни. Если любовь ваша разъединится, то вы станете прелюбодеями. А прелюбодеи Царства Божия наследовать не могут. Если трудно — молитесь, если испытываете радость — благодарите Бога, но друг друга не оставляйте, даже на короткое время». Эта присяга укрепляет молодых людей, дарует им терпение. Ребенок, рождающийся в такой набожной семье, в дальнейшем и собственную семью будет созидать по примеру своих родителей.
— В начале 1990-х почти все местные храмы отошли греко-католикам, включая и тот, в котором я служил. Тогда меня направили служить в старинный храм возле автостанции (ему исполнилось 400 лет; по преданию, в нем молился Богдан Хмельницкий), и на первую службу пришло 15 человек. Я сказал: «И на том спасибо, ибо, по слову Спасителя, где двое или трое собрались во имя Его, там и Он посреди них». Церковь была небольшая, и тем, кто пришел, было хорошо молиться. Через неделю здесь молились уже 30–40 человек, а на Рождество людей было так много, что стояли даже во дворе — в 25-градусный мороз — и слушали службу Божию. Посмотрели люди, как обстоят дела у греко-католиков — и к нам хлынул народ. Церковный комитет решил строить Божий храм. Не было денег, возникали трудности с документами, но Господь помог, и городской совет постановил выделить 50 соток земли в центре города, чтобы мы строились. Начинали на пустом месте в 1991 г. Люди приходили работать бесплатно кто сколько мог — на два часа, на полдня, на день. Мы готовили пищу на улице и всех кормили: и помощников, и нуждающихся. Мы давали людям, и Бог давал нам. Фундамент заложили в 1992 г. и в конце того же года открыли храм во имя святителя Николая, на первом этаже начали служить. Инженер даже не успевал чертить нам проект и делать расчеты. Я говорил: «Догоняйте, потому что у нас нет времени». Храм высотой 37 м, при этом строился без крана и другой техники, все вручную. Ставили леса, и люди передавали кирпичи и раствор ведрами до самого купола. В 1999 г. мы открыли второй этаж, приезжал Блаженнейший Митрополит Владимир. Сейчас собор — вторая кафедра епископа Ивано-Франковского и Коломыйского.
— На территории собора есть еще и другие здания.
— Мы построили столовую, сельскохозяйственные помещения. Когда мы бесплатно кормим более трех десятков бедных, то необходимо как-то эту столовую обеспечивать. Сначала держали коров, но потом прекратили, так как это центр города. Сейчас у нас есть птицефабрика, теплица; строим еще одну, поскольку нужны зелень, огурцы, помидоры. Выпекаем пирожки, булочки и хлеб. Кстати, хлеб без дрожжей, на своей закваске, без добавок, испеченный на дровах, очень вкусный. За ним приезжают из Ивано-Франковска, даже из Киева покупают наш хлеб. Местные жители тоже любят нашу выпечку и хлеб, возле киоска пирожковой всегда много людей. При храме есть большой зал-трапезная, где проходят праздничные трапезы. Его арендуют для проведения свадеб, крестин, поминок. Также действует небольшой женский монастырь, где ухаживают за одинокими больными старушками.
— Чем живет Ваш приход?
— У нас очень сильный хор, который составляют преподаватели музыкального факультета. Мы заняли первое место в конкурсе «Глас Печерский», стали дипломантами международных конкурсов. Наши богослужения еженедельно транслируются по Коломыйскому радио «Сяйво» с 10 до 12 часов. И по интернету нашу воскресную службу, наши проповеди могут слушать в Польше, Италии, США и других странах. Кроме того, еженедельно я выхожу в прямой эфир с десятиминутной проповедью на телекомпании НТК. Больные, парализованные люди имеют возможность слышать православное богослужение и проповедь. Затем звонят и благодарят: «Мы словно побывали в церкви».
Еще наши священники дважды в неделю преподают Закон Божий в колледже Киевского торгово-экономического университета.
— Учащаяся молодежь посещает православный храм?
— Да. За неделю до Пасхи на исповедь и причастие приходят 600–700 учеников, организованно, с преподавателем.
Еще мы опекаем тюрьму строгого режима в с. Товмачик, где отбывают наказание около 1,5 тысячи человек. Там есть храм, и каждое воскресенье, по очереди, туда едет служить один из пяти наших священников. Для учащихся колледжа мы провели экскурсию в Товмачикскую тюрьму, чтобы они увидели, как живут люди, приговоренные к длительному заключению. Чтобы молодые люди знали, что нужно жить честно, и не попадали в неволю...
— Существует мнение, что в Западной Украине Православная Церковь испытывает притеснения.
— В Коломыйском районе насчитывается 18 церквей греко-католиков, есть две церкви «филаретовские», две наши православные церкви, синагога, протестантские церкви. Люди живут мирно, никто никого не обижает.
В 1991 г., когда Греко-Католическая Церковь вышла из подполья, то возникала ненависть к православным. Многие священники перешли к греко-католикам; я не перешел. Люди, которые десять лет слушали мои проповеди и плакали, они же через неделю меня выгнали из храма. Сначала «осанна в вышних», а затем «распни». И так должно быть. Христос говорил: «За Мной трудно идти, но легкого пути не ищите. Узкий путь ведет в Царство Божие».
Греко-католики считают, что если ты православный, то ты не украинец. Кто посеял эти зерна? А они прорастают. Но Господь не пришел спасать какую-то одну нацию.
— Во время Божественной литургии я заметила особое благоговение прихожан. Полный храм людей, однако даже после «Отче наш» все тихо стоят на коленях, молятся, ожидая выноса Чаши...
— Надо людей учить, что, пока не закончилась служба, нельзя без благословения выходить из храма. После «Отче наш» священники причащаются в алтаре, а люди молятся, общаются с Богом, в храме тишина.
Есть мир внешний и есть мир внутренний — наше сердце. Если на сердце покой, тогда человек не торопится, он стоит на коленях и говорит с Богом. У него все сосредоточено в одном направлении — к Небу, к Богу. Христос сказал: «Царство Божие близ вас, оно в сердце вашем». Если ты пришел в Церковь, то надобно всего себя отдать Богу. Надо открыть сердце Господу, говорить с Ним и больше Его не отпускать. Пусть Бог будет с нами всегда. Если человек встревожен, зол, то его внутренний мир занят совсем другим. Царство Божие там, где тишина, покой, любовь.
— В Вашем храме читается особая молитва об исцелении, и многие люди приходят именно на эту молитву.
— Сейчас люди очень болеют, здоровых мало. Если к нам приходит больной, который верит, что Господь исцелит его, то мы читаем молитву, и будет человеку по вере его. Однажды ко мне пришла врач-гинеколог и говорит: «У меня онкологическое заболевание, я знаю свой диагноз, потому что сама врач». Я отвечаю: «Бог вас исцелит, если вы уверуете». Она исповедовалась, причащалась, мы прочитали молитву. Через несколько лет она опять пришла и сказала, что выздоровела, диагноз снят. Господь исцеляет по вере нашей. Если веришь в Бога — не сомневайся. Сомневающийся человек похож на большую волну, которая разбивается о скалы, и ничего от нее не остается. Бог не хочет смерти грешника, Он пришел спасти нас. А мы отходим от Господа, идем ко злу, а зло приносит болезнь и смерть.
— Говорят, что на западе страны семьи крепче, чем в других регионах. Так ли это?
— Во время Таинства Брака молодожены присягают на Святом Евангелии. Невеста кладет руку на Евангелие, жених кладет сверху свою, я прикрываю епитрахилью, ставлю крест, и жених произносит: «Я, такой-то, беру тебя в жены и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение и не оставлю тебя до смерти». Затем то же самое произносит невеста. Это такой обет на всю жизнь. После совершения Таинства я им говорю: «Всегда помните эти слова, которыми вы присягнули на Святом Евангелии. Ваша любовь вас соединила, и ничто не должно вас разъединить до конца вашей жизни. Если любовь ваша разъединится, то вы станете прелюбодеями. А прелюбодеи Царства Божия наследовать не могут. Если трудно — молитесь, если испытываете радость — благодарите Бога, но друг друга не оставляйте, даже на короткое время». Эта присяга укрепляет молодых людей, дарует им терпение. Ребенок, рождающийся в такой набожной семье, в дальнейшем и собственную семью будет созидать по примеру своих родителей.
Беседовала Татьяна Гончаренко
Комментариев нет:
Отправить комментарий