«Вход Господень в Иерусалим». Джотто ди Бондоне, 1327 г. |
Трижды
в Евангелиях плачет Господь. Он оплакивает умершего Лазаря, Он плачет в
Гефсиманском саду, из глаз Его льются слезы при Своем, казалось бы,
торжественном и радостном въезде в Иерусалим. Вот
огромное стечение народа радостно ликует: осанна <...>! (т. е. спаси, мы
молим) благословен Грядущий во имя Господне! (Мф. 21: 9). Но всего через
несколько дней этот же народ будет вопить: распни, распни Его! (Ин. 19: 6);
кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27: 25).
Какая
жестокость! Какая непоследовательность мыслей, лицемерие и предательство! Но
остановимся в осуждении. Задумаемся. Ведь теперь, когда мы празднуем Вход
Христа в Иерусалим, наша радость и приветствия тоже искренние. Под копыта
ослицы, покрытой дорогой попоной и везущей Христа, бросают пальмовые ветви и
цветы по велению сердца. Здесь нет лжи, все истинно и однозначно. Но разве на
следующий день (или даже в тот же) мы не распинаем Христа, осуждая наших
ближних, храня в сердцах ненависть и лицемерие?
Откуда
эти трагические метаморфозы? Почему печальная поговорка «От любви до ненависти
— один шаг» подтверждается постоянно из поколения в поколение, из века в век?
Ответ
нам дается множество раз. Еще Ветхий Завет предупреждает: не делай себе кумира
(Исх. 20: 4), т. е. не ставь в своем сердце на первое место личность земную,
мирскими и материальными заботами отягощенную. Сколь бы ни хороша она была, как
бы ни красив был ее внешний вид, какими бы знаниями и образованиями она не
обладала, она не является тем, кто решит твои проблемы и оправдает тебя пред
Богом.
Я
Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:
2, 3). Но мы постоянно создаем себе кумиров, земных богов, которых
возвеличиваем до небесного уровня. Одеваем на них нимбы святости, а затем,
через непродолжительное время, срываем с них не только нимбы, но и с яростной
злобой обвиняем в преступлении законов. Я говорю не только о «сильных мира сего»,
политиках и руководителях, но и о тех, кому мы признаемся в любви, кого
чествуем и хвалим.
Для
подтверждения этого не нужно выискивать исторические примеры, достаточно
сходить на любой бракоразводный процесс в суд. Такой концентрации ненависти,
ярости, слез и обвинений трудно найти в иных местах…
Впрочем,
злоба эта очень часто и на Исповеди прорывается. Жалуются супруги друг на
друга, перечисляя взаимные прегрешения и «преступления». Послушаешь эти слезные
сетования, и невольно возникает вопрос: «Но ты ведь не так давно с нежностью
говорил (а) ему (или ей) «люблю»? Куда делись эти чувства, эта любовь?».
Спрóсите,
какое отношение имеют эти рассуждения к празднику Входа Господня в Иерусалим,
ведь здесь встречают Самого Христа, Того, кто может воскресить, исцелить и
помиловать? Но в том-то и беда, что жители Иерусалима видели во Христе только
могущественного человека, который выполнит их земные желания, дарует
политическую свободу, богатство и власть.
Они
сотворили себе кумира для решения сиюминутных проблем, тогда как надо было
думать не о земном, а о небесном.
Они
видели во Христе царя и властителя, пророка и чудотворца, но не Бога. Они
требовали сокровищ земных, а Господь смиренно явился с сокровищницей духовной.
Они желали свободы от римского ига на земле, а Господь обещает им свободу от
греха в Себе, там, на Небе. Человеку, поставившему во главу угла лишь
материальное и телесное благополучие, такой Бог не нужен.
Вот
и сегодня, пытаясь выйти из трудностей дня нынешнего, мы создаем себе нового
идола, продолжаем искать человека, на которого хотим возложить наши проблемы и
которому очень скоро будем плевать в лицо, распинать и кричать вслед: «В тюрьму
его!».
Потому
и плачет Господь, что видит души людские, знает их помыслы и желания. В этой
воскресной радости Иерусалима нет сочетания с Его волей, Его заботой и Его
Царством. Есть лишь сиюминутное «дай!» материального мира. Не понимает
танцующий, кричащий и поющий народ иудейский, что Христос не хочет быть царем
земным. Его слезы — слезы боли, слезы Отца о том, что Его творение, презрев
заповеди, живет временным, забыв о вечном.
Слава
Богу, сегодня нам известно, что за Вербным воскресеньем будет не только
предательство и Голгофа. За горькими днями Страстной недели — исполненная
Воскресения заря. Именно поэтому слезы Христа для нас — «радостнопечалие».
Это
знание позволяет Церкви с уверенностью утверждать: все наши беды стали
нестерпимыми и постоянными именно тогда, когда главное место занял лишь «хлеб
насущный». За монетами, сулящими удовольствие, комфорт и веселие, не осталось
любви и сострадания, а зашедший в нашу квартиру или дом гость, увидев икону, подходит
к ней не для того, чтобы перекреститься и прошептать молитву, а всего лишь для
определения ее древности и комиссионной стоимости…
Недавно
стал свидетелем конфликта, когда перессорились прихожане, уже не одно
десятилетие молящиеся вместе в одном храме. Причина ссоры — облачение для
настоятеля, которое хотели подарить своему «дорогому батюшке» к Светлому
Воскресению. Из-за его стоимости и начался разлад, с обидами и обвинениями.
Стоял
священник у этого, все же купленного, дорогого пасхального облачения, смотрел
на него и плакал. Какая польза от внешней красоты, когда за ней — претензии
друг к другу и отсутствие любви? Тленное и временное превзошло по значимости
вечное. Мы опять стали теми же гражданами того далекого весеннего Иерусалима.
Вербное
воскресенье — преддверие Пасхи. И тот шестидневный путь, который предстоит
пройти каждому верующему к громогласному «Христос Воскресе!», должен помочь
правильно расставить приоритеты нашего бытия. Нужно только личное желание,
усилие и стремление. Мы можем дерзновенно утереть слезы Спасителя, если уберем
из своего сердца идолов дня нынешнего и чаще будем поднимать взор к Небу.
Благословен
Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21: 9).
Протоиерей Александр Авдюгин
Комментариев нет:
Отправить комментарий