Согласно
Церковному Преданию, святая Мария Магдалина, приехав в Рим проповедовать
Евангелие, пошла к императору Тиберию. Поскольку она не имела никаких драгоценностей,
которые обычно подносили императору просители и посетители, Мария подарила ему
куриное яйцо, как это делали бедные, со словами: «Христос Воскресе!».
Тиберий
ответил, что мертвый человек не может воскреснуть, так же как это белое яйцо не
может стать красным. Вдруг на его глазах яйцо стало кроваво-красным —
символизируя не только вечную жизнь, но и Жертву Христа.
Впоследствии
яйцо на Пасху, символизировавшее духовную ценность Благой Вести, решили
оформить еще и как вполне материальную драгоценность. Первый образец такого
изделия — резное деревянное яйцо с изображением страстей Христовых — получил
французский король Франциск І.
Дарение
драгоценностей в виде яиц на Пасху стало традицией среди европейской аристократии.
Один из таких сувениров — пасхальное яйцо со спрятанным внутри сюрпризом — был
у датской принцессы Вильгельмины Марии, тетки будущей российской императрицы
Марии Федоровны.
Вполне
вероятно, что именно желание сделать жене приятный сюрприз побудило императора
Александра III заказать в 1885 г. ювелиру Карлу Фаберже драгоценное яичко. Этот
первый заказ императора был вполне конкретным — драгоценность должна была
напоминать ту, которая поразила детское воображение маленькой Дагмар, в
православном Крещении — Марии Федоровны.
Яйцо
было покрыто белой эмалью, внутри содержало «желток» из матового золота, в
котором была спрятана курочка из цветного золота. В свою очередь, внутри курицы
помещалась маленькая рубиновая корона. Императрица была в восторге, поэтому
Карл Фаберже получил статус придворного ювелира и заказ ежегодно на Пасху изготавливать
драгоценное яйцо с сюрпризом.
Отныне
ювелир имел неограниченный простор для фантазии, ведь единственным требованием
императора стала оригинальность каждого последующего яйца-сюрприза. Сюжета
изделия никогда не знал и сам венценосный заказчик, а на расспросы получал
ответ: «Ваше величество будет довольно».
Однако,
как правило, содержанием сюжетов становились эпизоды из истории России и
императорской семьи. Некоторые яйца содержали в себе памятные сувениры в виде
портретов, цветов, фигур, некоторые были сложными механизмами — часы, певчая
птица, миниатюрные модели кораблей, карет, поездов, зданий.
Характерно,
что каждое яйцо, несмотря на клеймо фирмы Фаберже, являлось авторской работой
одного из ювелиров фирмы. Мастер контролировал производство, начиная от замысла
и до конца процесса изготовления изделия. Кроме самого Карла Фаберже, самым известным
из мастеров был Михаил Перхин, также сохранились имена Августа Хольстрома,
Генрика Вигстрома и Эрика Колина. Мастерами на фирме работали и четыре сына
Карла.
Интересно,
что репутацию ювелирному дому Фаберже в те времена создавали отнюдь не
пасхальные яйца, ведь они были частными подарками (лишь однажды императрица
разрешила показать некоторые из них на выставке в Париже в 1890 г.). Ювелирный
дом обеспечивал изготовление любых драгоценностей и инкрустированных предметов,
а в 1882 г. Фаберже выполнил копии скифских украшений так, что их трудно было
отличить от оригинала.
После
смерти Александра III, его сын, Николай II, начал заказывать уже по два ценных
яйца в год — в подарок матери и жене. Следовательно, общее количество «императорских»
яиц Фаберже составляет 54 (или 56, если учитывать незаконченные в 1918 г.).
Однако драгоценные яйца для подарков (зачастую — копии тех, которые были сделаны
для императорской семьи) начали заказывать аристократы и просто богатые люди.
Так,
известно семь яиц, изготовленных для «золотого магната» Александра Кельха.
Также заказчиками являлись князь Юсупов, герцогиня Мальборо, семья Ротшильдов и
другие неустановленные лица. Именно последний факт делает невозможным точный
подсчет ценных яиц Фаберже. На сегодня известно об изготовлении 71, однако 9 из
них считаются утраченными.
Яйца
Фаберже, представлявшие совершенную и изящную форму отделки пасхальных яиц,
давно стали легендой, связанной с историей последних представителей императорского
рода Романовых, от которой веет и радостью, и грустью. Сегодня эти ювелирные
изделия напоминают нам о непостоянстве этого мира, о том, что настоящие
сокровища нужно искать в мире духовном.
Екатерина Усачева
Комментариев нет:
Отправить комментарий