Остров
Патмос затерян в Эгейском море. Несмотря на его крошечные размеры, событие,
которое произошло на нем в 95 г. н. э., имело значение для всех последователей Христа.
Здесь человечеству было открыто, что мир, каким мы его знаем, когда-то
прекратит существование и само время остановит свой бег.
Слова Божественного
Откровения Господь открыл Своему апостолу ― Иоанну Богослову. Ученик
евангелиста ― Прохор ― записал их трепетной рукой. Так родилась книга,
завершающая список книг Священного Писания.
Безлесный
и скалистый, Патмос с самой верхней своей точки напоминает огромную рельефную
карту, плавающую в море. Его береговая линия изрезана множеством выступающих
мысов, бухт и бухточек.
Первое
письменное свидетельство о Патмосе можно найти в трудах греческого хронографа
Фукидида (460–396 гг.). Долгое время в сознании эллинов и римлян Патмос
оставался окраиной цивилизованного мира, пригодной разве что для ссылки
преступников. Сюда в 95 г. от Рождества Христова, во время гонений императора
Домициана, был сослан Иоанн Богослов. Об этом периоде жизни Евангелиста мы
узнаём из его собственного произведения ― Откровения (или Апокалипсис).
«Я,
Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа,
был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы
трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что
видишь, напиши в книгу и пошли церквам…» (Отк. 1: 9–11).
Изгнанный
апостол жил в одной из многочисленных пещер Патмоса. Он проповедовал Христа
Воскресшего среди жителей острова и основал здесь Патмосскую Церковь.
Малоизвестный до этого Патмос обрел авторитет священного острова. Когда гонения
на христиан прекратились, Иоанн Богослов вернулся в Эфес, из которого когда-то
был изгнан.
После
издания императором Константином Великим Миланского эдикта, который даровал
последователям Христа свободу вероисповедания, Патмос стал полюсом притяжения
для христиан со всего мира.
В
VII-XI вв. Патмос пришел в запустение. Как и большинство островов Эгейского
моря, он подвергся опустошительному нашествию арабов. Остров Откровения оставался
необитаемым вплоть до конца XI в., пока на него не приплыл преподобный
Христодул.
Монах
Христодул подвизался на горе Латрос в Малой Азии. Добродетель старца собрала
вокруг него множество учеников, так что монастырь под его управлением увеличился
до размеров Лавры. Набеги турок-сельджуков вынудили Христодула переселиться на
остров Кос, где он основал монастырь, посвященный Богородице.
Стремясь
к большему уединению и аскезе, Христодул однажды направился в Константинополь.
Старец попросил императора Алексия І Комнина (1081–1118 гг.) дать ему взамен плодородного
и цветущего Коса пустынный и безлюдный Патмос. Желание Христодула было
удовлетворено. В 1088 г. он основывает на Патмосе монастырь Иоанна Богослова.
Обитель была заложена на скалистом выступе, почти в самом центре острова, и
сразу приобрела вид крепости.
В
середине ХІІ в. монастырь Иоанна Богослова на Патмосе получил права
ставропигиального. В последующие столетия на его самостоятельность практически
ничто не повлияло ― ни набеги пиратов, ни крестовые походы. Даже после падения
Византийской империи в 1453 г., на острове никогда не было турецкого гарнизона.
Благодаря особому статусу монастыря его насельники имели возможность заниматься
науками и просвещением.
В
1713 г. святой Макарий Калогерас основал вблизи пещеры Апокалипсиса Патмосскую
школу. Ее выпускники стали основателями и руководителями центров просвещения во
многих городах порабощенной тогда Греции. Патмосская школа, или, как ее
именовали некоторые историки, Университет Архипелага, действовала на протяжении
200 лет. В наше время она продолжает функционировать как церковная школа.
Сегодня
на Патмосе проживает не более 3000 человек. Как и раньше, жизнь островитян
зависит от монастыря Иоанна Богослова. Эта обитель имеет более десяти скитов,
или, как их называют греки, кафизм, рассредоточенных по территории острова.
Одна из них, посвященная Матери Возлюбленного, фактически стала самостоятельной
женской обителью. Некоторые кафизмы расположены в совершенно диких уголках
острова, завораживающих своей красотой. Но самой известной среди них является
та, которая находится над пещерой Иоанна Богослова.
«Что
ты почувствовал, когда был в пещере Откровения?» ― спросила меня знакомая,
когда я рассказывал ей о поездке в Грецию. Пришлось признаться, что никаких мистических
переживаний я не испытал. Очевидно, для того чтобы стать сосудом, достойным
Божественного Откровения, нужно было заслужить от Самого Господа наименование «сын
грома».
Нужно
было поддерживать Матерь Спасителя у Креста и услышать от Ее распинаемого Сына
последние слова ― «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 27). Лишь любимый ученик Господа
Иоанн, очищенный мучениями, закаленный изгнанием, смог узреть реалии Горнего
мира и облечь их в слова.
Я
не пережил в пещере Откровения каких-то особых состояний. Но у меня появилась
уверенность, что остров Патмос избран Господом не случайно. Две тысячи лет назад
этот клочок земли был далекой окраиной обитаемой части земли. Не в столице
империи, не на многолюдной площади и не в царских палатах среди грома и молний
изрек Господь грозное предупреждение о грядущем Страшном Суде. Он избрал
скромную пещеру, в тиши которой смиренно, словно вполголоса, напомнил человечеству:
«Опомнись, конец уже близок!».
Александр Ворсин,
сотрудник Паломнического Центра
при Отделе внешних церковных связей
Украинской Православной Церкви
Комментариев нет:
Отправить комментарий