«Автопортрет», ок. 1912 г. |
Среди
картин художника Николая Пимоненко отсутствуют величественные полотна, его творческий
путь не был обозначен активными поисками нового стиля в искусстве, в его жизнеописании
нет неожиданных поворотов, бурных событий или гениальных озарений. Тем не менее
он один из самых известных и наиболее популярных ныне украинских художников. Все
наиболее значимые для последующей реализации себя и своего дарования события в жизни
Николая Пимоненко произошли рано. Он родился 21 марта (9 марта по ст. ст.) 1862
г. в Киеве, в семье владельца иконописной мастерской и резчика по дереву Корнилия
Пимоненко.
Николай рано начал учиться рисованию, так же рано получил первые впечатления от народного быта и жизни, ведь вместе с отцом мальчик ездил по окрестным селам, помогая ему в сооружении алтарей и росписи церквей. Очевидно, способности Николая были исключительными для его возраста: когда их заметил отец, то отдал сына учиться в иконописную школу при Киево-Печерской Лавре; когда в 1876 г. их заметил художник Николай Мурашко, он приложил все усилия, чтобы убедить мецената Киевской рисовальной школы Ивана Терещенко принять мальчика на обучение бесплатно. Уже через два года пребывания в школе Николай Пимоненко, став лучшим учеником, начинает работать репетитором младших классов.
Николай рано начал учиться рисованию, так же рано получил первые впечатления от народного быта и жизни, ведь вместе с отцом мальчик ездил по окрестным селам, помогая ему в сооружении алтарей и росписи церквей. Очевидно, способности Николая были исключительными для его возраста: когда их заметил отец, то отдал сына учиться в иконописную школу при Киево-Печерской Лавре; когда в 1876 г. их заметил художник Николай Мурашко, он приложил все усилия, чтобы убедить мецената Киевской рисовальной школы Ивана Терещенко принять мальчика на обучение бесплатно. Уже через два года пребывания в школе Николай Пимоненко, став лучшим учеником, начинает работать репетитором младших классов.
"Сенокос" |
Окончание
школы давало Николаю право быть учителем рисования, но он стремился к большему.
В 1882 г. Николай поступает в Академию художеств в Петербурге, но вследствие неблагоприятного
северного климата и значительных лишений в молодом возрасте получает тяжелую болезнь
легких, которая будет мучить его всю жизнь. Через два года художник был вынужден
оставить учебу и вернуться в Киев, однако учителя Пимоненко — Илья Репин и Владимир
Орловский — считали способности своего ученика настолько особенными, что Николаю
было разрешено присылать свои работы на академические выставки как экзаменационные.
И семь лет спустя художник получил полноценный диплом. Однако еще перед этим в Киев
переезжает учитель Пимоненко — Владимир Орловский, талантливый художник-пейзажист.
Учителя и ученика связывала не только дружба, они были родственниками и жили в Киеве
в одной усадьбе, ведь Николай был мужем приемной дочери Орловского Александры. Исключительно
счастливый брак соседствовал с удивительно плодотворной дружбой. Именно влиянию
тестя приписывают поэтические яркие пейзажи жанровых картин Пимоненко.
«Вечереет», 1900 г. |
Талант,
помощники, учителя, болезнь, работа, друзья, брак — все это за первые 30 лет жизни.
К приведенному списку можно смело добавить славу, ведь полотна Николая Пимоненко
становятся известными и популярными уже в 90-х гг. ХІХ в. благодаря участию в выставках
Товарищества передвижных художественных выставок. Внешне казалось, что вся дальнейшая
жизнь Николая — один сплошной путь признания и наград: статский советник, академик
живописи, награжден орденом святой Анны за росписи во Владимирском соборе (образы
святого Николая и святой Александры), член международных художественных обществ
и участник международных выставок (во время одной из них Лувр выкупил для своего
собрания картину Пимоненко «Гопак»).
«Утро Христова Воскресения», 1891 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник |
«Из лесу», 1900 г. |
Учителем
рисования (в Киевской рисовальной школе, затем — в Киевском политехническом институте;
кроме того, был организатором первого в Киеве государственного художественного училища)
он проработал 32 года. «Он всегда носил с собой маленькую шкатулку с холстом, кистями
и красками, и альбомчик с карандашом», — писала в воспоминаниях о муже Александра
Пимоненко. Художник ни на мгновение не переставал работать, реализуя себя, свой
талант. Современники вспоминали, что это наполняло его печальную душу постоянной
радостью.
Екатерина Усачева
Комментариев нет:
Отправить комментарий