Евхаристия. Фрагмент мозаики Софии Киевской |
На
Страстной седмице вспоминалась Тайная Вечеря и установление Евхаристии. У меня с
несколькими прихожанами нашего храма возник спор — причастился ли Иуда на Тайной
Вечери или нет? Все остались при своем мнении. А что говорит по этому поводу богословие?
Виталий, Днепропетровск
Отвечает
протоиерей Николай Баранов:
Исследователи
Священного Писания единогласны во мнении, что на Тайной Вечери Христос во исполнение
Закона совершил пасху Ветхозаветную. В чин Ветхозаветной пасхи входило вкушение
хлеба, горьких трав, пасхального агнца, а также «солила» — приправы из миндаля,
орехов и сладких плодов. По окончании этого ритуала Господь устанавливает Таинство
Евхаристии и совершает пасху Новозаветную. Здесь мнения толкователей расходятся.
Одни считают, что Иуда оставался на Тайной Вечери практически до ее окончания и
приобщился Тела и Крови Христовых. Другие — что он присутствовал лишь во время ритуала
Ветхозаветной пасхи.
Так,
авторитетнейший толкователь Священного Писания святитель Иоанн Златоуст в своей
беседе «О предательстве Иуды» говорит: «… После принятия предложенного, в Иуду вошел
дьявол, презрев не тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал,
что на тех, которые недостойно причащаются Божественных Таин, особенно нападает
и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду». В толковании на Евангелие от Матфея
он же восклицает: «О, как велико ослепление предателя! Приобщаясь Таин, он оставался
таким же, и, наслаждаясь страшною трапезою, не изменялся».
При
этом святитель поясняет, что грех Иуды был двойным и заключался в том, «что он с
таким расположением приступил к Тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился
ни страхом, ни благодеянием, ни честью».
Богослужебные
тексты также выражают мнение Церкви, что Иуда на Тайной Вечери причастился: «Закон
дружбы забыв, злоименитый Искариот умытыя Тобою нозе волею уготова на предание:
и ядый Твой хлеб, Тело Божественное, воздвиже пяту на Тя, Христе…»; «Приимаше очищающее
от греха Тело безсовестный, и изливаемую за мир Кровь Божественную пия, юже продаяше
на цене, не стыдяшеся, о злобе же не вознегодова…». В стихирах Церковь обличает
грех Иуды: «… и сей злочестивый, небесный Хлеб во устех нося, на Спаса предательство
содела…» (тропари канона утрени Великого Четверга).
Сторонники
противоположной точки зрения основываются на текстах евангелистов Матфея и Марка,
где обличение предателя расположено прежде повествования об установлении Таинства
Евхаристии. Отсюда делается вывод, что Иуда присутствовал лишь на совершении Ветхозаветной
пасхи (когда хлеб вкушали, обмакивая в солило) и, приняв из рук Христа простой хлеб,
сразу покинул Сионскую горницу, где проходила Тайная Вечеря. Известный русский богослов,
исследователь и толкователь Священного Писания А. П. Лопухин в подтверждение данного
мнения высказывает мысль практического характера: «если бы Иуда ушел в конце вечери,
то, как справедливо замечают, у него не оставалось бы времени для приведения толпы
[в Гефсиманский сад]».
Один
из ведущих библеистов ХХ века, епископ Кассиан (Безобразов) в своем труде «Христос
и первое христианское поколение» пишет: «Вечеря продолжается. Это ясно и из того,
что Господь имеет возможность подать кусок Иуде. Понимать этот кусок в повествовании
о вечере, которое ничего не говорит об установлении Евхаристии, как кусок евхаристический,
было бы неправильно. Евхаристия была установлена по окончании трапезы. Не-евхаристический
кусок, поданный Иуде во время вечери, говорит за то, что трапеза еще не была окончена».
О двух
мнениях говорит и Феофилакт Болгарский: «Когда они ели, присовокупил евангелист
для того, чтобы показать бесчеловечие Иуды, если бы он был и зверь, то и тогда должен
бы был смягчиться потому уже, что вкушал одну пищу с одной трапезы, а он между тем
и будучи обличаем, не вразумился и, даже причащаясь Тела Его, не раскаивался. Впрочем,
некоторые говорят, что Христос приобщил Своих учеников Тайнам Своим уже тогда, когда
Иуда вышел. Так обязаны поступать и мы, то есть нечестивых людей удалять от Божественных
Тайн».
Так
или иначе, в данном вопросе акцент следует ставить не на том, причастился Иуда или
нет. Важно расположение сердца, с которым он приступил к Тайной Вечере. Он не использовал
последнюю возможность остановиться, не совершать предательства, но еще более озлобился.
Если считать, что Иуда причастился, то это было недостойное причащение, ему в осуждение.
считать, что нет, то и это логично, так как он не был достоин вкушать со Христом
и апостолами и Ветхозаветную трапезу, не говоря уже о Новозаветной. До времени ответ
на этот вопрос остается для нас тайной. Смиримся с этим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий