В наше
время мы часто слышим рассказы о различных чудесах — мироточении икон, знамениях
на небе и др. «Церковная православная газета» обратилась к священнослужителям с
вопросами: «Как правильно относиться к чудесам и свидетельствам о них? И как отличить
ложные, мнимые чудеса от истинных?».
Архимандрит Поликарп (Линенко), уставщик
и регент левого клироса Святой Успенской Киево-Печерской Лавры:
— Как
можно понять из вопросов, подразумеваются не те, обычные для нас, чудеса, каковыми
являются наше существование, восход солнца, воздух, которым мы дышим, и т. д., а
те чудеса, которые превосходят законы природы.
Знаете,
я стараюсь быть человеком верующим и признаю, что в мире проявляются чудеса Божии,
то есть случаи непосредственного влияния Бога на жизнь людей, сопряженные с преодолением
естественных законов (физических, химических, биологических), установленных тем
же Богом.
Признаю, что есть такие чудесные явления, как мироточение и кровоточение икон, исхождение от них благовонных запахов, расцветание сухих цветов у образов. Первым чудом, с которым я воочию столкнулся сам, непосредственно, было мироточение святых глав в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, продолжающееся до сих пор.
Одна из моих знакомых также столкнулась с проявлением мироточения икон, хотя и не столь обильного, как в случае с мироточивыми главами: на иконах лишь проступали маслянистые пятнышки. Возможно, через это Господь вразумил ее в скорбных житейских обстоятельствах, вызванных неправильным образом жизни (по страстям, а не по добродетелям), поддержал ее, чтобы она не впала в уныние и отчаяние.
Признаю, что есть такие чудесные явления, как мироточение и кровоточение икон, исхождение от них благовонных запахов, расцветание сухих цветов у образов. Первым чудом, с которым я воочию столкнулся сам, непосредственно, было мироточение святых глав в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, продолжающееся до сих пор.
Одна из моих знакомых также столкнулась с проявлением мироточения икон, хотя и не столь обильного, как в случае с мироточивыми главами: на иконах лишь проступали маслянистые пятнышки. Возможно, через это Господь вразумил ее в скорбных житейских обстоятельствах, вызванных неправильным образом жизни (по страстям, а не по добродетелям), поддержал ее, чтобы она не впала в уныние и отчаяние.
Апостол
Павел говорит о том, что «языки суть знамение не для верующих, а для неверующих»
(1 Кор. 14: 22). Таких явных чудес, как хождение Спасителя по воде, исцеление больных
через возложение платков и опоясаний с тела апостола Павла, говорение верующих на
незнакомом языке, которых было много в первохристианское время и посредством которых
Бог призывал людей к Себе, сейчас совершается меньше.
Некоторые представители харизматических сект даже упрекают православных христиан в том, что они не творят явных чудес. На мой взгляд, вышеупомянутые слова апостола как раз и объясняют, почему в первохристианской Церкви чудеса Божии проявлялись изобильно, а сейчас — гораздо меньше.
Потому что чудеса — не для верующих, а для неверующих. Если человек развил в себе духовный орган, называемый верой (а вера — это не какое-то эстетическое чувство, а именно орган познания мира невидимого, развиваемый жизнью по заповедям Божиим), то он обязательно начинает чувствовать присутствие Божие. Он начинает чувствовать и видеть, особенно — оглядываясь на прожитые годы, что Промысл Божий не просто вмешивается в нашу жизнь, а устрояет ее. И для такого человека сама его жизнь является чудом.
Действительно, сейчас мы слышим о проявлении множества чудес, в особенности часто — о мироточении икон. Насколько можно понять, в некоторых случаях речь идет о ситуациях, когда человек пребывает в прелести. Как же нам оценивать те или иные чудесные проявления, выходящие за рамки нашего обыденного восприятия? Спаситель дал нам для этого четкий ориентир, четкий критерий: «всякое дерево познается по плоду своему» (Лк. 6: 44).
Если плодом сверхъестественных событий является польза духовная — люди приходят к Богу, каются в своих грехах, исправляют свою жизнь в лучшую сторону, — то, конечно, это благодатные чудеса. Если же человек только заражается гордыней и начинает мнить о себе (причем, возможно, даже не на уровне ума, а на уровне сердца и чувства), что он — великий светильник Божий, удостоившийся чудес, и с высоты этого своего особого «избранничества» может и священникам указывать, как им паству пасти, и епископа поучать, как ему жить, то это, конечно, прискорбно. Такие деградации Спаситель характеризовал словами: «горе тому человеку» (Мф. 18: 7)…
Некоторые представители харизматических сект даже упрекают православных христиан в том, что они не творят явных чудес. На мой взгляд, вышеупомянутые слова апостола как раз и объясняют, почему в первохристианской Церкви чудеса Божии проявлялись изобильно, а сейчас — гораздо меньше.
Потому что чудеса — не для верующих, а для неверующих. Если человек развил в себе духовный орган, называемый верой (а вера — это не какое-то эстетическое чувство, а именно орган познания мира невидимого, развиваемый жизнью по заповедям Божиим), то он обязательно начинает чувствовать присутствие Божие. Он начинает чувствовать и видеть, особенно — оглядываясь на прожитые годы, что Промысл Божий не просто вмешивается в нашу жизнь, а устрояет ее. И для такого человека сама его жизнь является чудом.
Действительно, сейчас мы слышим о проявлении множества чудес, в особенности часто — о мироточении икон. Насколько можно понять, в некоторых случаях речь идет о ситуациях, когда человек пребывает в прелести. Как же нам оценивать те или иные чудесные проявления, выходящие за рамки нашего обыденного восприятия? Спаситель дал нам для этого четкий ориентир, четкий критерий: «всякое дерево познается по плоду своему» (Лк. 6: 44).
Если плодом сверхъестественных событий является польза духовная — люди приходят к Богу, каются в своих грехах, исправляют свою жизнь в лучшую сторону, — то, конечно, это благодатные чудеса. Если же человек только заражается гордыней и начинает мнить о себе (причем, возможно, даже не на уровне ума, а на уровне сердца и чувства), что он — великий светильник Божий, удостоившийся чудес, и с высоты этого своего особого «избранничества» может и священникам указывать, как им паству пасти, и епископа поучать, как ему жить, то это, конечно, прискорбно. Такие деградации Спаситель характеризовал словами: «горе тому человеку» (Мф. 18: 7)…
Протоиерей Владимир Савельев, руководитель
Издательского отдела Украинской Православной Церкви, преподаватель основного богословия
и апологетики Киевской духовной академии:
— Начнем
с того, что мы понимаем под чудом. Это есть особое действие Божие в нашем мире,
выходящее за рамки естественных законов бытия, когда «побеждаются естества уставы»
(при этом следует отметить, что чудо сверхъестественно, но не противоестественно).
Чудеса напрямую связаны с Божественным Откровением, проявлением Божиим в мире.
Второй,
очень важный, момент — телеологический, то есть чудо всегда имеет какую-то цель,
и эта цель связана со спасением человека. Чудеса никогда не делаются «по заказу»
и несут глубокий духовный смысл.
Есть
также нравственный аспект, который отличает настоящее чудо от ложных чудес, различных
фокусов, магических ритуалов и действий, демонических явлений и манипуляций с человеческим
сознанием. Истинное чудо, которое совершается силой Божией, не может не оказать
глубокого воздействия на душу и сознание человека. Оно касается человеческого сердца,
его ума и производит особую перемену, — конечно, если человек готов открыть свою
душу Богу и ищет истину.
У большей части людей в результате чуда происходит нравственное и духовное изменение. Отклик души человека, ищущего Бога, на истинное чудо всегда будет положительным. Противоположную реакцию, когда люди видят явное проявление действия благодати Божией и отвергают его, как делали это, например, некоторые из книжников и фарисеев, Христос назвал хулой на Духа Святого (см.: Мф. 12: 22–37).
У большей части людей в результате чуда происходит нравственное и духовное изменение. Отклик души человека, ищущего Бога, на истинное чудо всегда будет положительным. Противоположную реакцию, когда люди видят явное проявление действия благодати Божией и отвергают его, как делали это, например, некоторые из книжников и фарисеев, Христос назвал хулой на Духа Святого (см.: Мф. 12: 22–37).
Говоря
о правильном отношении к чудесам и многочисленным свидетельствам о них (чаще всего мы слышим о различных чудесных
явлениях, как-то: мироточение, кровоточение, слезоточение икон), следует отметить,
что чудеса Божии, как правило, совершаются так, что не вызывают сомнений у верующего
человека. Однако случается, что мы, например, слышим о мироточении икон в доме женщины,
которая совсем недавно пришла в Церковь, а когда эту икону приносят в храм на общее
обозрение, она перестает мироточить…
Нужно относиться к этому очень рассудительно. Поэтому любое явление, которое претендует быть названным проявлением Божией силы, должно быть исследовано церковной властью. В этом вопросе мы не должны полагаться на свидетельство одного человека, ибо издревле, как мы знаем из Священного Писания, истинным считалось свидетельство двоих. И то или иное событие — будь-то внутрицерковный конфликт или какое-то чудесное явление — осмысляется соборным разумом Церкви.
Это делается для того, дабы исключить всякие эмоции, субъективность или ситуации, когда чудо является лишь плодом воспаленного воображения человека либо даже результатом воздействия злого духа. (Мы знаем из Священного Писания, что и антихрист, который появится в последнее время и будет враждовать против Бога, явит множество ложных чудес и знамений, и ими прельстятся многие из верующих).
Нужно относиться к этому очень рассудительно. Поэтому любое явление, которое претендует быть названным проявлением Божией силы, должно быть исследовано церковной властью. В этом вопросе мы не должны полагаться на свидетельство одного человека, ибо издревле, как мы знаем из Священного Писания, истинным считалось свидетельство двоих. И то или иное событие — будь-то внутрицерковный конфликт или какое-то чудесное явление — осмысляется соборным разумом Церкви.
Это делается для того, дабы исключить всякие эмоции, субъективность или ситуации, когда чудо является лишь плодом воспаленного воображения человека либо даже результатом воздействия злого духа. (Мы знаем из Священного Писания, что и антихрист, который появится в последнее время и будет враждовать против Бога, явит множество ложных чудес и знамений, и ими прельстятся многие из верующих).
Чудесные
явления должны быть исследуемы и для того, чтобы исключить возможность какого-либо
подлога. Ведь, если какое-то ложное или обычное явление будет выдано за чудо, это
может нанести огромный ущерб авторитету Церкви — найдутся враги Церкви, насмешники
и клеветники, которые используют это против нее.
Надо
сказать, что человек, пребывающий в прелести, в первую очередь ищет каких-то знамений
и чудес. А человек должен, прежде всего, стать на путь покаяния и устремиться к
очищению своего сердца, чтобы Господь мог сделать нас Своим орудием, чтобы мы были
святы и непорочны.
Как
уже было сказано, чудеса не совершаются «по заказу», нельзя, например, просить Господа
о том, чтобы икона замироточила. Нужно понимать, что чудеса, которые, как правило,
носят характер знамений, то есть неких особых Божиих указаний, — мироточение икон,
явление образов — происходят в трудные и ответственные моменты жизни человека или
всего общества.
Например, обретение Державной иконы Божией Матери было связано с приходом богоборческой власти и ниспровержением православного монарха; некоторые чудесные явления были в Украине перед Чернобыльской катастрофой. Многие знамения имеют целью поддержать человека, указать человеку страждущему или находящемуся на пороге каких-то испытаний, что Бог — с нами, что Он — наш защитник, и мы должны иметь надежду, твердую веру и любовь ко Господу своему.
Например, обретение Державной иконы Божией Матери было связано с приходом богоборческой власти и ниспровержением православного монарха; некоторые чудесные явления были в Украине перед Чернобыльской катастрофой. Многие знамения имеют целью поддержать человека, указать человеку страждущему или находящемуся на пороге каких-то испытаний, что Бог — с нами, что Он — наш защитник, и мы должны иметь надежду, твердую веру и любовь ко Господу своему.
Подготовил
Михаил Мазурин
Комментариев нет:
Отправить комментарий