В благодатное
для души каждого христианина время Великого поста Православная Церковь призывает
своих чад не только отказаться от употребления в пищу скоромных продуктов, но и
быть особенно внимательными к нуждающимся в нашей помощи людям: немощным, больным,
пожилым. Ибо без дел милосердия телесный пост не принесет духовного плода.
В связи с этим хочу еще раз поговорить о моих товарищах по недугу, о которых я писал в статье «Врачеватель особенных детей» (см.: «ЦПГ» № 13 за 2011 г.), где говорилось о прекрасном человеке, враче-кинезотерапевте Анатолии Смолянинове.
В связи с этим хочу еще раз поговорить о моих товарищах по недугу, о которых я писал в статье «Врачеватель особенных детей» (см.: «ЦПГ» № 13 за 2011 г.), где говорилось о прекрасном человеке, враче-кинезотерапевте Анатолии Смолянинове.
На
одном из лечебных семинаров Анатолий Григорьевич
попросил меня сказать несколько слов родителям своих пациентов о православной точке
зрения относительно причин возникновения болезней и о церковных средствах исцеления недугов.
Ведь часто бывает, когда родители особенного ребенка, видя, что он не в состоянии держать
ложку или голову, не может сесть или даже приподняться, отчаиваются,
теряют веру и надежду, замыкаются в себе…
ОТКУДА
БЕРУТСЯ БОЛЕЗНИ
Болезнь
близкого человека — нелегкое испытание для каждого из нас. Но особенно тяжело, когда,
едва придя в мир, заболевает младенец. Еще ужаснее,
когда болезнь приводит к инвалидности с рождения. Тогда
в медицинской справке маленького человека появляются
страшные слова: «Нуждается в посторонней помощи, инвалид детства». Болезнь малыша
— душевная мука для его родителей и родных.
С этого момента почти вся их жизнь — лишь скорбь и страдания, постоянный страх за будущую взрослую жизнь сына или дочери. И постоянные вопросы, задаваемые себе каждой мамой: «Что будет с моим ребенком, если я умру? Почему Бог допустил, что он сидит в коляске, а не играет в футбол с ровесниками?». А ответов на них они не находят. Почему же Бог, Который Благ и Человеколюбец, позволяет существовать страданиям, болезням, смерти?
С этого момента почти вся их жизнь — лишь скорбь и страдания, постоянный страх за будущую взрослую жизнь сына или дочери. И постоянные вопросы, задаваемые себе каждой мамой: «Что будет с моим ребенком, если я умру? Почему Бог допустил, что он сидит в коляске, а не играет в футбол с ровесниками?». А ответов на них они не находят. Почему же Бог, Который Благ и Человеколюбец, позволяет существовать страданиям, болезням, смерти?
Священное
Писание однозначно утверждает: «Бог не сотворил смерти
и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и
нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» (Прем. 1: 13–14).
Господь
сотворил человека для вечной жизни и вечного общения с Собой. Вечный и человеколюбивый
Бог не хотел творить и не сотворил болезни и смерти, однако непослушание наших прародителей
Богу привело к первородному греху. Адам и Ева нарушили заповедь Божию.
Поддавшись дьявольскому искушению, они не только потеряли
возможность личного общения с Богом и дар вечной жизни, но и лишились здоровья.
Одно
из тяжких последствий грехопадения прародителей, перешедшее к нам, их потомкам,
по наследству — склонность человека к различным заболеваниям. Из-за
присутствия греха в мире наши душевно-телесные силы изначально ослаблены. Иногда
болезнь имеет не только телесную, но и духовную причину.
Нередко случается так, что болезнь заставляет человека переосмыслить прежде прожитую жизнь: попросить прощения у родных, у тех, к кому был раньше невнимателен, кого обидел; духовно изменить свою жизнь к лучшему. Бывают и такие случаи, когда болезнь, вызывает особое проявление Божией любви и милости к болящему. И новозаветная история изобилует подобными примерами исцелений больных.
Нередко случается так, что болезнь заставляет человека переосмыслить прежде прожитую жизнь: попросить прощения у родных, у тех, к кому был раньше невнимателен, кого обидел; духовно изменить свою жизнь к лучшему. Бывают и такие случаи, когда болезнь, вызывает особое проявление Божией любви и милости к болящему. И новозаветная история изобилует подобными примерами исцелений больных.
ЧТОБЫ
ОБРЕСТИ БОГА
Не
раз упоминается об этом в Евангелии от Иоанна. Так, в 9‑й главе повествуется
об исцелении Господом слепорожденного: «И проходя, увидел <Иисус>
человека, слепого от рождения. Ученики Его
спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем
явились дела Божии; Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит
ночь, когда никто не может делать; Доколе Я в мире, Я — свет миру. Сказав, это он
плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и
сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и
умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9: 1–7). Вот так на этом несчастном, немощном
человеке чудесным образом явилась божественная благодать, «всегда
немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».
"Христос исцеляет больных в Вифезде", Карл Генрих Блох, Музей искусств Университета имени Бригама Янга (США) |
Судьба
любого инвалида детства очень похожа на его судьбу. Думаю, что болезни посылаются
им не в наказание за собственные грехи или грехи родителей,
но для того чтобы они, достойно неся крест болезни, обрели Бога в своих душах, чтобы
и на них, как и на евангельском слепорожденном, явились дела Божии.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Кто с терпением
и смирением переносит болезнь, тому Бог вменяет ее вместо подвига».
Долго
общаясь со своими друзьями, страдающими, как
и я, детским церебральным параличом, могу сказать, что
многие физически здоровые люди могут поучиться у них доброте, вере, любви, терпению,
мужеству, силе духа и воли, оптимизму. Лучше всего, чтобы сам ребенок и его родные
переносили его болезнь без озлобленности и ожесточения.
С точки
зрения Православной Церкви, болезнь — не бессмысленное страдание,
но духовно-телесное испытание от Господа и каждому из нас нужно пережить его по‑христиански
достойно и мужественно. Если юноша или девушка переносят свою болезнь с таким настроением души,
то в их жизни исполняются слова Господа: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор.
12: 9). Если в семье ребенка-инвалида есть физически здоровые брат
или сестра, то общение с болящим членом семьи может стать для них школой любви и
милосердия.
ВРАЧ
ЛЕЧИТ, ГОСПОДЬ ИСЦЕЛЯЕТ
Немало
таких людей — друзья автора этих строк. Например, ныне покойный, основатель Фонда
развития компьютерных и информационных технологий инвалидов г. Киева «АИК» Евгений Монукало;
директор Киевского физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Прометей» Владимир
Поляков; председатель Киевской общественной организации инвалидов
«Джерело натхнення» Светлана Одинец и другие мужественные ребята. Для описания их
судеб и достижений не хватит и целой книги.
Православная
Церковь не отрицает труд врачей, но считает, что он будет наиболее полезен, когда
в лице доктора объединятся врач и христианин,
ибо врач лечит, а Господь исцеляет. Лечение медицинскими средствами будет
еще более действенным, когда вместе с лекарствами, процедурами, операциями на
помощь больному придут средства благодати Божией, которые могут кардинально изменить
его духовную жизнь. Это — Крещение, Исповедь, Причастие Святых
Христовых Таин, молебны о его здравии. Слава Богу, в наше время храмы или часовни
появились при многих больницах.
Особое
значение для исцеления имеют молитвы священника и родителей о здравии болящего чада,
произнесенные на Божественной литургии. Господь часто милостиво слышит такие
горячие молитвы и нередко посылает болящему ребенку исцеление.
Если
ребенок физически слаб или серьезно болен, Православная Церковь
благословляет причащение болящего на дому. Для победы над недугами Церковь советует
прибегать и к Таинству Елеосвящения (в народе оно называется Соборованием).
В этом Таинстве, через помазание освященным елеем
(маслом) частей тела болящего (груди, лба, ушей, рук, ног), по молитве Церкви Бог
подает страждущему благодать Святого Духа для освящения и
исцеления души и тела. В случае крайней необходимости Таинство
Елеосвящения священник также может совершить на дому.
Радостно
видеть, когда у родителей больных детей появляется желание освятить квартиру или
дом. В молитвах чина освящения дома священник просит
Господа благословить семью, живущую в этом жилище, подать ее членам любовь, веру,
единомыслие, духовное и телесное здравие, благословить на всякое доброе
дело. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие
его» (Пс. 126: 1), — говорит псалмопевец. И после освящения дома в нем пребывает
благодать — Божественная сила, невидимо охраняющая жилище
и его обитателей.
КОГДА
ДЕТИ ПОМОГАЮТ РОДИТЕЛЯМ
Огромное
значение для исцеления болящего ребенка имеет молитва его матери перед иконами Господа,
Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Любящая мать всегда искренне,
от всего сердца молится о своем ребенке. Молитва матери объединяется с
молитвой угодника Божия, изображенного на иконе, но пребывающего на небесах, — и
приходит с небес облегчение. Верующие матери знают немало случаев, когда Господь
отвечал на их молитвы перед домашними иконами, поднимая
детей с одра болезни здоровыми.
Великое
множество таких случаев на протяжении веков было зафиксировано перед чудотворными иконами
Божией Матери: Киево-Печерской, Почаевской, Казанской, Владимирской, Смоленской
и многими другими. Иконы Спасителя, Божией Матери, великомученика и целителя Пантелеимона,
Ангела-хранителя должны быть в каждой православной семье, где живет тяжело
больной ребенок. Душеспасительно и полезно для исцеления от
недуга читать акафист великомученику и целителю Пантелеимону.
Обязательно
иметь дома крещенскую святую воду. Освященная в праздник Крещения Господня,
она называется великая агиасма (в переводе с греческого — святыня) и обладает большой
исцеляющей силой.
Болящему
ребенку необходимо молиться не только в храме, но и дома. Православный молитвослов
можно приобрести в любом храме. Каждому пришедшему к вере ребенку желательно
знать важнейшие молитвы: молитву Господню «Отче наш», Символ Веры, «Богородице Дево,
радуйся», а также молитву о болящих «Вседержителю, Святый
Царю».
По
учению апостола Павла, семья есть малая Церковь (см.: Рим. 16: 4). От взаимоотношений родителей
и ребенка, его воспитания зависят и его будущая жизнь, его победа
над недугом, добрые свойства его души. Если болящий ребенок обрел
веру в Бога, проявляет интерес к Церкви, Православию, то родителям лучше
всего внимательно отнестись к религиозному выбору ребенка и обрести Господа вместе
с ним: стать постоянными прихожанами избранного ими храма, найти духовного отца.
В современной церковной жизни нередки случаи, когда именно дети приводят родителей и родственников к Богу, тем самым духовно спасая их. Церковная жизнь должна стать для верующего ребенка и его родных не временным явлением, но вечным образом жизни в Господе Иисусе Христе. Если это произойдет, то жизнь такой семьи независимо от состояния физического здоровья ребенка будет счастливой и радостной.
В современной церковной жизни нередки случаи, когда именно дети приводят родителей и родственников к Богу, тем самым духовно спасая их. Церковная жизнь должна стать для верующего ребенка и его родных не временным явлением, но вечным образом жизни в Господе Иисусе Христе. Если это произойдет, то жизнь такой семьи независимо от состояния физического здоровья ребенка будет счастливой и радостной.
Виктор Науменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий