После
40 дней Великого поста («душеполезной Четыредесятницы») и Лазаревой субботы, в которую
вспоминается воскрешение Спасителем праведного Лазаря (см.: Ин. 11: 1–46), послужившее
непосредственным поводом к осуждению Его на смерть, Святая Церковь совершает празднование
Входа Господня в Иерусалим и вступает в течение Страстной седмицы.
ВХОД
ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
В этот
праздник, который в нынешнем году придется на 8 апреля, вспоминается торжественное
и в то же время смиренное (на «жребяти») шествие Спасителя на вольные страдания.
Само празднуемое событие описано у всех четырех евангелистов. От пальмовых ветвей
(ваий), с которыми народ встречал Спасителя, шествующего в Иерусалим (см.: Ин. 12:
13), праздник получил название Недели ваий (цветоносной). В связи с тем что у нас
вместо ваий употребляются распустившиеся ветви вербы, еще одно название этого праздника
— Вербное воскресенье.
ВЕЛИКИЕ
ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК И СРЕДА
От
праздника ваий — на вечерне этого дня — Церковь приглашает верных к «честному Христовых
Страстей <…> таинству спасительному».
В первые
три дня Страстной седмицы, посвященной воспоминанию последних дней земной жизни
Спасителя, Его страданий, Крестной смерти и погребения, на утрени звучит тропарь,
который начинается словами: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб,
егоже обрящет бдяща…». Этот тропарь напоминает нам евангельские притчи о десяти
девах, ожидающих жениха (см.: Мф. 25: 1–13), и о рабах, которые не знают, когда
придет их господин (см.: Мк. 13: 34–37), и призывает душу к бодрствованию: «Блюди
убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши…».
В богослужениях
первых дней Страстной седмицы вспоминаются последние беседы Спасителя с учениками,
а также события, произошедшие в последние дни перед Его страданиями. Так, в частности,
в Великий Понедельник — проклятие Господом бесплодной смоковницы; в Великий Вторник
— притчи о десяти девах и талантах, а также беседа о Втором Пришествии Христовом
и Страшном Суде; в Великую Среду — совершенное грешницей помазание Господа миром
и предательство Иуды.
В каждый
из этих трех дней совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в Великую Среду —
в последний раз.
ВЕЛИКИЙ
ЧЕТВЕРТОК
В Четверг
Страстной седмицы совершается воспоминание Тайной Вечери, за которой Господь установил
Таинство Евхаристии и омыл ноги Своих учеников, показав им «смирения образ»; также
вспоминается предательство Иуды. За Литургией святителя Василия Великого, совершаемой
на вечерне, вместо Херувимской песни в этот день звучит особый тропарь: «Вечери
Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну
повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи,
во царствии Твоем». Звучащее от первого лица, это песнопение-молитва служит нам
предостережением от уподобления Иуде и недостойного участия в Тайной Вечери. Тропарь
«Вечери Твоея тайныя днесь…» на Литургии Великого Четверга также является причастным
стихом, поется во время причащения и вместо песнопения «Да исполнятся уста наша…».
Именно на Литургии Великого Четверга (хотя и не во все годы) Предстоятелем Церкви
освящается миро, употребляемое при совершении Таинства Миропомазания.
ВЕЛИКИЙ
ПЯТОК
В этот
день — один из главных дней церковного календаря — совершается воспоминание Святых
спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа: Его искупительных страданий
и Крестной смерти. На утрени этого дня (которая обычно совершается в Великий Четверток
вечером) читаются так называемые Страстные Евангелия — 12 евангельских чтений, повествующих
о страданиях и смерти Спасителя. Литургия в этот самый скорбный в году день не совершается,
а совершаются Царские часы, на которых звучат ветхозаветные пророчества, апостольские
чтения и евангельские отрывки о страданиях Христовых.
На вечерне совершается вынос из алтаря на середину храма для поклонения верующих плащаницы — изображения снятого с Креста Спасителя. Сразу за вечерней следует малое повечерие, на котором читается канон о Распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. Большую часть его составляют горестные слова, которые вложены автором канона — Симеоном Логофетом — в уста Пресвятой Богородицы, видящей Своего Сына и Господа на Кресте. И лишь один тропарь (на «Славу» 9-й песни) содержит слова, которые гимнограф дерзнул усвоить Самому Господу: «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». В ответ, в последнем тропаре канона, мы снова слышим слова Богородицы, но это уже не слова скорби: «Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко…».
На вечерне совершается вынос из алтаря на середину храма для поклонения верующих плащаницы — изображения снятого с Креста Спасителя. Сразу за вечерней следует малое повечерие, на котором читается канон о Распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. Большую часть его составляют горестные слова, которые вложены автором канона — Симеоном Логофетом — в уста Пресвятой Богородицы, видящей Своего Сына и Господа на Кресте. И лишь один тропарь (на «Славу» 9-й песни) содержит слова, которые гимнограф дерзнул усвоить Самому Господу: «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». В ответ, в последнем тропаре канона, мы снова слышим слова Богородицы, но это уже не слова скорби: «Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко…».
ВЕЛИКАЯ
СУББОТА
В Субботу
Преблагословенную Святая Церковь вспоминает телесное пребывание Спасителя во гробе,
Его сошествие душою во ад, и уже в этот день, сочетающий в себе скорбь и радость,
начинает праздновать Воскресение Господне. О сошествии Спасителя во ад, не отраженном
в канонических Евангелиях, но упоминаемом в апостольских посланиях (напр., Еф. 4:
9) и пророчески предвозвещенном в псалмах (Пс. 15: 8–11), много расскажет икона
Воскресения.
Вот что по этому поводу пишет литургист Мария Сергеевна Красовицкая: «Известно, что икона Воскресения в том виде, в каком мы очень часто ее видим: Господь в белых одеждах, с хоругвью, Крест, гроб, камень, Ангел — это очень поздняя иконография, а Византия и Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. Именно икона Сошествия во ад долгие века на православном Востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Если взглянуть на эту икону, мы увидим черную бездну, в которую спускается Господь; обычно при этом Его гиматий развевается — этим, очевидно, изображается стремительность Его движения. Ногами Своими Господь стоит на разрушенных вратах ада. Двери ада сокрушены, полностью разрушены. <…> Господь берет за руку Адама; на классических иконах это удивительная встреча: лицо Адама, который ждал и дождался, и Господь, берущий его за руку, совершенно бессильную, и с такой силой увлекающий его за Собой. Рядом Ева. Выведение грешного человека из ада, спасение его — вот момент этой встречи».
Вот что по этому поводу пишет литургист Мария Сергеевна Красовицкая: «Известно, что икона Воскресения в том виде, в каком мы очень часто ее видим: Господь в белых одеждах, с хоругвью, Крест, гроб, камень, Ангел — это очень поздняя иконография, а Византия и Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. Именно икона Сошествия во ад долгие века на православном Востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Если взглянуть на эту икону, мы увидим черную бездну, в которую спускается Господь; обычно при этом Его гиматий развевается — этим, очевидно, изображается стремительность Его движения. Ногами Своими Господь стоит на разрушенных вратах ада. Двери ада сокрушены, полностью разрушены. <…> Господь берет за руку Адама; на классических иконах это удивительная встреча: лицо Адама, который ждал и дождался, и Господь, берущий его за руку, совершенно бессильную, и с такой силой увлекающий его за Собой. Рядом Ева. Выведение грешного человека из ада, спасение его — вот момент этой встречи».
На
Литургии Великой Субботы, которая служится в соединении с вечерней, совершается
переоблачение священнослужителей из темных, постовых, одежд в одежды светлые; соответствующим
образом заменяются и все храмовые облачения. В двенадцатом часу ночи совершается
полунощница, на которой поется канон Великой Субботы и уносится в алтарь плащаница.
А затем, обычно в полночь, начинается пасхальная утреня — утреня «праздников праздника
и торжества из торжеств»…
Подготовил Михаил Мазурин
Комментариев нет:
Отправить комментарий