07 апреля 2012

ОТ ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ ДО ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

После 40 дней Великого поста («душеполезной Четыредесятницы») и Лазаревой субботы, в которую вспоминается воскрешение Спасителем праведного Лазаря (см.: Ин. 11: 1–46), послужившее непосредственным поводом к осуждению Его на смерть, Святая Церковь совершает празднование Входа Господня в Иерусалим и вступает в течение Страстной седмицы.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

В этот праздник, который в нынешнем году придется на 8 апреля, вспоминается торжественное и в то же время смиренное (на «жребяти») шествие Спасителя на вольные страдания. Само празднуемое событие описано у всех четырех евангелистов. От пальмовых ветвей (ваий), с которыми народ встречал Спасителя, шествующего в Иерусалим (см.: Ин. 12: 13), праздник получил название Недели ваий (цветоносной). В связи с тем что у нас вместо ваий употребляются распустившиеся ветви вербы, еще одно название этого праздника — Вербное воскресенье.

ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК И СРЕДА

От праздника ваий — на вечерне этого дня — Церковь приглашает верных к «честному Христовых Страстей <…> таинству спасительному».

В первые три дня Страстной седмицы, посвященной воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, Крестной смерти и погребения, на утрени звучит тропарь, который начинается словами: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…». Этот тропарь напоминает нам евангельские притчи о десяти девах, ожидающих жениха (см.: Мф. 25: 1–13), и о рабах, которые не знают, когда придет их господин (см.: Мк. 13: 34–37), и призывает душу к бодрствованию: «Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши…».

В богослужениях первых дней Страстной седмицы вспоминаются последние беседы Спасителя с учениками, а также события, произошедшие в последние дни перед Его страданиями. Так, в частности, в Великий Понедельник — проклятие Господом бесплодной смоковницы; в Великий Вторник — притчи о десяти девах и талантах, а также беседа о Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде; в Великую Среду — совершенное грешницей помазание Господа миром и предательство Иуды.

В каждый из этих трех дней совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в Великую Среду — в последний раз.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

В Четверг Страстной седмицы совершается воспоминание Тайной Вечери, за которой Господь установил Таинство Евхаристии и омыл ноги Своих учеников, показав им «смирения образ»; также вспоминается предательство Иуды. За Литургией святителя Василия Великого, совершаемой на вечерне, вместо Херувимской песни в этот день звучит особый тропарь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем». Звучащее от первого лица, это песнопение-молитва служит нам предостережением от уподобления Иуде и недостойного участия в Тайной Вечери. Тропарь «Вечери Твоея тайныя днесь…» на Литургии Великого Четверга также является причастным стихом, поется во время причащения и вместо песнопения «Да исполнятся уста наша…». Именно на Литургии Великого Четверга (хотя и не во все годы) Предстоятелем Церкви освящается миро, употребляемое при совершении Таинства Миропомазания.

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК

В этот день — один из главных дней церковного календаря — совершается воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа: Его искупительных страданий и Крестной смерти. На утрени этого дня (которая обычно совершается в Великий Четверток вечером) читаются так называемые Страстные Евангелия — 12 евангельских чтений, повествующих о страданиях и смерти Спасителя. Литургия в этот самый скорбный в году день не совершается, а совершаются Царские часы, на которых звучат ветхозаветные пророчества, апостольские чтения и евангельские отрывки о страданиях Христовых.

На вечерне совершается вынос из алтаря на середину храма для поклонения верующих плащаницы — изображения снятого с Креста Спасителя. Сразу за вечерней следует малое повечерие, на котором читается канон о Распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. Большую часть его составляют горестные слова, которые вложены автором канона — Симеоном Логофетом — в уста Пресвятой Богородицы, видящей Своего Сына и Господа на Кресте. И лишь один тропарь (на «Славу» 9-й песни) содержит слова, которые гимнограф дерзнул усвоить Самому Господу: «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети. Но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли». В ответ, в последнем тропаре канона, мы снова слышим слова Богородицы, но это уже не слова скорби: «Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко…».

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

В Субботу Преблагословенную Святая Церковь вспоминает телесное пребывание Спасителя во гробе, Его сошествие душою во ад, и уже в этот день, сочетающий в себе скорбь и радость, начинает праздновать Воскресение Господне. О сошествии Спасителя во ад, не отраженном в канонических Евангелиях, но упоминаемом в апостольских посланиях (напр., Еф. 4: 9) и пророчески предвозвещенном в псалмах (Пс. 15: 8–11), много расскажет икона Воскресения.

Вот что по этому поводу пишет литургист Мария Сергеевна Красовицкая: «Известно, что икона Воскресения в том виде, в каком мы очень часто ее видим: Господь в белых одеждах, с хоругвью, Крест, гроб, камень, Ангел — это очень поздняя иконография, а Византия и Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. Именно икона Сошествия во ад долгие века на православном Востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Если взглянуть на эту икону, мы увидим черную бездну, в которую спускается Господь; обычно при этом Его гиматий развевается — этим, очевидно, изображается стремительность Его движения. Ногами Своими Господь стоит на разрушенных вратах ада. Двери ада сокрушены, полностью разрушены. <…> Господь берет за руку Адама; на классических иконах это удивительная встреча: лицо Адама, который ждал и дождался, и Господь, берущий его за руку, совершенно бессильную, и с такой силой увлекающий его за Собой. Рядом Ева. Выведение грешного человека из ада, спасение его — вот момент этой встречи».

На Литургии Великой Субботы, которая служится в соединении с вечерней, совершается переоблачение священнослужителей из темных, постовых, одежд в одежды светлые; соответствующим образом заменяются и все храмовые облачения. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы и уносится в алтарь плащаница. А затем, обычно в полночь, начинается пасхальная утреня — утреня «праздников праздника и торжества из торжеств»…

Подготовил Михаил Мазурин

Комментариев нет:

Отправить комментарий