В
самом начале Великого поста, на Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды
и Четверга первой седмицы частями, а на утрене Четверга пятой седмицы полностью,
поется и читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Составленный почти 1200 лет назад, Великий канон во всем, кроме обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней, в отличие от обыкновенных богослужебных канонов, не имеющих второй песни. К тропарям канона прилагается псаломский припев: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Устав предписывает на каждый тропарь канона совершать “метания три”, то есть три поясных поклона, а в некоторых храмах поясные поклоны заменяют одним земным.
Сначала
Великий канон имел только 210 тропарей, позже Церковь присоединила к ним еще 40
в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, называясь
Великим по своему содержанию, высоте мыслей и силе их выражения, канон святого
Андрея называется также Великим и по своему объему, потому что все другие
подобные произведения заключают в себе всего около 30 песнопений или немногим более.
Преподобный
Андрей Критский, собрав в Великом каноне воедино события ветхозаветной и
новозаветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает
их в духе глубокого сердечного сокрушения, с необыкновенным искусством прилагая
каждое из них к состоянию грешной души. Из священной сокровищницы Писания он
извлекает сильнейшие побуждения к покаянию и нравственному исправлению.
В
нем предлагаются христианам многоразличные образцы праведной жизни для
подражания и примеры жизни нечестивой для предостережения от них, а также
спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Этот канон можно
назвать покаянным плачем, раскрывающим нам всю необъятность, всю бездну греха,
потрясающим душу раскаянием и надеждой.
Перед
взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и
новозаветного, в которых с особою силою отразились значение и сила греха, а
также достоинство святой жизни; его вниманию предлагается вся Священная история
на примерах благочестия и нечестия ее персонажей, их обращений к Богу и
нераскаянности в грехе. Помимо примеров из Священной истории творец канона
указывает на живой пример самого крайнего падения и восстания в лице святой
подвижницы Марии Египетской, достигшей высокой степени совершенства.
Святая
Церковь предлагает нам именно эти песнопения в первые дни Великого поста,
потому что пост — это время покаяния и очищения. Канон преподобного Андрея весь
и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления,
раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому
самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к
исправлению жизни.
При
всем своем неизъяснимом, полном духовного умиления, достоинстве, Великий канон
святого Андрея Критского тем не менее содержит в себе некоторые трудности для
понимания. “Неудобопонятность” Великого канона зависит главным образом от того,
что обилие мыслей выражается в нем немногими словами, а с другой стороны — от
дословного и притом не всегда точного их перевода с греческого. Неоднократно предпринимались
попытки улучшить качество церковнославянского перевода, но в силу разных причин
успехом они не увенчались.
Несколько слов следует сказать и о самом авторе Великого канона. Преподобный Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. О раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, так как до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась, и он стал говорить. На четырнадцатом году жизни святой Андрей был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество был назначен нотарием, то есть секретарем, Иерусалимской патриархии.
После
681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского
Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, был послан в
византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору
документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты
Иерусалимской Православной Церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.
По
окончании Собора Андрей стал известен императору своей книжной премудростью и
глубоким знанием догматов Церкви и был оставлен в Константинополе, получив
навсегда прозвище “Иерусалимита”, то есть “Иерусалимлянина”. В столице Империи
он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии
с зачислением в клир главного храма Византии.
Двадцать
лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботу и
попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные
песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.
После
продолжительного диаконского служения святой Андрей был рукоположен в
епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где
за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Для своей паствы он
был любящим отцом, неустанно проповедовал и молитвами своими отражал все
напасти и невзгоды, являясь непреклонным обличителем и грозой еретиков. Не
оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.
Святитель
Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат
каноны на все двунадесятые праздники, кроме Введения во храм Пресвятой
Богородицы, так как в его время этот праздник отдельно еще не праздновался.
Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими
творениями святого песнописца.
Несколько
раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом
и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту
святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение
столицы святой Андрей, почувствовав приближение кончины, простился со своими
друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его
остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 17 июля
(4 июля по ст. ст.) около 740 года. В этот день и доныне Святая Церковь
совершает его память. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!
Подготовил протоиерей Николай Баранов
Комментариев нет:
Отправить комментарий