«Церковная
православная газета» продолжает знакомить своих читателей с памятниками древнехристианской
письменности. На этот раз речь пойдет о «Послании Варнавы».
В число
творений мужей апостольских (церковных писателей конца I — начала II в., бывших
непосредственными учениками или самовидцами апостолов) традиционно включают «Послание
Варнавы».
В христианской древности его авторство приписывалось апостолу Варнаве, спутнику и сотруднику апостола апостола Павла (см., например: Гал. 2: 9, Деян. 14: 14). Однако среди православных патрологов вопрос об авторстве этого послания вызвал расхождения во мнениях.
В христианской древности его авторство приписывалось апостолу Варнаве, спутнику и сотруднику апостола апостола Павла (см., например: Гал. 2: 9, Деян. 14: 14). Однако среди православных патрологов вопрос об авторстве этого послания вызвал расхождения во мнениях.
Например,
протоиерей Петр Преображенский доказывал апостольское происхождение этого памятника
и полагал, что возражения, приводимые критиками, «нельзя признать настолько основательными,
чтобы отвергнуть подлинность этого сочинения вопреки древним историческим свидетельствам».
В свою
очередь, архимандрит Киприан (Керн) для выяснения вопроса об авторстве этого произведения
предлагает принять во внимание следующие соображения. Во-первых, произведение никогда
не включалось в число канонических книг Нового Завета. Во-вторых, нигде в послании
не встречается и не написано имя апостола Варнавы. В третьих, «апостолы представляются
людьми весьма грешными, что вряд ли бы решился сделать апостол и спутник апостола
Павла» (впрочем, как замечает по этому поводу протоиерей Петр
Преображенский, «по контексту видно, что Варнава имел в виду показать величие и
милосердие Искупителя, соделавшего избранными сосудами людей грешных»).
В-четвертых, «в Ветхом Завете автор видит нечто такое, что не мог бы видеть левит Варнава. Правда, и апостол Павел восставал против многих обычаев своих современников иудеев-буквалистов, но о самом законе Моисеевом он никогда не выражался непочтительно и свысока. Разбираемое же послание высказывается решительно против традиционного отношения к Ветхому Завету». В-пятых, словами «Бог вразумляет всех нас не обращаться прозелитами к закону иудейскому» автор указывает на свое неиудейское происхождение.
В-четвертых, «в Ветхом Завете автор видит нечто такое, что не мог бы видеть левит Варнава. Правда, и апостол Павел восставал против многих обычаев своих современников иудеев-буквалистов, но о самом законе Моисеевом он никогда не выражался непочтительно и свысока. Разбираемое же послание высказывается решительно против традиционного отношения к Ветхому Завету». В-пятых, словами «Бог вразумляет всех нас не обращаться прозелитами к закону иудейскому» автор указывает на свое неиудейское происхождение.
Как
отмечает патролог А. И. Сидоров, в настоящее время среди серьезных исследователей
древнецерковной письменности практически не осталось защитников подлинной принадлежности
произведения перу спутника апостола Павла, однако это не исключает предположения,
что автор произведения также носил имя Варнава, будучи тезкой известного древнехристианского
миссионера. Как бы ни решался вопрос об авторстве послания, оно, по словам А. И.
Сидорова, занимает достойное место в истории древнецерковной письменности, донося
до нас сам дух первохристианской эпохи.
Точное
время написания послания неизвестно. Слова автора о разрушении Иерусалимского храма
указывают на то, что оно написано после 70 г. Многие исследователи склоняются к
тому, что послание было написано во второй четверти II в. (возможно, около 130 г.).
Что касается места написания, то наиболее вероятной представляется гипотеза об александрийском
(египетском) происхождении памятника. Именно александрийские богословы (Климент
и Ориген) впервые упоминают и цитируют его.
«Послание
Варнавы» может быть разделено на две части. Первые 17 глав посвящены вопросу об
отношении христианства к ветхозаветному обрядовому закону. В частности, автор, опираясь
на свидетельства ветхозаветных пророков, доказывает совершенство христианской веры;
предлагает духовно понимать ветхозаветное обрезание и заповеди Моисея о яствах (например,
запрет на вкушение свинины — как постановление не прилепляться «к тем людям, которые
подобны свиньям»); пишет о ветхозаветных прообразах воды Крещения и Креста Господня;
утверждает, что именно христиане, а не иудеи, — наследники Божественных обетований.
Среди
важнейших идей послания — мысли о том, что Господь требует от человека не внешних
жертв, а сокрушенного и смиренного сердца (см.: Пс. 50: 19), и именно духовный храм
в сердцах христиан (а не разрушенный Иерусалимский) есть храм, угодный Богу.
Вторая,
меньшая, часть послания посвящена двум путям — света и тьмы — и имеет очевидные
параллели с «Учением двенадцати апостолов» («Дидахэ», см.: № 24 «ЦПГ» за 2011 г.).
Заключая
свое послание автор пишет: «Будьте же учениками Божиими, испытывая, чего требует
от вас Господь, и делайте это, дабы вы спаслись в день суда. И если в вас есть память
добра, то вспоминайте о мне и размышляйте об этих наставлениях моих, дабы мое желание
и мой труд принесли какое-нибудь добро».
Подготовил Михаил Мазурин
ИЗ «ПОСЛАНИЯ ВАРНАВЫ»
в переводе протоиерея Петра Преображенского (1828-1893)
ГЛАВА
II
Так
как ныне дни неприязненные и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием
должны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий
и терпение, а наши споборники — великодушие и воздержание. С этими добродетелями,
когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение.
Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях,
ни в наших жертвах и приношениях.
«К чему мне множество жертв ваших? — говорит Господь. — Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку — напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя» (см.: Ис. 1: 11–14).
«К чему мне множество жертв ваших? — говорит Господь. — Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку — напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя» (см.: Ис. 1: 11–14).
Итак,
Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости
представлял собственно человеческое приношение. Господь еще говорит к ним: «Заповедал
ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли Египетской, приносить Мне всесожжения
и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря (см.: Иер. 7: 22–23): каждый из вас да
не имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной» (см.: Зах. 8: 17).
Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «Жертва Богу — сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает» (см.: Пс. 50: 19). Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда‑нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.
Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «Жертва Богу — сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает» (см.: Пс. 50: 19). Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда‑нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.
ГЛАВА
III
О постановлениях
Ветхого Завета Господь еще говорит к ним. «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан
был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, — говорит Господь, — чтобы человек
томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облекся
во вретище, и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты Мне поста приятного» (см.:
Ис. 58: 4–5).
А к нам Он говорит: «Когда будете поститься, разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу и отбрось всякую злонамеренную предосторожность; раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай.
Тогда откроется ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: “Вот Я!” — если отринешь от себя и союз и совет злых и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб» (см.: Ис. 58: 6–10). В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону иудейскому.
А к нам Он говорит: «Когда будете поститься, разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу и отбрось всякую злонамеренную предосторожность; раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай.
Тогда откроется ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: “Вот Я!” — если отринешь от себя и союз и совет злых и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб» (см.: Ис. 58: 6–10). В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону иудейскому.
Печатается по изданию:
Писания мужей апостольских.
— Издательский совет РПЦ, 2008.
Комментариев нет:
Отправить комментарий