01 марта 2012

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Этот воскресный день носит название Прощеного воскресенья и воспоминает об Адамовом изгнании. Имя Адам означает человека в его как бы первичном смысле — «взятый из красной глины». В некоторых восточных языках Адам, собственно, и означает «человек». Наш праотец согрешил и родил нас в изгнании. Сам он был создан Богом из райской земли и жил в раю. А потом за грех свой был изгнан, как ложный бог. хотел быть богом — и не стал.

Сказал змей Еве: «Будете, как боги» (Быт. 3: 5) — и обманул. И вот этих ложных богов, вкусивших запретный плод, буквально в шею выгнали вон из рая. Так мы все родились в изгнании.

…В тяжелые годы сталинских репрессий множество детей рождалось в тюрьмах. Были дети войны, дети лагерей, которые зачинались и рождались неизвестно где — в блиндажах и бараках, на этапах, — а значит, в случайных связях. И рождались, и вырастали там. И мы все с вами в духовном смысле дети лагеря и тюрьмы. Потому что мы рождены в изгнании. Мы и своих детей родили тоже в изгнании. И только теперь стремимся к Небесному Отечеству.

Думать об Адаме надо потому, что он очень связан со Христом. Христос — это новый Адам. Мы скоро поставим посреди храма Распятие, Крест Спасителя. И там, под Крестом, на котором висел распятый Сын Божий, лежит череп. Это череп Адама. Новый Адам на Кресте, ветхий — костями в земле. Христос пришел с небес, как новый Адам, чтобы искупить ветхого Адама, который в аду. А дети Адамовы — на земле.

Классическая православная иконография Воскресения изображает сошествие Христа во ад, таинство Великой Субботы. Господь сходит во ад для того, чтобы вызволить всех, кто ждал Его. И кого Он первыми вывел из ада, кого Он тянет за руки? Это Адам и Ева, первые люди.

Матерь Божия — новая Ева, которая послушанием Богу исцелила Евино непослушание. А Христос — новый Адам, Который Своей чистотой и безгрешностью ведет нас к Отцу и грехи наши возносит на крестное древо. Христос и Адам, повторяюсь, очень связаны. В мире было только два человека без греха. Первый — это Адам, который был безгрешен и потерял это безгрешие. Второй — Христос, Который чист, безгрешен и безгрешности не утратил. И вот Христос исправляет грехопадение первого человека.

Христос вовеки свят и бессмертен. Над Ним не имеют власти ни болезнь, ни смерть, ни грех. Он — действительно Отец нового человечества. Все остальные люди, так или иначе, причастны заразе греха. Повторяю, поскольку Адам, будучи безгрешным, утратил безгрешность, он родил оскверненное, грешное, больное потомство. Собственно, созерцание всей этой трагедии впоследствии было для него большой мукой.

Адам был взят Богом из земли. Отца и матери у него не было. Некоторые люди, сомневающиеся в таинстве безмужнего рождения Христа, говорят: «Ну как может Дева, не знавшая мужа, сохранившая девство, принять во чреве, да потом еще и родить, сохранив девство?». На это мы отвечаем, что ведь и жизнь наша тоже началась с чуда. Господь Бог сотворил Адама из земли. Первый человек тоже не был зачат, выношен во чреве, выкормлен грудью. Первый человек был сотворен сразу «готовым».

Это — великое чудо, сотворенное Божиими руками без отца и матери. И Христос тоже родился чудесно, как новый Адам. И Ева была чудесно сотворена не из земли, но из ребра. И у нее тоже не было ни отца, ни матери. Ее тоже не носили во чреве, но она родилась «готовой», целой, вышедшей из тела своего мужа.

И потому имела в лице Адама и мужа, и отца. Потому такая привязанность у женщины к мужчине, потому Ева смотрела на мужа как на господина еще изначально, до греха. А после грехопадения Бог подчинил ее мужу: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3: 16). Ева чувствует, что она из ребра, она стремится войти в свое тело, стремится спрятаться в Адаме, стремится найти свое место возле его сердца.

Адам прожил тяжелейшую жизнь. И вся жизнь его после грехопадения называлась одним словом — покаяние. Мы не можем представить себе жизнь нашего праотца до грехопадения, потому что мы — грешные. А грешные безгрешную жизнь представить не могут. Мы не можем представить себе то, чего нет в нашем опыте. Мужчина не может понять, как рожает женщина, его организм другой. Не воевавший человек не знает, что такое война. Не голодавший — не знает, что такое голод. Потрудиться и вообразить, напрягая сознание, можно, — но до конца понять нельзя. И, что значит не иметь грехов, мы, к сожалению, тоже представить не можем.

Каким был наш праотец до грехопадения? Он был совокупностью всех красот и всех достоинств, которые есть в человечестве. Потому что все человечество — это одна огромная семья. Красота кисти Рафаэля, например, и тонкость музыки Моцарта, и стройность шедевра Растрелли или Гауди — все это было в Адаме. Он был гениален. Он был бессмертен, блажен, чрезвычайно мудр, красив. Вообще, он был божественен. Это был маленький бог на земле.

Он не имел, кстати, никакого страха — ни перед смертью, потому что смерть еще не вошла в мир, ни перед болезнью, потому что он был бессмертен. Он никого и ничего не боялся. Мы тоже не можем этого представить, поскольку постоянно чего-то боимся и опасаемся. Знаком власти Адама над природой было то, что животные приходили к нему и слушались его. Большие звери, скажем, слоны или жирафы, и маленькие звери, какие-нибудь хомячки или букашки — все они приходили к Адаму как к господину.

Они кланялись ему, и он давал им имена. Как говорит Платон, одна из самых ярких личностей в истории, дать правильное имя означает в лучшем смысле воспользоваться всей силой ума, так как ум проявляется при правильном назывании имен. Дать имя — значит познать сущность.

Адам понимал окружающий мир. Он знал язык травы и ветра. Он слышал голоса птиц и понимал, о чем они поют. Он знал все, что можно знать человеку, и мог знать больше. Он должен был стать богом по благодати. Он должен был возглавить весь этот мир, расплодиться без греха в раю, а не на земле изгнания, — привести новых людей в мир, создать новое человечество. Он этого не сделал. И потом всю жизнь свою он рыдал. Он выл и плакал. Вся жизнь его была непрестанный вой. Это не был плач, это был крик.

Знаете, как страшно потерять то, что ты имел раньше? Легко подниматься вверх, от «Запорожца», например, к «Жигулям», от «Жигулей» — к «БМВ», потом к «Майбаху». А вот от «Майбаха» к «Запорожцу» спускаться невыносимо. Из собственного дома переселиться в приют для бездомных — можно повеситься, да многие и вешаются, Боже сохрани. Потому что подниматься вверх относительно легко, а вот падать — тяжело.

А что значит упасть из рая в мир? Быть с Богом — и стать смертным… Адам и Ева изменились. Они сразу почувствовали, что умерли. Телом они жили еще 900 с лишним лет, они были физически очень выносливы, красивы, сильны. Однако душа у них умерла тут же по изгнании из рая.

Есть две смерти. Есть смерть физическая, когда из тела уходит душа. Человек начинает смердеть, гнить, и нужно поскорее его в землю хоронить, потому что он безобразен. И мы даже из любви прячем его в землю, потому что не можем смотреть на его гнилостные изменения. А есть смерть души, когда душа забыла Бога или оторвалась от Бога, согрешила. Как тошно бывает человеку согрешившему, знает каждый из нас. Это гниение души. Это запах смертной гнили внутри человека. Не снаружи, а внутри. Душа болит, когда нагрешит человек.

Так вот, Адам умер тут же. Нагрешил и умер. Ева нагрешила и умерла. И они тут же почувствовали себя оторвавшимися от благодати. Им стало стыдно, что они голые. Они заметили свою наготу и сшили себе из листьев опоясание. Им стало стыдно будущего потомства, которое родится из этих чресл, которое будет такими же грешниками, какими стали они.

А потом Адам всю жизнь плакал. Он плакал потому, что потерял рай. Он плакал потому, что думал, что скоро вернется обратно. Как человек, попавший в беду, думает: ну, еще немножко, и я выйду отсюда. Но «немножко» не заканчивается. Оно длится и длится. А потом он постепенно понимает, что это никогда не закончится, это уже навсегда. 

Сначала Адам с Евой хотели потомства и жаждали Спасителя, чтобы родился кто-то, кто вернет их в рай. Вот родился первенец. Они сказали: «Вот, мы нашли сына от Господа» (см.: Быт. 4: 1), — и назвали его Каин — «приобретение». Первые роды у Евы, дорогой первый ребеночек… И кто же из него вырос? Вырос убийца. Вот первый плод супружества после грехопадения.

Потом родился Авель, и брат убил брата. Адам и Ева впервые хоронили ребенка. На первых похоронах на земле родители хоронили детей, а не наоборот. Это сегодня, в основном, дети хоронят родителей, и если случается наоборот — то это кошмар. Но в начале именно ненормальность и была нормой, и Адам и Ева впервые хоронили своего сына, убитого другим сыном.

Одна еврейская агада (повествование) пишет, что земля не хотела пить кровь Авеля. Когда пролилась эта первая кровь, она свернулась на поверхности земли в комочки и засохла. Земля впервые должна была впитать кровь человеческую, а это не ее дело, она не должна ее пить. Она может пить воду, дождь, растаявший снег, но не кровь.

Родители не знали, что делать с сыном, говорит далее повествование. Ворон подлетел, начал клювом землю рыть возле покойника. Они поняли, что надо его хоронить в землю. Ведь Бог сказал: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19). Таковы были первые похороны. Так началась история человечества.

Потом рождались другие дети. Родители им рассказывали, где они были, как появились на свет, что они видели, что знали. Книг тогда не было. Адам похож на Христа еще и потому, что Христос не писал книг. Христос никуда из Палестины не уезжал, с военными походами не ходил, богат не был, во дворцах не жил. Он не сделал ничего, чем сегодня хвалятся богатые, сильные, известные люди. Но, ничего не написав, Христос перевернул мир. За ним записали по памяти, как подсказал Дух Святой, Его ученики, уже после Воскресения, после Пятидесятницы.

Адам тоже не писал книг. Он был сам живая книга — жил 960 лет. Как попавшие в плен колонисты, по нужде расплодившиеся вдали от родины, говорят: «Мы должны вернуться, не здесь наш дом, он в другом месте», — так и Адам говорил своим детям об их райской родине. Но вместе с тем он видел, что дети его не слушают. Дети, не знавшие рая, полюбили землю. Они начали сажать огороды, стали добывать железо, ковать оружие, им стало еще легче убивать друг друга. Они стали играть на дудках и свирелях, строить города, обживая эту землю. Адам-то думал, что скоро все это закончится, и будет возвращение в рай. Но дети слушали его — и не понимали.

Адам немного не дожил до Всемирного Потопа. Представьте, что на протяжении 960 лет десятки поколений могли приходить к нему, живому праотцу, и спрашивать, как все было, почему мы сейчас живем так, а не иначе, каков Господь, почему Он нас наказал… Все это можно было услыхать из уст самого первого человека. Но спрашивающих было мало.

В основном у людей были свои занятия: они начинали, повторяю, воевать и строить, пахать и сеять и т. д. Рай их интересовал все меньше и меньше. И Адам понимал с каждым годом все ясней, что этот кошмар еще очень долго не закончится, что он только начался. Поэтому он всю жизнь плакал. Плакал о себе, потому что он первый грешник, и плакал обо всех тех, кто родится от него, потому что он передал им в наследство жуткую жизнь.

Этой жуткой жизнью, между прочим, живем и мы. Если бы не Христос — новый Адам, Который пришел с небес и подарил надежду, веру, зажег в нас, как огонек, желание другой жизни, — то эта жизнь была бы полным кошмаром и для сытого, и для голодного, и для молодого, и для старого, и для богатого, и для бедного. Мы и живем в кошмаре, братья и сестры. Мы потеряли рай, и вот сегодня мы должны кожей, сердцем ощутить то, что чувствовал Адам, когда потерял рай Божий — вышел из него вон, смотрел на него издалека и плакал.

Мы должны жить другой жизнью. Для этого нам Бог дает пост. Первая заповедь, данная человеку, — не ешь, не вкушай, не трогай. Все ешь, одного только не ешь. И человек не сделал того, что Бог ему сказал. Поэтому, когда мы, постясь, исполняем заповедь «не ешь», мы исправляем ошибку Адама. Великий пост — это возможность внутри своего личного опыта попытаться исправить грех нашего праотца, и закалить свою волю, и ослабить свою плоть, которая из земли взята и к земле страшно привязана.

Мы земные люди. Мы — прах, прах и пепел. Авраам про себя Богу сказал: «я прах и пепел» (Быт. 18: 27). А мы тем более. Если Авраам прах и пепел, то кто мы такие? Прах сковал нашу душу, и, чтобы она была свободна, нужно, чтобы плоть была в порабощении.

И Великий пост — это возможность поработить свое тело. Отложить в сторону прах и дать душе больше свободы, для того чтобы больше понять, ощутить, прочитать, запомнить, помолиться.

Так что, дорогие христиане, имейте в виду, что мы живем жизнью падшего Адама. Но в мир уже пришел новый Адам, Господь с небес, и Он вселился в нас. То есть в нас живут два человека: ветхий Адам, который нас родил по плоти, и новый Адам — Христос, Который вселяется в нас через Крещение, через слово Свое, через Причастие, через исполнение заповедей. И эти два Адама должны между собой бороться. И они борются, причем ветхий должен слушаться нового. Посмотрите на икону Воскресения. Что там делает новый Адам, а что — ветхий?

Последний с мольбой смотрит снизу вверх, а новый с милостью приходит, чтобы поднять его из ада. И нужно, чтобы наш ветхий Адам во внутренней борьбе слушался нового. Чтобы старое подчинялось молодому, грешное преобразовывалось в безгрешное. Вот для этого мы и войдем в святую Четыредесятницу. Чтобы в конце этого длинного моста воссиял нам всем свет Воскресшего Господа. Чтобы мы все выкупались в этом Нетварном Свете, Фаворском свете.

Чтобы души наши хоть немножко ощутили будущую радость. Повторяю, нет в этой жизни настоящих радостей, кроме радости истинной веры и кроме благодати, которую Бог дает смиренной, верующей и кающейся душе. Потому бросайтесь в пост, как молодой пловец бросается в холодные волны. Смело и с радостью, с юношеским азартом бросайтесь в пост — поститься, читать Псалтирь, не смотреть телевизор, не болтать лишнего, полюбить храм, подавать милостыню.

Все это для того, чтобы душа окрылилась. Человек — существо духовно крылатое. Он не должен быть подобен курице. У курицы есть крылья, но летать она не может. Она смешна, когда пытается летать. Мы пока — такие вот курицы, с крыльями, но без полета. А пост должен всех нас окрылить.

Господь сегодня дает нам еще один шанс стать лучше, стать небесными гражданами, вернуться туда, откуда мы упали, и даже более того, потому что Адам был в земном раю, а нам подарят другой рай, уже не земной, а небесный град Иерусалим, приготовленный, сходящий свыше, как невеста, украшенная для своего жениха. Это увидел тайнозритель евангелист Иоанн и рассказал нам в своем Откровении.

Так что мы — граждане небесного Иерусалима, и мы должны быть достойны этой небесной прописки. Поэтому давайте возьмемся за себя, изменимся к лучшему, Пасху встретим, возрадуемся и возвеселимся, наполнимся Духом Святым и повеселим Адама, нашего отца. Его кости в земле давно смешались с прахом, а душу взял на небо Христос. И праотец теперь смотрит с небес на землю внимательнейшим образом: кто же из его детей живет правильно, а кто неправильно.

Давайте повеселим нашего праотца, сделаем ему приятное. Пусть он с небес заметит хотя бы еще одну душу, которая начала меняться к лучшему, молиться, каяться и стремиться к будущему, нетленному и бесконечному Христову Царству. И пусть сегодняшняя его радость в Царствии Божием со временем станет и нашей радостью.

Протоиерей Андрей Ткачев

Комментариев нет:

Отправить комментарий