19 марта 2012

ПУТЬ СВЯТОГО ИАКОВА. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В ИСПАНИИ. ЧАСТЬ I. ОТ КРЕЩЕНИЯ ДО БИТВЫ ПРИ ЛАС-НАВАС-ДЕ-ТОЛОСА (I —ХIII вв.)

Испания. Каталония,
монастырь на г. Монсеррат
(вид с креста святого Михаила)
Древнее предание повествует, что апостол Павел, который в Послании к Римлянам писал о желании совершить путешествие в Испанию (см.: Рим. 15: 24–28). действительно побывал там и обошел весь Иберийский полуостров. В мартирологах IX в. сообщается о миссионерах-епископах, посланных в Испанию апостолами Петром и Павлом.
Несомненно одно — христианство в Испании явилось очень рано, если не в І, то во ІІ в.

РИМСКИЙ И ВЕСТГОТСКИЙ ПЕРИОД (I–VII вв.)

Нельзя с точностью установить, кто принес Благую Весть на Иберийский полуостров. Возможно, это был апостол Павел, который в Послании к Римлянам писал о желании совершить путешествие в Испанию (см.: Рим. 15: 24–28). Древнее предание повествует, что апостол действительно побывал там и обошел весь Иберийский полуостров. В мартирологах IX в. сообщается о миссионерах-епископах, посланных в Испанию апостолами Петром и Павлом. Несомненно одно — христианство в Испании явилось очень рано, если не в І, то во ІІ в.

11 января 259 г. мученически скончался (был заживо сожжен) епископ Тарраконский (ныне Taррaгoнa) Фруктуоз — первый известный по имени и, вероятно, исторически первый епископ Тарраконы. Среди сонма мучеников времен «великого гонения» (303–313) была святая Евлалия, 14-летняя дева, ценой жизни обличившая игемона Дакиана, который заставлял христиан приносить жертвы идолам, а отказывавшихся казнил после страшных мучений. Почитание Евлалии распространилось среди христиан Испании уже с середины IV в. и стало широко известным век спустя благодаря посвященной ей поэме Пруденция.

Эльвирский собор 306 г., на котором присутствовало 19 епископов различных испанских городов, свидетельствует о широком распространении христианства в это время. В деяниях собора участвовал святитель Осия исповедник († 359), один из самых уважаемых пастырей Церкви, епископ Кордубы (Кордовы).

В начале V в., поначалу на правах федератов Западной Римской империи, в Испании возникают варварские государства германцев. В 456 г., разгромив свевов, большую часть Иберийского полуострова покорили вестготы. При короле Эврихе (467–485) их государство достигло высшей степени могущества — оно занимало всю Южную и Среднюю Галлию и почти всю Испанию и являлось самым большим из варварских государств, образовавшихся на развалинах Римской империи. 

Однако это длилось недолго. Король православных франков Хлодвиг, под предлогом борьбы с ересью ариан-вестготов, в 507 г. Разгромил их и отобрал владения в Галлии. Арианство вестготы приняли еще в IV в., живя в Причерноморье, от священника Вульфилы (Ульфилы). Он не только обратил часть вестготов в арианство, но и составил готский алфавит и перевел на готский язык Библию (т. н. «Серебряный Кодекс» Вульфилы).

По словам Исидора Севильского, вестготы «установили это злобное богохульство на долгие времена и придерживались его на протяжении правления королей в течение 213 лет», до 589 г.
В том году на III Толедском соборе, самом значительном для Церкви из всех, собиравшихся в Испании, был провозглашен Никео-Константинопольский Символ Веры, принятый обращенными из арианства вестготскими иерархами, священниками и знатью. 

Председательствовал на соборе король Реккаред I. Его ближайшими советниками были епископ Севильский святой Леандр, ранее обративший в Православие самого короля, и Евтропий, аббат монастыря Сервитана. На этом соборе впервые было упомянуто «филиокве» — с целью четче разграничить Православие и арианство и утвердить равновеликость Бога Oтца и Бога Cына.

Введя Православие в качестве основной религии, Реккаред I обрел давно желаемое единство между вестготами и православными. Но, проиграв богословский диспут, арианское «злобное богохульство» удержалось среди части вестготов и прибегало иногда к другим «аргументам». Первым из них стало в марте 630 г. мученичество святого Викентия, аббата монастыря святого Клавдия в Леоне. Вскоре были убиты и другие братья монастыря во главе с настоятелем всей общины святым Рамиром. Три года спустя святой Север, епископ Барселонский, был также жестоко замучен арианами.

Вотивная корона короля
Реккесвинта (649-672)
 Национальный археологический музей,
Мадрид
Святитель Леандр Севильский был старшим братом известного ученого-энциклопедиста Исидора Севильского, последнего из латинских отцов Церкви. Он завершил формирование вестготского (позднее получившего название мосарабского) чина Божественной литургии. В нем наличествуют многочисленные «восточные » черты, не свойственные «западным» литургическим обрядам. 

Для церковной истории огромное значение имеет его «Книга канонов», где собраны постановления соборов, проходивших во времена становления Церкви. Исидор также автор ценной «Истории готов, вандалов и свевов». Их сестра, преподобная Флорентина, стала основательницей женского монашества в Испании, монахиней и аббатисой монастыря в Долине (Convento de Valle) в Андалузии. Унифицировал богослужение Испанской Церкви святой Ильдефонсо († 667), ученик святого Исидора.

Государство свевов, расположенное на северо-западе полуострова, приняло Православие тремя десятилетиями ранее вестготов, со времени проповеди «апостола Галисии», святого Мартина Брагского, епископа Думийского.

В 552–624 гг. существовала также Византийская Испания — владения Восточной Римской империи на юге полуострова и на Балеарских островах. На последних, в силу их изоляции морем от вестготов, наиболее сильно ощущалось влияние византийской культуры. Подавляющее большинство населения здесь (как, собственно, и в Испании в целом) составляли православные романоязычные испаноримляне.

Архитектура и искусство вестготов испытали на себе влияние византийских образцов — до наших дней дошло несколько храмов, среди них Сан-Педро-де-ла-Наве в провинции Сарагоса и Сан-Хуан-де-Баньос в провинции Паленсия.

На закате истории Вестготского королевства духовенство в нем обладало большими правами и привилегиями, являясь опорой королевской власти. Первым иерархом, осуществлявшим юрисдикцию над всей Иберийской Церковью, стал святой Юлиан, рукоположенный во архиепископа Толедского в 680 г. Однако некоторые из последних королей пытались ограничить влияние и богатства Церкви, укрепить свою власть за счет светской и духовной знати, что вызвало ряд смут. Между 693 и 709 гг. произошло значительное уменьшение населения Вестготского государства вследствие голода и нескольких эпидемий бубонной чумы.

ЗАВОЕВАНИЕ И ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РЕКОНКИСТЫ (VIII — ХIII вв.)

Это облегчило завоевание полуострова арабам. Войско полководца Тарика ибн Зияда в 711 г. переправилось из Африки через пролив у скалистой горы, которая и теперь носит его имя — Гибралтар (Джабаль аль-Тарик, «Гора Тарика»). Завоеванные Арабским халифатом земли — почти весь полуостров, кроме крайнего севера, — получили название Аль-Андалус. Вначале это была часть Омейядского халифата, позднее образовался самостоятельный эмират, затем халифат c центром в Кордове, который в 1031 г. распался на множество мелких государств. 

Христианская знать во главе с королем Пелайо (Пелагием) основала на горном севере полуострова маленькое королевство Астурия (с 924 г. Леон), вместе с басками успешно противостоявшее маврам. Постепенно образовались и другие феодальные владения, ставшие затем королевствами, — Кастилия, Арагон, Наварра, которые начали отвоевывать у мусульманских эмиров земли полуострова. Занявший несколько веков, этот процесс получил название Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar — отвоевывать).

Сан-Педро-де-ла-Наве в провинции Сарагоса - 
вестготская церковь VIII века
С VIII в. в христианских владениях появились многие новые монастыри. Отшельник преподобный Иоанн (Хуан) Атаресский основал монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья, который стал духовной опорой христианских королевств Наварры и Арагона, а также испанских земель, подчиненных мусульманам. В самом конце века Карл Великий отвоевал у мавров Каталонию, где еще век спустя на г. Монсеррат был основан знаменитый монастырь. Здесь находится обретенная в ХII в. национальная святыня Каталонии — статуя «Черная Дева Монсерратская» («Черная Мадонна»).

Последняя треть VIII в. ознаменована деяниями пресвитера в Льеване святого Беата, бенедиктинского монаха, чьи знаменитые толкования на Апокалипсис дошли до нас в трех списках X в. Это сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X–XII вв.; его рукописные списки получили название «беатов». Святой Беат отстаивал Православие от заблуждений ереси адопционизма, выдвинутой Элипандом, архиепископом Толедо, и утверждавшей, что Христос не Сын Божий, но лишь усыновленный Богом. Эта идея, привнесенная влиянием ислама, была позднее очень распространена в мавританской Испании.

В 813 г., как гласит предание, следуя за некоей путеводной звездой, монах-отшельник Пелайо обнаружил ковчег с нетленными мощами апостола Иакова. После того как в 44 г. апостол мученически скончался на Святой Земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Лодка чудесным образом приплыла в Испанию и была выброшена на берег в устье р. Улья (там, где появится позже г. Сантьяго-де-Компостела). 

"Апостол Иаков"
 (неизвестный мастер
 из Вюрцбурга, 1475 г.)
 Музей изящных искусств,
 Дижон, Франция
апостол Иаковже возникла и совершенно неправдоподобная легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. В 896–899 гг., по указу короля Альфонсо III, на месте находки над мощами была построена небольшая церковь, позднее — возведен величественный собор, а само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков (Сант-Яго), по преданию, около 40 раз чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты, его именем был назван один из духовно-рыцарских орденов. Уже с середины Х в. мощи апостола в Сантьяго-де- Компостела стали объектом паломничества («путь святого Иакова»), которое в Западной Европе вскоре приобрело статус второго по значимости (после паломничества на Святую Землю).

Поначалу арабские завоеватели относились к христианам с большой терпимостью, но в середине IX в. начался период гонений, центром которых стала столица мавров — Кордова. Масштаб гонений может сравниться со страданиями, выпавшими на долю иберийских христиан в эпоху Диоклетиана. Среди тех, кто с 835 по 864 г. претерпел мучения за веру, были Кордовские мученики — 48 христиан, в том числе священномученик Евлогий Кордовский, один из наиболее почитаемых в Испании. 

Он утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В 859 г. он был схвачен и затем обезглавлен за защиту святой Левкритии (Лукреции), девушки из знатной арабской семьи, обратившейся в христианство из ислама. Святого Родерика (Родриго) брат-«ренегадо» (отступник от христианской веры) обвинил в отступничестве от ислама и переходе в христианство. Представ перед кади, Родерик пытался оправдаться, уверяя, что никогда не был мусульманином. Но ему предложили стандартный выбор шариатского суда: принять ислам или умереть. Трижды отказавшись «одуматься», он был казнен 13 марта 857 г. вместе с Соломоном, христианином из Египта, который принял ислам, а затем повторно крестился.

Преследования привели к массовому бегству христиан всех сословий на север и усилению освободительного движения, осложняемого в то же время постоянными феодальными усобицами. В 874 г. возник новый очаг Реконкисты — граф Барселонский Вифредо Мохнатый добился фактической независимости от франков и приступил к активному противодействию маврам. А к 925 г. баскский король Санчо I Гарсес укрепил форпост Реконкисты на северо-востоке — королевство Памплоны и Наварры.

В 978–1002 гг. выдающийся военачальник, хаджиб Кордовы Альмансор (Мухаммед ибн Абу Амир по прозвищу аль-Мансур — «Победитель») перехватил у христианских феодалов военную инициативу и принудил их платить арабам дань. Разрушив в 997 г. Сантьяго-де-Компостелу, аль-Мансур, однако, не тронул гробницу святого Иакова.

Базилика Сан-Исидоро (Леон,XI в.) -
одна из немногих церквей,
в которой сохранился мосарабский обряд
 после реформ Альфонса VI
Распад в 1031 г. Кордовского халифата резко ослабил позиции мусульман. Король Альфонсо VI Храбрый, объединив Леон и Кастилию, разбил мавров и 25 мая 1085 г. торжественно въехал в древнюю столицу вестготского королевства Толедо. Главная мечеть города была освящена в католический собор. Но еще шестью годами ранее на соборе в Бургосе, уступив давлению папского легата, Альфонсо VI заменил повсеместно использовавшийся в богослужении мосарабский обряд на римский.

Привилегию продолжать службы по мосарабскому чину сохранили только шесть храмов Толедо и королевская базилика Сан-Исидоро в Леоне. В Арагоне же служба по мосарабскому обряду в последний раз была проведена еще 22 марта 1071 г. в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья в присутствии короля Санчо I Рамиреса и папского легата Гуго Простодушного. О привязанности народа к мосарабскому обряду и крайней непопулярности реформы повествуют два сохранившихся предания о «Божием суде».

По решению Альфонсо VI в 1077 г. состоялся поединок двух рыцарей, защищавших соответственно римский и мосарабский обряды, и «мосарабский» идальго победил. В год взятия Толедо мосарабский и римский миссалы (богослужебные книги) по приказу короля были подвержены испытанию огнем. Мосарабская богослужебная книга благополучно уцелела, но Альфонсо, тем не менее, объявил о «победе» римского миссала.
Тем временем, напуганные успехами Альфонсо, испанские эмиры призвали на помощь вождя африканских берберов-альморавидов Юсуфа ибн Ташфина. В октябре 1086 г. в сражении у Заллаки он нанес Альфонсо, его союзнику королю Арагона Санчо Рамиресу и французским рыцарям тяжелое поражение. После этой победы Юсуф принял титул эмир-аль муслимин («эмир мусульман») и в последующие четверть века Аль-Андалус был присоединен к альморавидскому Марокко, причем часть эмиров сопротивлялась этому наряду с христианскими королями.

Базилика Сан-Исидоро в Леоне (XI в.).
Усыпальница королей Леона
Государство Альморавидов просуществовало недолго — в 1147 г. оно было завоевано новым движением религиозного возрождения среди кочевых берберских племен Магриба — Альмохадами. Их предводитель Абд аль-Мумин был провозглашен халифом. Его сын сделал в 1171 г. Севилью своей столицей. Символом этого города поныне является построенная при Альмохадах Хиральда — минарет, затем колокольня Севильского собора. Она возведена в память победы войск эмира Якуба аль-Мансура при Аларкосе 19 июля 1195 г. — последней крупной победы мавров во времена Реконкисты.

В Арабской Испании, превосходившей по своему развитию страны Европы, процветали науки и искусства. Но, стремясь противопоставить Реконкисте объединенный мусульманский юг, Альмохады жестоко притесняли христиан и евреев, пытаясь обратить их в ислам. Добились они лишь ожесточения религиозной борьбы — по призыву испанских епископов папа Римский Иннокентий III объявил крестовый поход. Альфонсо VIII Кастильский, чье правление (более 56 лет) является самым продолжительным в истории Кастилии, а позже и Испанского королевства, за два года до смерти достиг желаемого.

Состоявшаяся 16 июля 1212 г. грандиозная битва при Лас-Навас-де-Толоса между соединенными силами католических королевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и армией Альмохадов завершилась стратегическим разгромом мавров. В 1236 г. испанцы закрепили достигнутое взятием Кордовы, а к концу ХIII в. у мусульман в Испании остался лишь небольшой эмират Гранада.

Владимир Моисеенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий