Испания. Каталония, монастырь на г. Монсеррат (вид с креста святого Михаила) |
Древнее
предание повествует, что апостол Павел, который в Послании к Римлянам писал о желании совершить
путешествие в Испанию (см.: Рим. 15: 24–28). действительно побывал там и обошел весь Иберийский
полуостров. В мартирологах IX в. сообщается о миссионерах-епископах, посланных в
Испанию апостолами Петром и Павлом.
Несомненно одно — христианство в Испании явилось очень рано, если не в І, то во ІІ в.
Несомненно одно — христианство в Испании явилось очень рано, если не в І, то во ІІ в.
РИМСКИЙ
И ВЕСТГОТСКИЙ ПЕРИОД (I–VII вв.)
Нельзя
с точностью установить, кто принес Благую Весть на Иберийский полуостров. Возможно,
это был апостол Павел, который в Послании к Римлянам писал о желании совершить путешествие
в Испанию (см.: Рим. 15: 24–28). Древнее предание повествует, что апостол действительно
побывал там и обошел весь Иберийский полуостров. В мартирологах IX в. сообщается
о миссионерах-епископах, посланных в Испанию апостолами Петром и Павлом. Несомненно
одно — христианство в Испании явилось очень рано, если не в І, то во ІІ в.
11
января 259 г. мученически скончался (был заживо сожжен) епископ Тарраконский (ныне
Taррaгoнa) Фруктуоз — первый известный по имени и, вероятно, исторически первый
епископ Тарраконы. Среди сонма мучеников времен «великого гонения» (303–313) была
святая Евлалия, 14-летняя дева, ценой жизни обличившая игемона Дакиана, который
заставлял христиан приносить жертвы идолам, а отказывавшихся казнил после страшных
мучений. Почитание Евлалии распространилось среди христиан Испании уже с середины
IV в. и стало широко известным век спустя благодаря посвященной ей поэме Пруденция.
Эльвирский
собор 306 г., на котором присутствовало 19 епископов различных испанских городов,
свидетельствует о широком распространении христианства в это время. В деяниях собора
участвовал святитель Осия исповедник († 359), один из самых уважаемых пастырей Церкви,
епископ Кордубы (Кордовы).
В начале
V в., поначалу на правах федератов Западной Римской империи, в Испании возникают
варварские государства германцев. В 456 г., разгромив свевов, большую часть Иберийского
полуострова покорили вестготы. При короле Эврихе (467–485) их государство достигло
высшей степени могущества — оно занимало всю Южную и Среднюю Галлию и почти всю
Испанию и являлось самым большим из варварских государств, образовавшихся на развалинах
Римской империи.
Однако это длилось недолго. Король православных франков Хлодвиг, под предлогом борьбы с ересью ариан-вестготов, в 507 г. Разгромил их и отобрал владения в Галлии. Арианство вестготы приняли еще в IV в., живя в Причерноморье, от священника Вульфилы (Ульфилы). Он не только обратил часть вестготов в арианство, но и составил готский алфавит и перевел на готский язык Библию (т. н. «Серебряный Кодекс» Вульфилы).
Однако это длилось недолго. Король православных франков Хлодвиг, под предлогом борьбы с ересью ариан-вестготов, в 507 г. Разгромил их и отобрал владения в Галлии. Арианство вестготы приняли еще в IV в., живя в Причерноморье, от священника Вульфилы (Ульфилы). Он не только обратил часть вестготов в арианство, но и составил готский алфавит и перевел на готский язык Библию (т. н. «Серебряный Кодекс» Вульфилы).
По
словам Исидора Севильского, вестготы «установили это злобное богохульство на долгие
времена и придерживались его на протяжении правления королей в течение 213 лет»,
до 589 г.
В том
году на III Толедском соборе, самом значительном для Церкви из всех, собиравшихся
в Испании, был провозглашен Никео-Константинопольский Символ Веры, принятый обращенными
из арианства вестготскими иерархами, священниками и знатью.
Председательствовал на соборе король Реккаред I. Его ближайшими советниками были епископ Севильский святой Леандр, ранее обративший в Православие самого короля, и Евтропий, аббат монастыря Сервитана. На этом соборе впервые было упомянуто «филиокве» — с целью четче разграничить Православие и арианство и утвердить равновеликость Бога Oтца и Бога Cына.
Председательствовал на соборе король Реккаред I. Его ближайшими советниками были епископ Севильский святой Леандр, ранее обративший в Православие самого короля, и Евтропий, аббат монастыря Сервитана. На этом соборе впервые было упомянуто «филиокве» — с целью четче разграничить Православие и арианство и утвердить равновеликость Бога Oтца и Бога Cына.
Введя
Православие в качестве основной религии, Реккаред I обрел давно желаемое единство
между вестготами и православными. Но, проиграв богословский диспут, арианское «злобное
богохульство» удержалось среди части вестготов и прибегало иногда к другим «аргументам».
Первым из них стало в марте 630 г. мученичество святого Викентия, аббата монастыря
святого Клавдия в Леоне. Вскоре были убиты и другие братья монастыря во главе с
настоятелем всей общины святым Рамиром. Три года спустя святой Север, епископ Барселонский,
был также жестоко замучен арианами.
Вотивная корона короля Реккесвинта (649-672) Национальный археологический музей, Мадрид |
Святитель
Леандр Севильский был старшим братом известного ученого-энциклопедиста Исидора Севильского,
последнего из латинских отцов Церкви. Он завершил формирование вестготского (позднее
получившего название мосарабского) чина Божественной литургии. В нем наличествуют
многочисленные «восточные » черты, не свойственные «западным» литургическим обрядам.
Для церковной истории огромное значение имеет его «Книга канонов», где собраны постановления соборов, проходивших во времена становления Церкви. Исидор также автор ценной «Истории готов, вандалов и свевов». Их сестра, преподобная Флорентина, стала основательницей женского монашества в Испании, монахиней и аббатисой монастыря в Долине (Convento de Valle) в Андалузии. Унифицировал богослужение Испанской Церкви святой Ильдефонсо († 667), ученик святого Исидора.
Для церковной истории огромное значение имеет его «Книга канонов», где собраны постановления соборов, проходивших во времена становления Церкви. Исидор также автор ценной «Истории готов, вандалов и свевов». Их сестра, преподобная Флорентина, стала основательницей женского монашества в Испании, монахиней и аббатисой монастыря в Долине (Convento de Valle) в Андалузии. Унифицировал богослужение Испанской Церкви святой Ильдефонсо († 667), ученик святого Исидора.
Государство
свевов, расположенное на северо-западе полуострова, приняло Православие тремя десятилетиями
ранее вестготов, со времени проповеди «апостола Галисии», святого Мартина Брагского,
епископа Думийского.
В 552–624
гг. существовала также Византийская Испания — владения Восточной Римской империи
на юге полуострова и на Балеарских островах. На последних, в силу их изоляции морем
от вестготов, наиболее сильно ощущалось влияние византийской культуры. Подавляющее
большинство населения здесь (как, собственно, и в Испании в целом) составляли православные
романоязычные испаноримляне.
Архитектура
и искусство вестготов испытали на себе влияние византийских образцов — до наших
дней дошло несколько храмов, среди них Сан-Педро-де-ла-Наве в провинции Сарагоса
и Сан-Хуан-де-Баньос в провинции Паленсия.
На
закате истории Вестготского королевства духовенство в нем обладало большими правами
и привилегиями, являясь опорой королевской власти. Первым иерархом, осуществлявшим
юрисдикцию над всей Иберийской Церковью, стал святой Юлиан, рукоположенный во архиепископа
Толедского в 680 г. Однако некоторые из последних королей пытались ограничить влияние
и богатства Церкви, укрепить свою власть за счет светской и духовной знати, что
вызвало ряд смут. Между 693 и 709 гг. произошло значительное уменьшение населения
Вестготского государства вследствие голода и нескольких эпидемий бубонной чумы.
ЗАВОЕВАНИЕ
И ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РЕКОНКИСТЫ (VIII — ХIII вв.)
Это
облегчило завоевание полуострова арабам. Войско полководца Тарика ибн Зияда в 711
г. переправилось из Африки через пролив у скалистой горы, которая и теперь носит
его имя — Гибралтар (Джабаль аль-Тарик, «Гора Тарика»). Завоеванные Арабским халифатом
земли — почти весь полуостров, кроме крайнего севера, — получили название Аль-Андалус.
Вначале это была часть Омейядского халифата, позднее образовался самостоятельный
эмират, затем халифат c центром в Кордове, который в 1031 г. распался на множество
мелких государств.
Христианская знать во главе с королем Пелайо (Пелагием) основала на горном севере полуострова маленькое королевство Астурия (с 924 г. Леон), вместе с басками успешно противостоявшее маврам. Постепенно образовались и другие феодальные владения, ставшие затем королевствами, — Кастилия, Арагон, Наварра, которые начали отвоевывать у мусульманских эмиров земли полуострова. Занявший несколько веков, этот процесс получил название Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar — отвоевывать).
Христианская знать во главе с королем Пелайо (Пелагием) основала на горном севере полуострова маленькое королевство Астурия (с 924 г. Леон), вместе с басками успешно противостоявшее маврам. Постепенно образовались и другие феодальные владения, ставшие затем королевствами, — Кастилия, Арагон, Наварра, которые начали отвоевывать у мусульманских эмиров земли полуострова. Занявший несколько веков, этот процесс получил название Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar — отвоевывать).
Сан-Педро-де-ла-Наве в провинции Сарагоса - вестготская церковь VIII века |
С VIII
в. в христианских владениях появились многие новые монастыри. Отшельник преподобный
Иоанн (Хуан) Атаресский основал монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья, который стал духовной
опорой христианских королевств Наварры и Арагона, а также испанских земель, подчиненных
мусульманам. В самом конце века Карл Великий отвоевал у мавров Каталонию, где еще
век спустя на г. Монсеррат был основан знаменитый монастырь. Здесь находится обретенная
в ХII в. национальная святыня Каталонии — статуя «Черная Дева Монсерратская» («Черная
Мадонна»).
Последняя
треть VIII в. ознаменована деяниями пресвитера в Льеване святого Беата, бенедиктинского
монаха, чьи знаменитые толкования на Апокалипсис дошли до нас в трех списках X в.
Это сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X–XII вв.; его рукописные
списки получили название «беатов». Святой Беат отстаивал Православие от заблуждений
ереси адопционизма, выдвинутой Элипандом, архиепископом Толедо, и утверждавшей,
что Христос не Сын Божий, но лишь усыновленный Богом. Эта идея, привнесенная влиянием
ислама, была позднее очень распространена в мавританской Испании.
В
813 г., как гласит предание, следуя за некоей путеводной звездой, монах-отшельник
Пелайо обнаружил ковчег с нетленными мощами апостола Иакова. После того как в
44 г. апостол мученически скончался на Святой Земле, его останки были положены в
лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Лодка чудесным образом приплыла в
Испанию и была выброшена на берег в устье р. Улья (там, где появится позже г.
Сантьяго-де-Компостела).
апостол Иаковже возникла и совершенно неправдоподобная легенда
о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. В 896–899 гг., по указу
короля Альфонсо III, на месте находки над мощами была построена небольшая
церковь, позднее — возведен величественный собор, а само место было названо
Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков
(Сант-Яго), по преданию, около 40 раз чудесно являвшийся во время битв с
маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты, его именем был назван один из
духовно-рыцарских орденов. Уже с середины Х в. мощи апостола в Сантьяго-де- Компостела
стали объектом паломничества («путь святого Иакова»), которое в Западной Европе
вскоре приобрело статус второго по значимости (после паломничества на Святую Землю).
"Апостол Иаков" (неизвестный мастер из Вюрцбурга, 1475 г.) Музей изящных искусств, Дижон, Франция |
Поначалу
арабские завоеватели относились к христианам с большой терпимостью, но в
середине IX в. начался период гонений, центром которых стала столица мавров — Кордова.
Масштаб гонений может сравниться со страданиями, выпавшими на долю иберийских
христиан в эпоху Диоклетиана. Среди тех, кто с 835 по 864 г. претерпел мучения
за веру, были Кордовские мученики — 48 христиан, в том числе священномученик
Евлогий Кордовский, один из наиболее почитаемых в Испании.
Он утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В 859 г. он был схвачен и затем обезглавлен за защиту святой Левкритии (Лукреции), девушки из знатной арабской семьи, обратившейся в христианство из ислама. Святого Родерика (Родриго) брат-«ренегадо» (отступник от христианской веры) обвинил в отступничестве от ислама и переходе в христианство. Представ перед кади, Родерик пытался оправдаться, уверяя, что никогда не был мусульманином. Но ему предложили стандартный выбор шариатского суда: принять ислам или умереть. Трижды отказавшись «одуматься», он был казнен 13 марта 857 г. вместе с Соломоном, христианином из Египта, который принял ислам, а затем повторно крестился.
Он утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В 859 г. он был схвачен и затем обезглавлен за защиту святой Левкритии (Лукреции), девушки из знатной арабской семьи, обратившейся в христианство из ислама. Святого Родерика (Родриго) брат-«ренегадо» (отступник от христианской веры) обвинил в отступничестве от ислама и переходе в христианство. Представ перед кади, Родерик пытался оправдаться, уверяя, что никогда не был мусульманином. Но ему предложили стандартный выбор шариатского суда: принять ислам или умереть. Трижды отказавшись «одуматься», он был казнен 13 марта 857 г. вместе с Соломоном, христианином из Египта, который принял ислам, а затем повторно крестился.
Преследования
привели к массовому бегству христиан всех сословий на север и усилению
освободительного движения, осложняемого в то же время постоянными феодальными
усобицами. В 874 г. возник новый очаг Реконкисты — граф Барселонский Вифредо
Мохнатый добился фактической независимости от франков и приступил к активному
противодействию маврам. А к 925 г. баскский король Санчо I Гарсес укрепил
форпост Реконкисты на северо-востоке — королевство Памплоны и Наварры.
В 978–1002 гг. выдающийся военачальник, хаджиб Кордовы Альмансор (Мухаммед ибн Абу Амир по прозвищу аль-Мансур — «Победитель») перехватил у христианских феодалов военную инициативу и принудил их платить арабам дань. Разрушив в 997 г. Сантьяго-де-Компостелу, аль-Мансур, однако, не тронул гробницу святого Иакова.
В 978–1002 гг. выдающийся военачальник, хаджиб Кордовы Альмансор (Мухаммед ибн Абу Амир по прозвищу аль-Мансур — «Победитель») перехватил у христианских феодалов военную инициативу и принудил их платить арабам дань. Разрушив в 997 г. Сантьяго-де-Компостелу, аль-Мансур, однако, не тронул гробницу святого Иакова.
Базилика Сан-Исидоро (Леон,XI в.) - одна из немногих церквей, в которой сохранился мосарабский обряд после реформ Альфонса VI |
Распад
в 1031 г. Кордовского халифата резко ослабил позиции мусульман. Король Альфонсо
VI Храбрый, объединив Леон и Кастилию, разбил мавров и 25 мая 1085 г. торжественно
въехал в древнюю столицу вестготского королевства Толедо. Главная мечеть города
была освящена в католический собор. Но еще шестью годами ранее на соборе в Бургосе,
уступив давлению папского легата, Альфонсо VI заменил повсеместно использовавшийся
в богослужении мосарабский обряд на римский.
Привилегию продолжать службы по мосарабскому чину сохранили только шесть храмов Толедо и королевская базилика Сан-Исидоро в Леоне. В Арагоне же служба по мосарабскому обряду в последний раз была проведена еще 22 марта 1071 г. в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья в присутствии короля Санчо I Рамиреса и папского легата Гуго Простодушного. О привязанности народа к мосарабскому обряду и крайней непопулярности реформы повествуют два сохранившихся предания о «Божием суде».
По решению Альфонсо VI в 1077 г. состоялся поединок двух рыцарей, защищавших соответственно римский и мосарабский обряды, и «мосарабский» идальго победил. В год взятия Толедо мосарабский и римский миссалы (богослужебные книги) по приказу короля были подвержены испытанию огнем. Мосарабская богослужебная книга благополучно уцелела, но Альфонсо, тем не менее, объявил о «победе» римского миссала.
Привилегию продолжать службы по мосарабскому чину сохранили только шесть храмов Толедо и королевская базилика Сан-Исидоро в Леоне. В Арагоне же служба по мосарабскому обряду в последний раз была проведена еще 22 марта 1071 г. в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья в присутствии короля Санчо I Рамиреса и папского легата Гуго Простодушного. О привязанности народа к мосарабскому обряду и крайней непопулярности реформы повествуют два сохранившихся предания о «Божием суде».
По решению Альфонсо VI в 1077 г. состоялся поединок двух рыцарей, защищавших соответственно римский и мосарабский обряды, и «мосарабский» идальго победил. В год взятия Толедо мосарабский и римский миссалы (богослужебные книги) по приказу короля были подвержены испытанию огнем. Мосарабская богослужебная книга благополучно уцелела, но Альфонсо, тем не менее, объявил о «победе» римского миссала.
Тем
временем, напуганные успехами Альфонсо, испанские эмиры призвали на помощь вождя
африканских берберов-альморавидов Юсуфа ибн Ташфина. В октябре 1086 г. в сражении
у Заллаки он нанес Альфонсо, его союзнику королю Арагона Санчо Рамиресу и французским
рыцарям тяжелое поражение. После этой победы Юсуф принял титул эмир-аль муслимин
(«эмир мусульман») и в последующие четверть века Аль-Андалус был присоединен к альморавидскому
Марокко, причем часть эмиров сопротивлялась этому наряду с христианскими королями.
Базилика Сан-Исидоро в Леоне (XI в.). Усыпальница королей Леона |
Государство
Альморавидов просуществовало недолго — в 1147 г. оно было завоевано новым движением
религиозного возрождения среди кочевых берберских племен Магриба — Альмохадами.
Их предводитель Абд аль-Мумин был провозглашен халифом. Его сын сделал в 1171 г.
Севилью своей столицей. Символом этого города поныне является построенная при Альмохадах
Хиральда — минарет, затем колокольня Севильского собора. Она возведена в память
победы войск эмира Якуба аль-Мансура при Аларкосе 19 июля 1195 г. — последней крупной
победы мавров во времена Реконкисты.
В Арабской
Испании, превосходившей по своему развитию страны Европы, процветали науки и искусства.
Но, стремясь противопоставить Реконкисте объединенный мусульманский юг, Альмохады
жестоко притесняли христиан и евреев, пытаясь обратить их в ислам. Добились они
лишь ожесточения религиозной борьбы — по призыву испанских епископов папа Римский
Иннокентий III объявил крестовый поход. Альфонсо VIII Кастильский, чье правление
(более 56 лет) является самым продолжительным в истории Кастилии, а позже и Испанского
королевства, за два года до смерти достиг желаемого.
Состоявшаяся 16 июля 1212 г. грандиозная битва при Лас-Навас-де-Толоса между соединенными силами католических королевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и армией Альмохадов завершилась стратегическим разгромом мавров. В 1236 г. испанцы закрепили достигнутое взятием Кордовы, а к концу ХIII в. у мусульман в Испании остался лишь небольшой эмират Гранада.
Состоявшаяся 16 июля 1212 г. грандиозная битва при Лас-Навас-де-Толоса между соединенными силами католических королевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и армией Альмохадов завершилась стратегическим разгромом мавров. В 1236 г. испанцы закрепили достигнутое взятием Кордовы, а к концу ХIII в. у мусульман в Испании остался лишь небольшой эмират Гранада.
Владимир Моисеенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий