Нередко
в пост нам доводится получать приглашения на те или иные светские праздники, участие
в которых сопряжено с опасностью пост нарушить, а неучастие — с опасностью обидеть
отказом того, кто приглашает.
«Церковная православная газета» предложила священнослужителям ответить на следующие вопросы: «Допустимо ли во время Великого поста принимать участие в нецерковных праздниках (днях рождения, «корпоративах» и т. п.)? Как в таких случаях найти «золотую середину» между необходимостью соблюдать пост и нежеланием обидеть невоцерковленных ближних?».
«Церковная православная газета» предложила священнослужителям ответить на следующие вопросы: «Допустимо ли во время Великого поста принимать участие в нецерковных праздниках (днях рождения, «корпоративах» и т. п.)? Как в таких случаях найти «золотую середину» между необходимостью соблюдать пост и нежеланием обидеть невоцерковленных ближних?».
Протоиерей
Игорь Рябко, заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета
(г. Запорожье), доцент, доктор философии:
— Святые
отцы учат о среднем, царском пути. Он пролегает между двумя крайностями. С одного
края будет сидеть напыщенный самовлюбленный фарисей, с презрительной кривой ухмылкой
отвергающий любые попытки вывести его из уныло-постного состояния. После каждого
отказа по его сердцу будет пробегать легкая приятная волна экстаза от самого себя
— ревностного, строгого, праведного аскета, постника
и подвижника. С другого края будет вырвавшийся из
бутылки джин вседозволенности, возбужденно машущий
разрешительным талоном, на котором будет написано: «Любовь выше поста и молитвы».
На обратной стороне талона будет прописано, что любовь нужно проявить, в том числе,
и через беспощадное методическое уничтожение всего
непостного, что стоит на столе в пределах досягаемости.
Где
же середина между этими крайностями? Сам принцип поста описан Христом (см.: Мф.
6: 16-18). Пост — это прежде всего внутреннее приближение к Богу без внешних признаков
и показных деклараций. Бог — это любовь, и чем больше в человеке
любви, тем больше в нем Бога. Оказать любовь ближнему в пост совесть требует еще
настоятельнее, чем в любое другое время. Если тебя пригласили на день
рождения или на какой-либо другой праздник, то, наверное, грехом будет обидеть человека
отказом. Или, еще того хуже, — гнушаться приготовленной с любовью пищей, которая
сегодня, к тому же, и стоит немало. Но, придя на званый пир, нельзя и любовь Бога
к тебе обижать, полностью забывая о воздержании. Нарушить пост можно и, может быть,
в некоторых случаях даже нужно, но немного и в меру. А потом не забыть и компенсировать нарушение
сугубым духовным подвигом.
Митрополит
Антоний Сурожский в одной из бесед приводит следующий пример. Будучи доктором,
он занимался с одной очень бедной семьей. Они, собрав деньги буквально по грошу,
купили цыпленка, приготовили в качестве угощения
и пригласили доктора на обед. А происходило это в конце Великого поста.
Будущий архиерей «на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного
подвига». Он съел в этот день кусочек мяса, ставший для него проявлением жертвенной
любви и благодарности. Если мы сможем жить в пространстве любви к Богу и людям,
у нас не будет даже возникать вопросов, что можно или чего нельзя. Блаженный Августин
говорил: «Люби Бога и делай, что хочешь». И он был прав в том, что любовь к Богу,
а значит и к людям, всегда будет путеводителем между тем, что можно, и тем, чего
нельзя.
Иерей
Иоанн Тронько, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»
и храма во имя святителя Петра (Могилы) г. Киева:
— Из
жития преподобной Марии Египетской мы узнаем о древней монашеской традиции Иорданского
монастыря: на время Великого поста подвижники покидали стены обители
для того, чтобы совершать подвиг свой втайне. Многие ли из читателей газеты
могут исчезнуть из мира в эти дни? Большинство современных христиан не могут себе
позволить оставить свои семьи, рабочие места, друзей и просто тех, кто в нас нуждается.
В подготовительное
перед Великим постом воскресенье, именуемое Неделей о Страшном суде, Церковь напоминала
своим верным о главном деле христианина – служении ближнему.
Современный человек не всегда готов замечать боль и одиночество рядом.
Накормить детей улицы бутербродами, посетить «в темнице одиночества» престарелую соседку,
навестить в больнице не обязательно близкого человека, протянуть
руку потерявшемуся в жизни, не нашедшему свой дом ближнему — все это требует душевных
и физических усилий.
И все
это как раз и подразумевает пост: не только уединенный духовный
труд, но и готовность быть открытыми и доступными для
общения, ведь есть немало дней или праздников, которые важны для наших друзей и
знакомых. Получив приглашение на день рождения
или корпоративный праздник, православный христианин беспокоится: не
придется ли нарушить пост, вкушать скоромную пищу, предаваться увеселению?
Но есть и другая сторона: не обидит ли друга наш отказ, не соблазнит ли наше отчуждение коллег по работе, не оттолкнет ли их от Христа и Его Церкви? Многим воцерковленным христианам кажется, что участие в светском празднике осквернит их, принесет вред душе. А можно ли сделать так, чтобы своим присутствием освятить торжество, внести свой вклад во встречу, сделать общение теплым и взаимно полезным? К сожалению, мы бываем двойственны в жизни: в храме — одни, на работе и дома — иные, стесняемся свидетельствовать о нашей вере, говорить о вечности. Очевидно, что наша вера может придать смысл — «осолить» любое общество и компанию, об этом говорит нам Сам Господь (см.: Мф. 5: 13-16).
Но есть и другая сторона: не обидит ли друга наш отказ, не соблазнит ли наше отчуждение коллег по работе, не оттолкнет ли их от Христа и Его Церкви? Многим воцерковленным христианам кажется, что участие в светском празднике осквернит их, принесет вред душе. А можно ли сделать так, чтобы своим присутствием освятить торжество, внести свой вклад во встречу, сделать общение теплым и взаимно полезным? К сожалению, мы бываем двойственны в жизни: в храме — одни, на работе и дома — иные, стесняемся свидетельствовать о нашей вере, говорить о вечности. Очевидно, что наша вера может придать смысл — «осолить» любое общество и компанию, об этом говорит нам Сам Господь (см.: Мф. 5: 13-16).
Попав
в пост за стол с обилием скоромных блюд, не все умеют правильно себя вести. Приходилось
наблюдать, как взволнованная хозяйка спешно пытается приготовить постную пищу заявившему
о своих духовных подвигах гостю. А ведь Спаситель учит
нас совершать пост втайне (см.: Мф. 6: 17-18). Вот как об этом пишет святой праведный
Алексей Мечев: «Когда бываешь в чужом доме и подают скоромное, не
следует отказываться и тем осуждать других… если подадут что
скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот
пробел усилением либо телесного поста, а главное — духовного: т. е. не раздражаться, не
осуждать и проч.».
В стихире
понедельника первой недели Великого поста поется: «Постимся постом приятным, благоугодным
Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка,
ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания,
лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Такой
пост станет радостным и плодотворным не только для нас, но и для наших ближних.
Протоиерей Артемий Литвинов, настоятель храма в честь
Покрова Пресвятой Богородицы с. Гатное Киево-Святошинского р-на Киевской области:
— На
мой взгляд, от участия в нецерковных праздниках в Великий пост следует воздерживаться.
Можно ограничиться поздравлением, объяснив человеку, пригласившему вас на тот или
иной праздник, что по определенным обстоятельствам вы не можете участвовать в нем. Отвечая
на второй вопрос, отмечу, что пост начинается с благословения и меру поста определяет
духовник (если нет духовника — священник того прихода, который посещает тот или
иной человек). В связи с этим мера поста для каждого своя.
Что
касается нежелания обидеть невоцерковленного ближнего тем, что ты соблюдаешь пост
и по этой причине не можешь принять участие в праздновании, уместно вспомнить ответ
апостолов Петра и Иоанна членам синедриона, приказывавшим им «не говорить и не учить
о имени Иисуса». Как мы знаем из книги Деяний святых апостолов, Петр и Иоанн «сказали
им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.
4: 18-19). И в рассматриваемом случае нам также следует задать себе вопрос: кого
нам следует слушаться больше — тех, кого мы не хотим обидеть, или же Бога? Конечно,
Бога. И Господь говорит в Святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели
Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).
Разумеется,
и в отношении поста бывают исключения из правил. Известны случаи, когда святые,
исходя из того, что любовь — превыше поста, благословляли послабить пост в той или
иной мере. Но это именно исключения из правил, и они единичны.
Если
ситуация складывается таким образом, что участие в светском празднике предположительно
позволит нам приобрести того или иного человека для Бога, даст ему возможность сделать
хотя бы шаг навстречу Богу, то в данной ситуации цель оправдывает средства. Но во
всех случаях мы должны действовать не в угоду людям, а в угоду Богу. И, конечно
же, нельзя вышеупомянутый мотив использовать для того, чтобы на протяжении всего
Великого поста расхаживать по праздникам и вечеринкам.
Если
человек хочет и пост не нарушить, и невоцерковленного ближнего (как сформулировано
в вопросе) не обидеть отказом от участия в праздновании — нужно идти к духовнику
и испрашивать у него благословение. Нет такой возможности — следует руководствоваться
совестью или, если родители верующие, — родительским благословением. Относительно
последнего уместно привести воспоминание епископа Арсения (Жадановского) о святом
Иоанне Кронштадтском: «Однажды в Великом посту отец Иоанн тяжело заболел: доктора
предписали ему скоромную пищу. Тогда он запросил свою мать, благословляет ли она
его на это, и получил такой ответ: “Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви”».
Праведный Иоанн Кронштадтский неукоснительно выполнил родительское благословение
и вскоре был здоров.
Подготовил Михаил Мазурин
Комментариев нет:
Отправить комментарий