12 марта 2012

О «ЦАРСКОМ ПУТИ» И КРАЙНОСТЯХ В ПОСТНОМ ПОДВИГЕ. Участвовать ли в пост в светских праздниках?

Нередко в пост нам доводится получать приглашения на те или иные светские праздники, участие в которых сопряжено с опасностью пост нарушить, а неучастие — с опасностью обидеть отказом того, кто приглашает.

«Церковная православная газета» предложила священнослужителям ответить на следующие вопросы: «Допустимо ли во время Великого поста принимать участие в нецерковных праздниках (днях рождения, «корпоративах» и т. п.)? Как в таких случаях найти «золотую середину» между необходимостью соблюдать пост и нежеланием обидеть невоцерковленных ближних?».

Протоиерей Игорь Рябко, заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета (г. Запорожье), доцент, доктор философии:

— Святые отцы учат о среднем, царском пути. Он пролегает между двумя крайностями. С одного края будет сидеть напыщенный самовлюбленный фарисей, с презрительной кривой ухмылкой отвергающий любые попытки вывести его из уныло-постного состояния. После каждого отказа по его сердцу будет пробегать легкая приятная волна экстаза от самого себя — ревностного, строгого, праведного аскета, постника и подвижника. С другого края будет вырвавшийся из бутылки джин вседозволенности, возбужденно машущий разрешительным талоном, на котором будет написано: «Любовь выше поста и молитвы». На обратной стороне талона будет прописано, что любовь нужно проявить, в том числе, и через беспощадное методическое уничтожение всего непостного, что стоит на столе в пределах досягаемости.

Где же середина между этими крайностями? Сам принцип поста описан Христом (см.: Мф. 6: 16-18). Пост — это прежде всего внутреннее приближение к Богу без внешних признаков и показных деклараций. Бог — это любовь, и чем больше в человеке любви, тем больше в нем Бога. Оказать любовь ближнему в пост совесть требует еще настоятельнее, чем в любое другое время. Если тебя пригласили на день рождения или на какой-либо другой праздник, то, наверное, грехом будет обидеть человека отказом. Или, еще того хуже, — гнушаться приготовленной с любовью пищей, которая сегодня, к тому же, и стоит немало. Но, придя на званый пир, нельзя и любовь Бога к тебе обижать, полностью забывая о воздержании. Нарушить пост можно и, может быть, в некоторых случаях даже нужно, но немного и в меру. А потом не забыть и компенсировать нарушение сугубым духовным подвигом.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из бесед приводит следующий пример. Будучи доктором, он занимался с одной очень бедной семьей. Они, собрав деньги буквально по грошу, купили цыпленка, приготовили в качестве угощения и пригласили доктора на обед. А происходило это в конце Великого поста. Будущий архиерей «на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига». Он съел в этот день кусочек мяса, ставший для него проявлением жертвенной любви и благодарности. Если мы сможем жить в пространстве любви к Богу и людям, у нас не будет даже возникать вопросов, что можно или чего нельзя. Блаженный Августин говорил: «Люби Бога и делай, что хочешь». И он был прав в том, что любовь к Богу, а значит и к людям, всегда будет путеводителем между тем, что можно, и тем, чего нельзя.

Иерей Иоанн Тронько, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и храма во имя святителя Петра (Могилы) г. Киева:

— Из жития преподобной Марии Египетской мы узнаем о древней монашеской традиции Иорданского монастыря: на время Великого поста подвижники покидали стены обители для того, чтобы совершать подвиг свой втайне. Многие ли из читателей газеты могут исчезнуть из мира в эти дни? Большинство современных христиан не могут себе позволить оставить свои семьи, рабочие места, друзей и просто тех, кто в нас нуждается.

В подготовительное перед Великим постом воскресенье, именуемое Неделей о Страшном суде, Церковь напоминала своим верным о главном деле христианина – служении ближнему. Современный человек не всегда готов замечать боль и одиночество рядом. Накормить детей улицы бутербродами, посетить «в темнице одиночества» престарелую соседку, навестить в больнице не обязательно близкого человека, протянуть руку потерявшемуся в жизни, не нашедшему свой дом ближнему — все это требует душевных и физических усилий.

И все это как раз и подразумевает пост: не только уединенный духовный труд, но и готовность быть открытыми и доступными для общения, ведь есть немало дней или праздников, которые важны для наших друзей и знакомых. Получив приглашение на день рождения или корпоративный праздник, православный христианин беспокоится: не придется ли нарушить пост, вкушать скоромную пищу, предаваться увеселению? 

Но есть и другая сторона: не обидит ли друга наш отказ, не соблазнит ли наше отчуждение коллег по работе, не оттолкнет ли их от Христа и Его Церкви? Многим воцерковленным христианам кажется, что участие в светском празднике осквернит их, принесет вред душе. А можно ли сделать так, чтобы своим присутствием освятить торжество, внести свой вклад во встречу, сделать общение теплым и взаимно полезным? К сожалению, мы бываем двойственны в жизни: в храме — одни, на работе и дома — иные, стесняемся свидетельствовать о нашей вере, говорить о вечности. Очевидно, что наша вера может придать смысл — «осолить» любое общество и компанию, об этом говорит нам Сам Господь (см.: Мф. 5: 13-16).

Попав в пост за стол с обилием скоромных блюд, не все умеют правильно себя вести. Приходилось наблюдать, как взволнованная хозяйка спешно пытается приготовить постную пищу заявившему о своих духовных подвигах гостю. А ведь Спаситель учит нас совершать пост втайне (см.: Мф. 6: 17-18). Вот как об этом пишет святой праведный Алексей Мечев: «Когда бываешь в чужом доме и подают скоромное, не следует отказываться и тем осуждать других… если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное — духовного: т. е. не раздражаться, не осуждать и проч.».

В стихире понедельника первой недели Великого поста поется: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Такой пост станет радостным и плодотворным не только для нас, но и для наших ближних.

Протоиерей Артемий Литвинов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Гатное Киево-Святошинского р-на Киевской области:

— На мой взгляд, от участия в нецерковных праздниках в Великий пост следует воздерживаться. Можно ограничиться поздравлением, объяснив человеку, пригласившему вас на тот или иной праздник, что по определенным обстоятельствам вы не можете участвовать в нем. Отвечая на второй вопрос, отмечу, что пост начинается с благословения и меру поста определяет духовник (если нет духовника — священник того прихода, который посещает тот или иной человек). В связи с этим мера поста для каждого своя.

Что касается нежелания обидеть невоцерковленного ближнего тем, что ты соблюдаешь пост и по этой причине не можешь принять участие в праздновании, уместно вспомнить ответ апостолов Петра и Иоанна членам синедриона, приказывавшим им «не говорить и не учить о имени Иисуса». Как мы знаем из книги Деяний святых апостолов, Петр и Иоанн «сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4: 18-19). И в рассматриваемом случае нам также следует задать себе вопрос: кого нам следует слушаться больше — тех, кого мы не хотим обидеть, или же Бога? Конечно, Бога. И Господь говорит в Святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Разумеется, и в отношении поста бывают исключения из правил. Известны случаи, когда святые, исходя из того, что любовь — превыше поста, благословляли послабить пост в той или иной мере. Но это именно исключения из правил, и они единичны.

Если ситуация складывается таким образом, что участие в светском празднике предположительно позволит нам приобрести того или иного человека для Бога, даст ему возможность сделать хотя бы шаг навстречу Богу, то в данной ситуации цель оправдывает средства. Но во всех случаях мы должны действовать не в угоду людям, а в угоду Богу. И, конечно же, нельзя вышеупомянутый мотив использовать для того, чтобы на протяжении всего Великого поста расхаживать по праздникам и вечеринкам.

Если человек хочет и пост не нарушить, и невоцерковленного ближнего (как сформулировано в вопросе) не обидеть отказом от участия в праздновании — нужно идти к духовнику и испрашивать у него благословение. Нет такой возможности — следует руководствоваться совестью или, если родители верующие, — родительским благословением. Относительно последнего уместно привести воспоминание епископа Арсения (Жадановского) о святом Иоанне Кронштадтском: «Однажды в Великом посту отец Иоанн тяжело заболел: доктора предписали ему скоромную пищу. Тогда он запросил свою мать, благословляет ли она его на это, и получил такой ответ: “Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви”». Праведный Иоанн Кронштадтский неукоснительно выполнил родительское благословение и вскоре был здоров.

Подготовил Михаил Мазурин

Комментариев нет:

Отправить комментарий