Кризис среднего возраста — стереотипное название
сложного состояния человека старше 30-ти. Что оно означает? Когда нет сил понять
себя, нет душевных способностей принять несовпадение жизни с представлениями о ней,
нет желания сталкиваться со своим собственным разочарованием в себе — мы говорим
«кризис среднего возраста». И становится немного легче. Ведь мы объяснили свое состояние.
И хотя оно от этого не изменилось, зато мы можем оставаться уверенными в своей способности
понимать себя и жизнь. Понимать, но не влиять. Понимать и при этом частенько испытывать
к ней неприязнь. Ведь она порой бывает не такова…
БЛАГОДАРНОСТЬ
КАЖДОМУ ДНЮ
Матушка
Иулиания Шмеман в прологе к своим воспоминаниям «Моя жизнь с отцом Александром»
написала: «Я встречаю каждый день как благословение. Каждое утро я чувствую себя
счастливой, что в моей жизни есть еще один день. В моем возрасте тело немощно, но
мне повезло больше, чем многим. Я люблю жизнь».
Как человек, многое повидавший на своем веку, похоже, она знает, что говорит, когда сравнивает свое состояние «со многими» — с крепким телом, не знающими нищеты эмиграции, но не любящими эту жизнь. Оказалось, это порой сложно — встречать с благодарностью каждый день своей истории. Состояние благодарения не типично.
Обычно наш современник встречает новый день вопросами: «Чего мне не хватает для счастья?», «Что еще я должен сегодня успеть?», «Как им доказать, что именно я …?». Это состояние исходит из того, что мы чувствуем острую нехватку чего-то еще, неудовлетворенность, а значит и недовольство.
Как человек, многое повидавший на своем веку, похоже, она знает, что говорит, когда сравнивает свое состояние «со многими» — с крепким телом, не знающими нищеты эмиграции, но не любящими эту жизнь. Оказалось, это порой сложно — встречать с благодарностью каждый день своей истории. Состояние благодарения не типично.
Обычно наш современник встречает новый день вопросами: «Чего мне не хватает для счастья?», «Что еще я должен сегодня успеть?», «Как им доказать, что именно я …?». Это состояние исходит из того, что мы чувствуем острую нехватку чего-то еще, неудовлетворенность, а значит и недовольство.
Иногда
нам кажется (даже неосознанно), что наши силы и способности велики, и наши свершения
достаточно значимы, наш потенциал огромен. И мы оглядываемся вокруг и понимаем,
что нет на свете другого такого исполина, способного оценить по достоинству
величие
наших свершений и возможностей.И тогда мы записываем себя в «до конца не оцененные»,
«нелюбимые», «незначимые». А разве может радоваться жизни человек, оказавшийся в
подобном положении? Неужели ему есть за что благодарить?
Люди,
недовольные своей жизнью, карабкаются по скалам судеб в надежде достигнуть вершины
успеха, найти то, чего у них нет. Некоторые из них срываются, некоторые сходятся
в схватке друг с другом, некоторым удается достигнуть, открыть, познать. И — о,
ужас! — иногда даже это не удовлетворяет и не насыщает.
Трагично, невыносимо, но сколько талантливых, известных, знаменитых так и не смогли полюбить жизнь и сорвались. Иногда в минуты испытаний, иногда на пике славы. У них были разные отношения с Богом. Хотя обращение души ко Творцу вовсе не гарантирует любви к жизни и веры в Промысл Божий.
Трагично, невыносимо, но сколько талантливых, известных, знаменитых так и не смогли полюбить жизнь и сорвались. Иногда в минуты испытаний, иногда на пике славы. У них были разные отношения с Богом. Хотя обращение души ко Творцу вовсе не гарантирует любви к жизни и веры в Промысл Божий.
НЕБЕСНОЕ
И ЗЕМНОЕ
Митрополит
Антоний Сурожский глубокомысленно рассуждает о том, что, приходя в храм, мы видим
Распятие и на нем — Иисуса Христа. В этом месте символизм встречается с эстетизмом,
и мы порой можем наслаждаться художественным мастерством, палитрой красок… И редко
вспоминаем, как это выглядело в действительности: разорванные мышцы, кровь, стоны,
терновый венец, вонзающийся в кожу…
Да, наблюдая красивое убранство храма, которое, конечно же, имеет свой смысл и значение, мы решаем, что Бог как-то связан в основном с красотой, искусством, эстетикой, комфортом, порядком. И когда в жизни мы встречаем болезнь, разрушение, горе, то вопрошаем: «Где же Бог?». Конечно, Бог не создавал болезнь, но Он показал нам, что есть единственный способ ее исцеления — претерпевание.
Да, наблюдая красивое убранство храма, которое, конечно же, имеет свой смысл и значение, мы решаем, что Бог как-то связан в основном с красотой, искусством, эстетикой, комфортом, порядком. И когда в жизни мы встречаем болезнь, разрушение, горе, то вопрошаем: «Где же Бог?». Конечно, Бог не создавал болезнь, но Он показал нам, что есть единственный способ ее исцеления — претерпевание.
В этой
связи позволю себе снова обратиться к воспоминаниям матушки Иулиании Шмеман. Описывая
юношеские годы своего супруга, она рассказывает, как, обучаясь в Париже в русском
кадетском корпусе, Александр Шмеман подружился с директором корпуса, генералом Римским-Корсаковым.
Это был очень добрый, мудрый пожилой человек. Он любил поэзию и часто приглашал к себе Александра в кабинет, где читал ему стихи Пушкина, Тютчева, рассказывал о старой России. Генерал знакомил своего ученика и с историей религиозной мысли. Но вот генерал умер. Александру, его брату Андрею и другим воспитанникам поручили перенести тело генерала из его комнаты в церковь.
«Им нужно было пройти узким коридором, и тело генерала, очень тяжелое и уже начавшее пахнуть, неловко висело на руках мальчиков. Александр, исполненный любви и горя, впервые столкнулся с ужасом и уродством смерти… Он часто рассказывал мне о том ударе, который нанесла его вере и мировоззрению эта первая встреча со смертью, и о том, какие огромные усилия пришлось приложить, чтобы за уродством смерти увидеть реальность и красоту Царства Божия».
Это был очень добрый, мудрый пожилой человек. Он любил поэзию и часто приглашал к себе Александра в кабинет, где читал ему стихи Пушкина, Тютчева, рассказывал о старой России. Генерал знакомил своего ученика и с историей религиозной мысли. Но вот генерал умер. Александру, его брату Андрею и другим воспитанникам поручили перенести тело генерала из его комнаты в церковь.
«Им нужно было пройти узким коридором, и тело генерала, очень тяжелое и уже начавшее пахнуть, неловко висело на руках мальчиков. Александр, исполненный любви и горя, впервые столкнулся с ужасом и уродством смерти… Он часто рассказывал мне о том ударе, который нанесла его вере и мировоззрению эта первая встреча со смертью, и о том, какие огромные усилия пришлось приложить, чтобы за уродством смерти увидеть реальность и красоту Царства Божия».
Так
в нашей жизни небесное всегда соседствует с земным. Красота, невесомость, благоухание
Божия мира идут рука об руку с болезнью, уродством, болью. Господь пришел, чтобы
исцелить и утешить. Но утешение не связано с убеганием от разрушений, оно зависит
от возможности идти до конца.
МАМАРДАШВИЛИ,
ДЫРКА И БУБЛИК
Нет,
Мераб Константинович, известный философ, ничего не писал про дырку от бублика. «Дырка
и бублик» — моя метафора, обозначающая взгляд, который точно подмечает недостачу,
но проходит мимо достоинств. Очень часто можно слышать супружеский диалог, который
я также изображу в виде метафоры:
— Почему
ты не сделала еще и …?
— Но
я же выполнила п. 1, 2, 3, 4, 5, а 6-й не успела.
— С
1-го по 5-й — это твоя норма, и никто не будет тебя за это благодарить. А вот то,
что не сделано, — просто ужасно. Это делает нашу семейную жизнь невыносимой.
Стоит ли говорить, что, когда выполняется п. 6, основным тут же становится п. 7, а п. 6 переходит в разряд нормы. Так, у пытающегося угодить быстро опускаются руки, им все время недовольны, а у того, кто предъявлял требования, возникает состояние праведного гнева и неудовлетворенности. Многие из нас успевают несколько раз за день начать игру «Дырка и бублик».
Стоит ли говорить, что, когда выполняется п. 6, основным тут же становится п. 7, а п. 6 переходит в разряд нормы. Так, у пытающегося угодить быстро опускаются руки, им все время недовольны, а у того, кто предъявлял требования, возникает состояние праведного гнева и неудовлетворенности. Многие из нас успевают несколько раз за день начать игру «Дырка и бублик».
Выход
из этой «увлекательной» (люди играют в нее с большой самоотдачей), но
приводящей к плачевным последствиям игры можно поискать в трудах людей, которые
не боятся мыслить. Например, выводы Мамардашвили… Это также является ответом на
многократно задаваемый вопрос «Как можно любить болезнь?». Я бы сказала, что Мераб
Константинович ответил на вопрос «Что можно любить в болезни?».
Он считал, что в минуты испытаний сама способность мыслить для него уже является радостной. Особенно если есть возможность мыслить честно и ясно, т. е. не идеализировать, не обесценивать, а видеть сложную действительность. Ведь способность мыслить — это способность выстраивать свое зрелое отношение к этой жизни; способность перерасти зависимость от чужого способа восприятия; способность принять решение. Даже если это будет: «Я бессилен. Мне нужна помощь». Это будет ваше решение о том, что вы исчерпались и нуждаетесь в поддержке.
Он считал, что в минуты испытаний сама способность мыслить для него уже является радостной. Особенно если есть возможность мыслить честно и ясно, т. е. не идеализировать, не обесценивать, а видеть сложную действительность. Ведь способность мыслить — это способность выстраивать свое зрелое отношение к этой жизни; способность перерасти зависимость от чужого способа восприятия; способность принять решение. Даже если это будет: «Я бессилен. Мне нужна помощь». Это будет ваше решение о том, что вы исчерпались и нуждаетесь в поддержке.
Очень
многие верят, что независимость обретается в ссорах и конфликтах. Однако основа
независимости — способность самостоятельно мыслить: осмысливать свой опыт, анализировать
действительность, делать выводы, но понимать, что это лишь относительные выводы.
Может быть, придет время, и их нужно будет развить дальше. Поэтому ни одна психологическая
или другая система взглядов не может быть положена вместо личного мышления. Это
является всего лишь дополнительным средством для попыток осмыслить жизнь и свое
место в ней.
Эффективную
возможность исцеления от сосредоточенности исключительно на «дырах» предлагает и
митрополит Антоний Сурожский: «…меня научили с самого детства ценить маленькие,
мелкие вещи; …это было чудо, это была радость, и это можно было ценить годами… и
за это я очень благодарен, потому что я умею радоваться самой мелкой вещи в момент,
когда она приходит, и не обесценивать ее никогда». И это «не обесценивать никогда»
очень перекликается с тем, что мы должны непрестанно благодарить.
«А
как благодарить, когда на душе сплошное недовольство тем, что имеешь?» — спросит
читатель. Найдите в своей душе место, где вы довольны хотя бы чем-то. Почувствуйте,
вспомните то, чему вы искренне рады. Даже если это кажется вам маленьким, все равно
отыщите. И начните благодарить с малого, с того, чем довольны!
Может быть, вы вспомните, что есть еще кто-то, за кого вы можете благодарить Создателя. Тот, кто хотя бы иногда вас утешает, кто относится к вам искренне. Так ваш «круг благодарности» будет расти с каждым днем. И у вас появится возможность увидеть «бублик» в вашей жизни и выбраться из «дыры недовольства». Благодарение — это и основа любви, и ее следствие. И тогда любой кризис превратится в опытность, неудовлетворенность — в терпение, а разочарование в себе — в трезвый взгляд на свои возможности.
Может быть, вы вспомните, что есть еще кто-то, за кого вы можете благодарить Создателя. Тот, кто хотя бы иногда вас утешает, кто относится к вам искренне. Так ваш «круг благодарности» будет расти с каждым днем. И у вас появится возможность увидеть «бублик» в вашей жизни и выбраться из «дыры недовольства». Благодарение — это и основа любви, и ее следствие. И тогда любой кризис превратится в опытность, неудовлетворенность — в терпение, а разочарование в себе — в трезвый взгляд на свои возможности.
Анастасия
Бондарук
Комментариев нет:
Отправить комментарий