Среди
многих, хранимых Церковью средств Божественной помощи человеку, особо
выделяется Таинство Елеосвящения (называемое также Соборованием), которое
Господь подает недужным и страждущим во исцеление.
Елей
(масло) использовался еще ветхозаветной Церковью в богослужении при совершении
особых бескровных жертв, где в качестве жертвы Богу приносились пшеница, вино и
елей. Такие жертвы, по вере Православной Церкви, предвозвещали бескровную Жертву
Тела и Крови Христовых в Таинстве Святого Причастия.
Псалмопевец Давид молитвенно восклицает в одном из псалмов: “От плода пшенщы, вина и елея своего умножишася” (Пс. 4: 8).
Таинство
Елеосвящения известно с апостольских времен. Получив от Иисуса Христа власть
исцелять болезни, апостолы “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6:
13).
Наиболее полное и ясное указание на Таинство Елеосвящения мы находим в Соборном послании святого апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5: 14–16).
Наиболее полное и ясное указание на Таинство Елеосвящения мы находим в Соборном послании святого апостола Иакова: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5: 14–16).
Через
это Таинство страдания больного освящаются и соединяются с Крестными
страданиями Спасителя. Освящение плотских страданий немощного дает ему духовную
силу для борьбы с болезнью в земной жизни, а также веру в вечное спасение и
жизнь во Царствии Божием.
Чинопоследование
Таинства Елеосвящения, согласно Требнику, совершается соборно семью священни ками
(отсюда и название – Соборование). Если такой возможности нет (например,
маленький храм в селе), это Таинство может совершить и один священник.
Собороваться
необходимо не только болящим. По существующей в Православной Церкви
благочестивой традиции, здоровые прихожане один раз в год, обычно во время
Великого поста, также приходят в храм для совершения над ними Таинства
Елеосвящения, чтобы получить исцеление от душевных и духовных недугов и
страданий, так как они, по христианскому мировоззрению, – тоже болезнь.
Кроме
исцеления от болезней в Таинстве Елеосвящения нам даруется прощение забытых по
нашей немощи грехов, но не сознательно сокрытых на Исповеди. Это благодатное
обстоятельство делает Таинство Елеосвящения еще более необходимым для нашего спасения.
В апостольских и евангельских зачалах Таинства Елеосвящения, его молитвах, песнопениях, каноне звучит главная мысль, проходящая через все Таинство: милосердие Божие к болящему, немощному, грешному человеку. Господь стремится спасти и исцелить надломленные болезнью душу и тело, для чего и даровал Церкви Таинство Елеосвящения.
В апостольских и евангельских зачалах Таинства Елеосвящения, его молитвах, песнопениях, каноне звучит главная мысль, проходящая через все Таинство: милосердие Божие к болящему, немощному, грешному человеку. Господь стремится спасти и исцелить надломленные болезнью душу и тело, для чего и даровал Церкви Таинство Елеосвящения.
После
каждого евангельского чтения священники помазуют участвующим в Таинстве
освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это
делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших
– всего того, чем мы могли согрешить.
Перед
Соборованием необходимо исповедаться, а после Соборования – на ближайшей
Литургии причаститься.
Виктор Науменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий