15 марта 2012

ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА В ЖИЗНИ НЕМОЩНЫХ

Для меня, инвалида I группы с детства (детский церебральный паралич), вопрос соблюдения многодневных постов был всегда актуален. Когда я воцерковился, мой духовный отец протоиерей Мирослав благословил меня соблюдать трехдневный пост перед Причастием, а также, если позволяет здоровье, соблюдать однодневные посты. Тем не менее в душе я смущался от того, что не выдерживаю многодневных постов. Разрешить мои сомнения помог случай.

Когда я лежал на операции в Киевском НИИ ортопедии и травматологии, меня проведал мой учитель церковнославянского языка, а ныне близкий друг, архимандрит Варфоломей (Букин). Был Рождественский пост, и я спросил, как мне поступать. В ответ услышал: “Когда станешь ходить своими ногами и играть в футбол, тогда будешь поститься, а до этого молись, читай святоотеческую литературу и кушай все, что тебе нужно”.

Я понял, что пост для человека, а не человек для поста. И Церковь, наш духовный воспитатель, устанавливая телесный пост как меру воздержания от телесных страстей, ориентируется на здоровых или относительно здоровых людей. А болящий человек воздерживается через страдания своей плоти, ибо ”страдающий плотию перестает грешить” (1 Пет. 4: 1).

Церковь всегда смягчала или отменяла меру телесного поста для людей, находящихся в особых жизненных обстоятельствах. Вопрос соблюдения поста немощными сугубо индивидуален и решается с учетом рекомендаций врача и духовно-телесных возможностей каждого болящего. Здесь можно посоветовать воздержаться от тех видов пищи, которые медицински не необходимы, но к которым есть особое пристрастие (жирное мясо, сало, торты, пирожные, шоколад) и заменить их, например, не менее полезными для здоровья сухофруктами.

Немощные, инвалиды нечасто выходят на улицу. Их окно в мир — телефон, телевизор, компьютер, книги. Поэтому для них мерой усиления духовного поста будет ограничение посещения игровых порталов в Интернете, просмотра развлекательных передач по телевидению. Но главным для них должно быть искреннее покаяние, смирение, самоуглубленная молитва, достойное несение креста своей болезни без ропота и озлобления. И наградой такому человеку будет Вечная Пасха.

Виктор Науменко

Комментариев нет:

Отправить комментарий