16 марта 2012

ПРИЧАСТИЕ — НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ СПАСЕНИЯ

"Искушение Христа в пустыне".
Палехская роспись
«Почему в Великий пост не совершаются Литургии в будни, но только в среду и пятницу — Литургия Преждеосвященных Даров?»
Виталий, Киев

Отвечая на вопрос, воспользуемся книгой протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост», где он сумел достаточно ясно и глубоко объяснить суть данного уставного правила.


«ОМЕГА»

Прежде всего отец Александр обращает наше внимание на то, что Причастие имеет два значения. Во-первых, это — Таинство явления Христа, Его присутствия среди Своих учеников, это всегда — праздник и радость. Присутствие за Евхаристией Воскресшего Спасителя, вознесшегося на Небеса и сидящего одесную Отца — есть участие в Его Царстве, приобщающее нас «радости и миру во Святом Духе».

Причастие — «пища бессмертия», «небесный хлеб», и мы, приближаясь к Святой Трапезе, действительно возносимся на Небо. Причастие — это наша цель, это — «омега» нашего бытия, соединение с Богом. «Сыны чертога брачного, — как сказал Христос, — не могут печалиться, пока с ними жених» (Мф. 9: 15). Поэтому совершение Евхаристии несовместимо с постом — временем духовной печали, оплакивания нашего разрыва с Богом. Пост — это наше странствие на пути к Царствию Небесному.

Но почему же тогда в дни поста все же допускают к Причастию за Литургией Преждеосвященных Даров?

«АЛЬФА»

Тут мы подошли ко второму значению Причастия как источника главной силы, поддерживающей нас в нашем духовном подвиге, т. е. к «альфе». Это начало самого нашего духовного подвига, божественный дар, благодаря которому нам становится возможным знать, желать и стремиться к «совершенному причастию в невечернем дне» (бесконечном дне) Царствия Божия. Потому что, хотя Царствие уже пришло, хотя оно приходит в Церковь, оно все же должно быть исполнено и завершено в конце времен, когда Бог «исполнит» (наполнит) все Самим Собой.

На пути нашего странствия к Небесному Царству нам нужны помощь, поддержка, сила и утешение, потому что «князь мира сего» еще не «сдался»; наоборот, зная, что побежден Христом, он предпринимает последнюю, отчаянную борьбу против Бога, стараясь оторвать от Него насколько возможно больше душ. Так трудна эта борьба и так велика власть у «врат адовых», что Христос Сам говорит нам про «узкий путь», немногим доступный.

Если Великий пост и воздержание означают усиление этой борьбы, то это потому, что согласно с Евангелием — это время, когда мы лицом к лицу встречаемся со злом и всей его силой. И поэтому именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня; отсюда необходимость особого великопостного Причастия Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресенье и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу.

Теперь возникает следующий вопрос: если Евхаристия несовместима с постом, то почему же она совершается по субботам и воскресеньям Великого поста, и это не считается «нарушением поста»?

СОВЕРШЕННЫЙ ПОСТ

Есть два вида или способа поста, оба укорененные в Священном Писании и Священном Предании. Первый вид может быть назван совершенным постом, т. к. он состоит действительно в совершенном воздержании от пищи и пития. Совершенный пост, по самой своей природе, продолжается недолго, сводится обычно к одному дню или даже части дня. С самого начала христианства пост рассматривался как приготовление и ожидание, как выражение духовной сосредоточенности на том, что должно совершиться.

Физический голод соответствует здесь духовному ожиданию завершения, приготовлению всего человеческого существа, открывающегося приближающейся радости. Поэтому в церковном богослужебном предании мы находим этот совершенный пост как завершение и вершину приготовления к великому празднику, т. е. к личному духовному событию. Такой пост бывает, например, накануне Рождества, Крещения, наипаче же — как приготовление к духовному пиру за трапезой Христа Спасителя в Его Царстве. Совершенный пост, более или менее продолжительный, всегда предшествует Евхаристии и является необходимым условием для приступающего ко Святому Причащению.

В первохристианской Церкви совершенный пост обозначался словом, взятым из военного словаря; он назывался statio, что обозначает войско в положении военной тревоги и мобилизации. Церковь всегда «на страже», она ждет пришествия Жениха и ожидает Его «наготове» и с радостью. Таким образом, совершенный пост — это не только пост членов Церкви, но и Церковь сама как пост, как ожидание Христа, Который приходит к ней в Евхаристии и Который придет во славе в конце времен.

АСКЕТИЧЕСКИЙ ПОСТ

Второй вид можно определить как аскетический пост, т. к. он состоит главным образом в воздержании от некоторого рода пищи и в уменьшении общего ее количества.

Его цель — освобождение человека от беззаконной тирании плоти, от подчинения духа телу и его требованиям, которое является трагическим последствием первородного греха, грехопадения человека. Только после продолжительных и терпеливых усилий понимаем мы, что «не хлебом одним... жив человек», и восстанавливаем в себе первенствующую роль духа.

По самой своей природе это должен быть длительный и усиленный подвиг. Фактор времени очень важен здесь, т. к. действительно нужно много времени, чтобы с корнем вырвать и исцелить обычную и общую болезнь, которую люди стали считать своим «нормальным» состоянием. Наука аскетического поста, доведенная до совершенства в монашеской традиции, была принята всей Церковью.

Здесь мы видим примененные к человеку слова Христа, сказавшего, что силы адовы, порабощающие человека, могут быть побеждены только «молитвою и постом». Это пост, основанный на примере Самого Христа, постившегося 40 дней и затем встретившегося лицом к лицу с сатаной; в этой встрече ниспровержена была покорность человека «только хлебу», и таким образом положено было начало духовного освобождения человека. Церковь выделила для такого аскетического поста четыре периода: Великий пост перед Пасхой, пост Рождественский — перед Рождеством, Петровский — перед праздником апостолов Петра и Павла и Успенский — перед Успением Божией Матери. Четыре раза в год Церковь зовет нас очиститься и освободиться от порабощения телу святым лечением поста, и каждый раз успех этого лечения зависит от некоторых основных правил, главные из которых — непрерывность и продолжительность поста.

ДУХОВНАЯ ПЕЧАЛЬ И ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ

Различие этих двух видов поста должно помочь нам понять кажущееся противоречие канонов, определяющих порядок поста. Устав, запрещающий пост по воскресеньям, буквально означает то, что нарушает пост совершение Евхаристии, которая сама и есть завершение поста, его цель и его окончание. Это означает, что воскресенье, день Господень — вне поста, поскольку он как бы и вне времени. Другими словами, это означает, что воскресенье, как день Царства Небесного, не принадлежит тому времени, смысл которого, как странствия, и выражает пост; воскресенье, таким образом, остается днем не поста, а духовной радости.

Но, нарушая совершенный пост, Евхаристия не нарушает аскетического поста, который, как мы уже объяснили, требует постоянного подвига. Это означает, что Великим постом и по воскресеньям пища остается «постной». Точнее говоря, мясо и молочная пища запрещены только благодаря психосоматическому характеру аскетического поста, ибо Церковь знает, что если нужно покорить духу тело, оно должно быть подвергнуто терпеливому и долгому воздержанию.

На Руси монахи, например, никогда не едят мяса; но это не значит, что они постятся на Пасху и в другие великие праздники. Можно сказать, что в некоторой степени аскетический пост присущ христианской жизни, и христиане должны его соблюдать. Но люди, считающие — увы, так часто — что на Пасху почти необходимо предаваться объедению и пить свыше меры, превращают настоящий дух Пасхи в печальную и уродливую карикатуру. 

Действительно трагично, что в некоторых храмах люди на Пасху не хотят приступать к Причастию, принимая прекрасные слова поучения святого Иоанна Златоуста — «трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай...» (по-русски: «стол изобилует яствами, наслаждайтесь все. Телец /теленок/ откормлен; пусть никто не уйдет отсюда голодным») — вероятно, как буквальное описание пасхального стола.

Праздник Пасхи — духовная реальность, и, для того чтобы ощутить и правильно пережить ее, требуется столько же трезвости, сколько и духовной сосредоточенности поста. Надо понять, что нет противоречия в том, что Церковь настаивает на воздержании от скоромной пищи по воскресным дням Великого поста и в то же время осуждает пост в дни Евхаристии.

Подготовил иерей Сергий Кононенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий