21 марта 2012

НЕ БУДЬТЕ КАК ЛИЦЕМЕРЫ

Мытарь и фарисей (Лк. 18: 9-14)
Человек – существо сложное. То, что в нем доступно взгляду со стороны, не есть весь человек. Существует еще человек сокровенный, внутренний. О нем чаще всего упоминает в своих посланиях апостол Павел.

“По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием” (Рим. 7: 22).

“Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется” (2 Кор. 4: 16).

 “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф. 3: 16).

По-разному ведут себя эти два человека, внешний и внутренний. По-разному относится к ним душа и господствующий ум. Если один из этих “людей” для души, ума и воли – сынок, то другой – пасынок.

Можно всю жизнь заниматься внешним человеком: мыть, лечить, украшать, питать и ублажать его. При этом совершенно небречь о сокровенном человеке. Можно поступать наоборот, однако таких людей до крайности мало. Возможно, мы ни разу их не встречали, но лишь читали о них в тех книгах, где говорится о богатырях духа – настоящих подвижниках.

А может быть, есть возможность совместить оба служения и ублажить и внешнего человека, и внутреннего? Может быть. Но, скорее всего, слова Иисуса Христа, сказанные об отношении к богатству, касаются и этого вопроса. “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” (Мф. 6: 24).

Все труды, рождаемые верой, труды, на которые зовет нас Евангелие, обращены к пользе внутреннего человека. Это пост, молитва и милостыня. Они дарят свободу, окрыляют и облагораживают внутреннего человека. Но ценность их сохраняется лишь тогда, когда они совершаются для Бога, перед лицом Божиим, а не для человеческих глаз и похвал. 

Поститься и молиться нужно “пред Отцом твоим, Который втайне” (Мф. 6: 18). Иначе добродетель превращается в свою противоположность. Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимого подвижника, и тот, получая в Евангелии имя “лицемера”, лишает себя всякой награды.

Что касается поста (воздержания от различных сластей житейских и телесных приятностей), то лицемерие здесь, согласно Слову Божию, проявляется в напускной унылости и “принятии на себя мрачного лица, чтобы показаться людям постящимся” (Мф. 6: 16). Вместо этого Христос Господь советует помазать главу и умыть лицо, а пост и сетование сохранить в тайне души. Слова об умовении лица и помазании головы нужно понимать, исходя из Священной истории и древних обычаев.

Древние люди не знали внутренней скорби, которая не вырывалась бы наружу. То же можно сказать и о радости. Все, что было у человека внутри, он выплескивал вовне. Так и до сих пор живут на Востоке, шумно радуясь и громко плача. Поэтому в период поста (а пост был приурочен к скорбным датам и связан с покаянием) человек разрывал на себе одежду, отказывался от умывания. 

Вместо ухода за внешним видом, посыпал голову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний вид должен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получилась ситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердце его при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить. От этого и предостерегает нас Господь.

Поэтому нам голову ничем особенным мазать не надо. Это сказано для тогдашних людей с их обычаем помазывания головы маслом в радостные дни. Нам же не стоит увлекаться внешними знаками воздержания, как то: особыми одеждами и уже упомянутым “мрачным лицом”. Внешний вид наш всегда должен быть не вызывающ, скромен и аккуратен. И по части внешнего вида Великий пост не предъявляет к нам никаких особых требований. 

Напротив, мы должны ощутить период поста как время душевной весны и чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнего веса, упражнение в чтении Слова Божия и молитве способны дать душе ощущение внутренней свежести и, как следствие, радости. Тогда абсурдной покажется внешняя угрюмость и действительно захочется “умыть лицо и помазать главу”.

Но даже если пост дастся тяжело; если враг смущает помыслами и нападениями; если вместо внутренней легкости будет сухость и скорбь, – то и тогда не надо всему окружающему миру слать сигналы о том, что творится у тебя внутри. Скорби пред Отцом, Который втайне, и Отец твой утешит тебя явно.

Можно быть обычным человеком, ничего особенного из себя не представлять, но ничего особенного из себя и не строить. Да, это далеко не идеал. Но это лучше, чем попасть в категорию людей, о которых сказано: “имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим. 3: 5). О таких далее апостол говорит: “Таковых удаляйся”.

Посему потщимся убежать от лицемерия и показушничества, но послужить постом истинным Богу Живому, чтобы “крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке” (Еф. 3: 16).

Протоиерей Андрей Ткачев

Комментариев нет:

Отправить комментарий