16 октября 2012

СВИДЕТЕЛЬСТВО: ТРАДИЦИИ, ФОРМЫ, ИМЕНА. В Киеве прошли XII Международные Успенские чтения

Как говорить об истине в современном мире, какие формы христианского свидетельства существовали в истории, кто из подвижников Церкви и культуры прошлого и настоящего может быть примером служения правде в XXI в.? Эти и другие вопросы обсуждали пастыри, богословы и ученые из 11 стран мира на протяжении четырех дней.

Успенские чтения открылись 23 сентября в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре приветствием Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

«Во все времена все искали истину, и это не случайно, потому что с этого начал проповедь Господь наш Иисус Христос. Истина — цель жизни христианина. Христианин должен постигать истину и прийти с этой истиной к окружающим его людям, — сказал Владыка. — Истина приводит к познанию Бога, а познание Бога приводит к ясному и внятному пути, который ведет к единению человека с Богом. Мне хотелось бы пожелать, чтобы искатели истины и те, кто ее нашел, воспользовались этим даром свыше и помогли людям совершенствоваться в правде Божией».

В первый день Чтений свои доклады представили Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, управляющий делами Белорусского экзархата, и. о. ректора Минских духовных школ архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Милан Жуст, настоятель монастыря в Бозе (Италия) Энцо Бьянки и настоятель монашеской общины Тэзе (Франция) брат Алоис.

В докладе Митрополита Владимира, который зачитал секретарь Предстоятеля архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, была сформулирована основная цель конференции. «Сегодня наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть многогранность понятия свидетельства, его истоки, преемственность и личное воплощение, — указывает Митрополит Владимир. — Дай Бог нам зреть не ложное свидетельство, ибо эта задача — различения духов — стоит со времен грехопадения, когда лжесвидетельство о словах Бога было принято за истину. Пусть накопленный опыт, живые примеры, имена и судьбы свидетельствуют о жизни с Господом, давая нам ответы на современные вопросы, наставляя и укрепляя нас в Боге».

«Свидетельству Традиции в мире после традиций» был посвящен доклад архиепископа Бориспольского Антония. Владыка актуализировал фундаментальные для понимания темы конференции понятия традиции и свидетельства, указав при этом, что именно Христос есть «Традиция традиций, Культура культур, Искусство искусств, Наука наук и Философия философий». Вместе с тем докладчик отметил, что Церковь никогда не отрицала человеческих традиций, не пренебрегала ими и не пыталась подменить их собой. Ее задача — поставить человеческие традиции на естественное для них место в замысле Творца, определив их истинную ценность, благословив, освятив и преобразив.

В кулуарах Успенских чтений управляющий делами Белорусского экзархата архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий поделился своими впечатлениями от работы форума. «В современном мире, при всей его трескотне, много немоты, — сказал владыка, — и зачастую отсутствует свидетельство об истине. И не только об Истине с большой буквы, о Христе, но и о здравом смысле жизни. Поэтому тема нынешней конференции очень актуальна, и хотелось бы верить, что амплитуда этого мероприятия разойдется как можно дальше и принесет добрые плоды».

Второй день Чтений проходил в Национальном заповеднике «София Киевская». Здесь можно было услышать доклады гостей из Москвы — ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева и проректора ПСТГУ протоиерея Георгия Ореханова. Отец Владимир рассказал об исповедническом подвиге игумена Иоанна (Селецкого), «одного из немногих участников и свидетелей исторических событий Русской Церкви с начала XX в. и почти до конца советского периода». Протоиерей Георгий Ореханов посвятил свой доклад православному философу и писателю Константину Леонтьеву, который предрекал отпадение русского народа от Православия.

Центральным событием дня стало выступление одного из ведущих современных богословов, профессора философии из США, архимандрита Пантелеимона (Мануссакиса). В своем докладе «Свидетельствуя другому: свидетельство и интерсубъективность» он обратил внимание на двусмысленность греческого термина μαρτύριον, означающего одновременно и свидетельство, и мученичество.

Архимандрит Пантелеимон отметил, что раннехристианские авторы говорят о двух видах мученичества — видимом и скрытом. Последнее — это то мученичество, которому совесть подвергается не единожды, а каждый день (Пс. 43: 23: но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание). Это суд «помышлений и мыслей сердечных», состоящий в самоосуждении, которое проявится в полном и окончательном виде на Страшном суде.

25 сентября Успенские чтения продолжили свою работу в Институте религиозных наук имени Фомы Аквинского. Всеобщее внимание здесь привлек доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона «Мученичество как свидетельство о новомучениках и современные гонения на христиан». В своем выступлении митрополит Иларион отметил: «Мученики для христиан — это, прежде всего, исповедники веры… Мученичество — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе».

«Мы переживаем новую волну ненависти к христианству… Акты вандализма по отношению к нашим святыням в этом году, к сожалению, совершались и в России, и в Украине», — констатировал владыка. Он особо подчеркнул, что в настоящее время во многих уголках планеты христиане претерпевают лишения и проливают кровь за право жить по заповедям Божиим, именоваться последователями Христа.

Нельзя не отметить выступление профессора Карла Христиана Фельми из Германии, который не так давно перешел в Православие, а в этом году принял сан диакона. Отец Василий (так называют его на приходе во имя блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге) рассказал о своем опыте общения с исповедниками Православия во времена атеизма.

Последний день работы Успенских чтений прошел в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». Здесь свои доклады прочитали священники Владимир Зелинский (Италия) и Георгий Белькинд (Москва), профессор Института философии НАН Украины Виктор Малахов, профессор факультета языков университета Лион-3 Франсуаза Лесур (Франция) и другие.

Проректор Киевской духовной академии и семинарии по научно-богословской работе Владимир Бурега выступил на тему «Западный обряд в Православной Церкви: к проблеме православного свидетельства в Западной Европе». В его докладе были рассмотрены попытки создания в лоне Православной Церкви общин западного обряда на протяжении XIX–XX вв. Особое внимание докладчик уделил опыту использования западного обряда в Православной Церкви в Чехословакии в 1920-е гг. и истории создания Французской Православно-Кафолической Церкви, которая совершает богослужение по реконструированному галликанскому обряду.

Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко рассказал о том, как совершается свидетельство о Христе в информационном обществе.

Безусловная ценность Успенских чтений состоит в глубоком и всестороннем осмыслении актуальных тем, волнующих Церковь и современное общество. Поэтому организаторы Чтений, центр святого Климента «Общение и диалог культур» и научно-издательское объединение «Дух и Литера», не оставляют без внимания тех, кто не смог посетить богословский форум. Они ежегодно издают сборники докладов Успенских чтений и публикуют на своем сайте видео выступлений участников конференции.

Однако значимость Успенских чтений не ограничивается лишь чтением и обсуждением докладов. Не менее важно теплое интеллектуальное общение, которое вдохновляет участников и гостей форума на труд во благо Церкви.

Олег Карпенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий