Как
говорить об истине в современном мире, какие формы христианского свидетельства
существовали в истории, кто из подвижников Церкви и культуры прошлого и настоящего
может быть примером служения правде в XXI в.? Эти и другие вопросы обсуждали
пастыри, богословы и ученые из 11 стран мира на протяжении четырех дней.
Успенские
чтения открылись 23 сентября в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре
приветствием Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита
Киевского и всея Украины Владимира.
«Во
все времена все искали истину, и это не случайно, потому что с этого начал
проповедь Господь наш Иисус Христос. Истина — цель жизни христианина.
Христианин должен постигать истину и прийти с этой истиной к окружающим его
людям, — сказал Владыка. — Истина приводит к познанию Бога, а познание Бога приводит
к ясному и внятному пути, который ведет к единению человека с Богом. Мне
хотелось бы пожелать, чтобы искатели истины и те, кто ее нашел, воспользовались
этим даром свыше и помогли людям совершенствоваться в правде Божией».
В
первый день Чтений свои доклады представили Митрополит Киевский и всея Украины
Владимир, управляющий делами Белорусского экзархата, и. о. ректора Минских духовных
школ архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, Управляющий делами Украинской
Православной Церкви, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский
Антоний, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник
Милан Жуст, настоятель монастыря в Бозе (Италия) Энцо Бьянки и настоятель
монашеской общины Тэзе (Франция) брат Алоис.
В
докладе Митрополита Владимира, который зачитал секретарь Предстоятеля
архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, была сформулирована основная
цель конференции. «Сегодня наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть
многогранность понятия свидетельства, его истоки, преемственность и личное
воплощение, — указывает Митрополит Владимир. — Дай Бог нам зреть не ложное свидетельство,
ибо эта задача — различения духов — стоит со времен грехопадения, когда
лжесвидетельство о словах Бога было принято за истину. Пусть накопленный опыт,
живые примеры, имена и судьбы свидетельствуют о жизни с Господом, давая нам ответы
на современные вопросы, наставляя и укрепляя нас в Боге».
«Свидетельству
Традиции в мире после традиций» был посвящен доклад архиепископа Бориспольского
Антония. Владыка актуализировал фундаментальные для понимания темы конференции
понятия традиции и свидетельства, указав при этом, что именно Христос есть «Традиция
традиций, Культура культур, Искусство искусств, Наука наук и Философия
философий». Вместе с тем докладчик отметил, что Церковь никогда не отрицала
человеческих традиций, не пренебрегала ими и не пыталась подменить их собой. Ее
задача — поставить человеческие традиции на естественное для них место в
замысле Творца, определив их истинную ценность, благословив, освятив и
преобразив.
В
кулуарах Успенских чтений управляющий делами Белорусского экзархата архиепископ
Новогрудский и Лидский Гурий поделился своими впечатлениями от работы форума.
«В современном мире, при всей его трескотне, много немоты, — сказал владыка, —
и зачастую отсутствует свидетельство об истине. И не только об Истине с большой
буквы, о Христе, но и о здравом смысле жизни. Поэтому тема нынешней конференции
очень актуальна, и хотелось бы верить, что амплитуда этого мероприятия
разойдется как можно дальше и принесет добрые плоды».
Второй
день Чтений проходил в Национальном заповеднике «София Киевская». Здесь можно
было услышать доклады гостей из Москвы — ректора Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева и проректора ПСТГУ
протоиерея Георгия Ореханова. Отец Владимир рассказал об исповедническом подвиге
игумена Иоанна (Селецкого), «одного из немногих участников и свидетелей
исторических событий Русской Церкви с начала XX в. и почти до конца советского
периода». Протоиерей Георгий Ореханов посвятил свой доклад православному
философу и писателю Константину Леонтьеву, который предрекал отпадение русского
народа от Православия.
Центральным
событием дня стало выступление одного из ведущих современных богословов,
профессора философии из США, архимандрита Пантелеимона (Мануссакиса). В своем
докладе «Свидетельствуя другому: свидетельство и интерсубъективность» он
обратил внимание на двусмысленность греческого термина μαρτύριον, означающего одновременно
и свидетельство, и мученичество.
Архимандрит
Пантелеимон отметил, что раннехристианские авторы говорят о двух видах мученичества
— видимом и скрытом. Последнее — это то мученичество, которому совесть
подвергается не единожды, а каждый день (Пс. 43: 23: но за Тебя умерщвляют нас
всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание). Это суд «помышлений
и мыслей сердечных», состоящий в самоосуждении, которое проявится в полном и
окончательном виде на Страшном суде.
25
сентября Успенские чтения продолжили свою работу в Институте религиозных наук
имени Фомы Аквинского. Всеобщее внимание здесь привлек доклад председателя Отдела
внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского
Илариона «Мученичество как свидетельство о новомучениках и современные гонения
на христиан». В своем выступлении митрополит Иларион отметил: «Мученики для
христиан — это, прежде всего, исповедники веры… Мученичество — это ежедневное, ежечасное
свидетельство о Христе».
«Мы
переживаем новую волну ненависти к христианству… Акты вандализма по отношению к
нашим святыням в этом году, к сожалению, совершались и в России, и в Украине»,
— констатировал владыка. Он особо подчеркнул, что в настоящее время во многих
уголках планеты христиане претерпевают лишения и проливают кровь за право жить
по заповедям Божиим, именоваться последователями Христа.
Нельзя
не отметить выступление профессора Карла Христиана Фельми из Германии, который
не так давно перешел в Православие, а в этом году принял сан диакона. Отец Василий
(так называют его на приходе во имя блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге)
рассказал о своем опыте общения с исповедниками Православия во времена атеизма.
Последний
день работы Успенских чтений прошел в Национальном университете
«Киево-Могилянская академия». Здесь свои доклады прочитали священники Владимир
Зелинский (Италия) и Георгий Белькинд (Москва), профессор Института философии
НАН Украины Виктор Малахов, профессор факультета языков университета Лион-3
Франсуаза Лесур (Франция) и другие.
Проректор
Киевской духовной академии и семинарии по научно-богословской работе Владимир Бурега
выступил на тему «Западный обряд в Православной Церкви: к проблеме
православного свидетельства в Западной Европе». В его докладе были рассмотрены
попытки создания в лоне Православной Церкви общин западного обряда на
протяжении XIX–XX вв. Особое внимание докладчик уделил опыту использования западного
обряда в Православной Церкви в Чехословакии в 1920-е гг. и истории создания
Французской Православно-Кафолической Церкви, которая совершает богослужение по реконструированному
галликанскому обряду.
Председатель
Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко
рассказал о том, как совершается свидетельство о Христе в информационном
обществе.
Безусловная
ценность Успенских чтений состоит в глубоком и всестороннем осмыслении
актуальных тем, волнующих Церковь и современное общество. Поэтому организаторы Чтений,
центр святого Климента «Общение и диалог культур» и научно-издательское
объединение «Дух и Литера», не оставляют без внимания тех, кто не смог посетить
богословский форум. Они ежегодно издают сборники докладов Успенских чтений и
публикуют на своем сайте видео выступлений участников конференции.
Однако
значимость Успенских чтений не ограничивается лишь чтением и обсуждением
докладов. Не менее важно теплое интеллектуальное общение, которое вдохновляет участников
и гостей форума на труд во благо Церкви.
Олег Карпенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий