В
повседневной жизни мы часто употребляем крылатые выражения, которыe, как
правило, отражают различные черты человеческого характера, по-разному
проявляющиеся в человеческих поступках. Немало крылатых выражений имеют свой
источник в Книге книг — Библии.
Многие
библейские выражения глубоко вошли в культуру человеческого общения. И
верующие, и далекие от веры и Церкви люди свободно употребляют их, часто в
значении, отличном от библейского, иногда даже не подозревая об их священном
происхождении и первоначальном значении.
«КТО
НЕ РАБОТАЕТ…»
В
1925 году советское правительство официально поставило задачу — воспитать
носителей новой, коммунистической морали, взамен буржуазной. И что удивительно,
для этой цели большевикам понадобились… христианские заповеди.
В сталинском варианте советской Конституции, в ее 12-й статье сказано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Это выражение стало основой второго пункта «Морального кодекса строителя коммунизма».
В сталинском варианте советской Конституции, в ее 12-й статье сказано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Это выражение стало основой второго пункта «Морального кодекса строителя коммунизма».
А
понимание того, что для жизни необходимо трудиться («Без труда не выловишь и
рыбку из пруда» — гласит народная пословица), всегда существовало в
человеческом роде. Точнее всего выразил эту истину апостол Павел во Втором
послании к Фессалоникийцам. Бросившим работу и предавшимся праздности в
ожидании скорого Второго Пришествия Христа «апостол языков» написал: «Если кто
не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10).
ИСТИННЫЙ
ВКУС ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА
Прочно
вошло в нашу жизнь выражение «запретный плод сладок». Что здесь имеется в виду?
Эти слова известны человеку еще с райских времен: «И заповедал Господь Бог
человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания
добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью
умрешь» (Быт. 2: 16–17).
Почему Господь дал нашим прародителям эту заповедь? Потому что Он предвидел путь нравственного становления Адама и Евы и предостерегал их от грехопадения. Но наши прародители не выдержали испытания. Нарушив заповедь Божию, несчастные Адам и Ева не получили совершенного знания о добре и зле, как лживо обещал им сатана, но еще и оказались недостойными общения с Богом.
Они не стали более видеть Бога лицом к лицу, отринув от себя Его благодать, их души разлучились с Богом. Потеряв возможность личного богобщения, Адам и Ева, вследствие этого, стали смертны, были изгнаны из Рая и до конца жизни оплакивали свой грех.
Почему Господь дал нашим прародителям эту заповедь? Потому что Он предвидел путь нравственного становления Адама и Евы и предостерегал их от грехопадения. Но наши прародители не выдержали испытания. Нарушив заповедь Божию, несчастные Адам и Ева не получили совершенного знания о добре и зле, как лживо обещал им сатана, но еще и оказались недостойными общения с Богом.
Они не стали более видеть Бога лицом к лицу, отринув от себя Его благодать, их души разлучились с Богом. Потеряв возможность личного богобщения, Адам и Ева, вследствие этого, стали смертны, были изгнаны из Рая и до конца жизни оплакивали свой грех.
КОЗЕЛ
ОТПУЩЕНИЯ
Кто
из нас не слышал этих слов? Мы употребляем их относительно человека, на
которого возлагают ответственность за неприглядные действия и поступки других
людей. А пришли эти слова из Ветхого Завета, где они имели
богословско-богослужебное значение — израильтяне через священнодействия
перекладывали свои грехи на козла как священно-обрядовое животное.
Об этом сказано в книге Левит из Пятикнижия Моисея: «Возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16: 21–22).
По закону Моисея, в день очищения, когда израильтяне каялись и пребывали в строгом посте, первосвященник ставил перед Господом двух козлов и бросал жребий. Одного козла он приносил, по жребию, в очистительную жертву за свои грехи и за грехи израильтян, закалывая его. А на другого козла, также по жребию, возлагал руки, громко исповедовал все грехи народа израильского, совершенные за год, и отпускал его со специальным человеком в труднодоступную пустынную местность.
Таким образом, с богословской точки зрения, первосвященник надеялся, что с изгнанием козла отпущения, понесшего на себе грехи израильтян, их грехи более не повторятся.
Об этом сказано в книге Левит из Пятикнижия Моисея: «Возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16: 21–22).
По закону Моисея, в день очищения, когда израильтяне каялись и пребывали в строгом посте, первосвященник ставил перед Господом двух козлов и бросал жребий. Одного козла он приносил, по жребию, в очистительную жертву за свои грехи и за грехи израильтян, закалывая его. А на другого козла, также по жребию, возлагал руки, громко исповедовал все грехи народа израильского, совершенные за год, и отпускал его со специальным человеком в труднодоступную пустынную местность.
Таким образом, с богословской точки зрения, первосвященник надеялся, что с изгнанием козла отпущения, понесшего на себе грехи израильтян, их грехи более не повторятся.
Виктор Науменко
Комментариев нет:
Отправить комментарий