Два
года назад позвонила по объявлению: потребовалась помощь двухлетнему мальчику,
который находился на лечении в Охматдете. Мое знакомство с Темой началось за
неделю до его дня рождения. В два года он весил всего 6700. Ребята-волонтеры
установили график дежурств и каждый день приходили к нему в больницу. Они
кормили, гуляли, купали (лето было очень жаркое), учили говорить этого славного
мальчугана.
Когда ему сделали сложнейшую операцию, волонтеры круглосуточно были с ним. Теме изготовили корсет, позволяющий ему ползать, но сидеть и ходить сам мальчик не может. Потом Господь послал ему прекрасную женщину Ирину, которая и стала второй мамой (скорее бабушкой) нашему парню. Сначала она провела с ним долгие месяцы в больнице, затем в санатории в Пуще-Водице.
Когда его окончательно выписали, Ирина отвезла мальчика к себе домой, в маленький городок в Днепропетровской области. Темка начал говорить, петь песни, набрал вес. Но периодически им звонят из Охматдета и просят приехать на консультацию. Как-то, разговаривая с Ириной по телефону, я узнала, что они опять находятся в родной больнице (хотя как можно назвать больницу родной?).
Спросила, как они доехали. Ирина ответила, что нормально — на второй полке. «Кто на второй полке ехал?» — переспросила я. «Мы с Темой…» Оказалось, что билетов на нижние места не было, поэтому Ирина купила билет на верхнее место в плацкартном вагоне. Подойдя к проводнику, попросила помочь с кем-то поменяться на нижнее место. Но проводница сказала, чтобы она договаривалась сама. Ирина просила, чтобы кто-то уступил им место, но никто из пассажиров не захотел с ней меняться. Я стала считать, что нижних мест в купе 18, плюс девять боковых. Итого 27 нижних мест.
Когда ему сделали сложнейшую операцию, волонтеры круглосуточно были с ним. Теме изготовили корсет, позволяющий ему ползать, но сидеть и ходить сам мальчик не может. Потом Господь послал ему прекрасную женщину Ирину, которая и стала второй мамой (скорее бабушкой) нашему парню. Сначала она провела с ним долгие месяцы в больнице, затем в санатории в Пуще-Водице.
Когда его окончательно выписали, Ирина отвезла мальчика к себе домой, в маленький городок в Днепропетровской области. Темка начал говорить, петь песни, набрал вес. Но периодически им звонят из Охматдета и просят приехать на консультацию. Как-то, разговаривая с Ириной по телефону, я узнала, что они опять находятся в родной больнице (хотя как можно назвать больницу родной?).
Спросила, как они доехали. Ирина ответила, что нормально — на второй полке. «Кто на второй полке ехал?» — переспросила я. «Мы с Темой…» Оказалось, что билетов на нижние места не было, поэтому Ирина купила билет на верхнее место в плацкартном вагоне. Подойдя к проводнику, попросила помочь с кем-то поменяться на нижнее место. Но проводница сказала, чтобы она договаривалась сама. Ирина просила, чтобы кто-то уступил им место, но никто из пассажиров не захотел с ней меняться. Я стала считать, что нижних мест в купе 18, плюс девять боковых. Итого 27 нижних мест.
27
людей, видя пожилую женщину с ребенком-инвалидом (не видеть это мог только
слепой, поскольку Тема в корсете, и ноги у него висят как плети), не уступили
своего места, и она полезла с ним на вторую полку.
…Может
в этом вагоне ехали все слепые или инвалиды, и они просто не могли уступить
место? Нет, в этом вагоне ехали в Киев наши здоровые соотечественники, если не
родные и близкие люди, то наверняка какие-то знакомые, и они всю ночь спокойно
спали…
***
Довелось
мне недавно провожать знакомых, уезжающих в Крым. Поезд Киев – Севастополь
отправлялся в 18:40. Занеся вещи в вагон, мы вышли на перрон немного поговорить.
Рядом с нами стояла группа ребят, провожающих девушку-инвалида. Уже оставалось
немного времени до отправления поезда, и они аккуратно подняли коляску в вагон
и отвезли девушку в купе. Мы же еще стояли на перроне и увидели, как проводница
вдруг быстро стала ходить по вагону вперед-назад.
Тут она спустилась и подошла к нам. Чуть не плача, поинтересовалась, какие у нас места. Услышав, что у нас есть нижнее место, спросила, уступим ли мы его девушке-инвалиду. Знакомые согласились. Вы бы видели, как обрадовалась проводница! До этого она прошла по вагону и просила всех пассажиров поменяться с девушкой местами — и никто из них не согласился. Ее соседями по купе была семейная пара с ребенком лет 13-ти.
У них было два нижних места, но они не уступили ни одно из них девушке, которая не может даже стоять, не говоря о том, чтобы забраться на верхнюю полку. Этих родителей я бы точно лишила родительских прав, чтобы своим равнодушием и жестокосердием не разлагали собственного ребенка. Но ведь и все остальные люди, кто ехал на верхних полках, молчали и никак не отреагировали, чтобы изменить ситуацию.
Тут она спустилась и подошла к нам. Чуть не плача, поинтересовалась, какие у нас места. Услышав, что у нас есть нижнее место, спросила, уступим ли мы его девушке-инвалиду. Знакомые согласились. Вы бы видели, как обрадовалась проводница! До этого она прошла по вагону и просила всех пассажиров поменяться с девушкой местами — и никто из них не согласился. Ее соседями по купе была семейная пара с ребенком лет 13-ти.
У них было два нижних места, но они не уступили ни одно из них девушке, которая не может даже стоять, не говоря о том, чтобы забраться на верхнюю полку. Этих родителей я бы точно лишила родительских прав, чтобы своим равнодушием и жестокосердием не разлагали собственного ребенка. Но ведь и все остальные люди, кто ехал на верхних полках, молчали и никак не отреагировали, чтобы изменить ситуацию.
Поезд
уже начал отправляться, и все еще не пришедшая в себя проводница горько сказала:
«Как люди могут так поступать? Ведь с каждым из нас подобное может случиться. Все
мы под Богом ходим!».
Две
очень похожие истории о человеческом безразличии: «Моя хата с краю, я ничего не
знаю». Что заставляет нас закрывать глаза и быть совсем безучастными к чужому
горю?
В
первом рассказе оказалось 27 равнодушных людей, во втором — 17. В первом случае
вообще никто не уступил место, во втором хоть один человек проявил
человечность. И то слава Богу!
Алина Недашковская
У
МИЛОСЕРДИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЫЧНОГО ФОРМАТА
Каждый
из нас хоть раз в жизни сталкивался с черствостью: и в других, и в себе. Только
в других она заметна быстрее, а вот свою — можно оправдать. Для этого находится
ряд отговорок: «почему именно я?!», «не стану ли жертвой обманщика?», «каждому
свое», «меня хотят использовать», «я вчера уже помог» и пр.
Одна
мама вспоминала, что никогда не откликалась на просьбы стать донором крови для
онкобольных детей. Потом, спустя годы, не получалось в считанные часы найти
донора для больного тяжелой лейкемией сына. Она в отчаянии хватала прохожих за
руки, ошарашивая их вопросом: «Какая у вас группа крови?». И за каждой спиной испуганно
убегающего человека видела себя — ту беззаботную женщину, которая прошла мимо чужой
беды...
Нет,
конечно, мы можем быть милосердны, но не просто так. Милосердием покупаются
самодовольство и эксклюзивная признательность именно «спасенного» нами
человека. Многие поэтому долго ищут для милостыни бедствующего пенсионера или
малообеспеченную семью. Просто поделиться не интересно и тщеславие не
удовлетворяет.
А
старец Паисий Святогорец советует искать таких просителей, которые не будут
благодарить. На вопрос — «подаю ли я милостыню?» — есть соблазн вспомнить строй
«профессиональных» нищих у входа в храм или монастырь, брошенную мелкую купюру
и чувство удовлетворения от сделанного.
Однако
у милосердия не может быть привычного формата. Милосердие — это хлеб для
одинокой соседки и поездка в приют, визит к загрустившей бабушке и целевой сбор
средств для нуждающихся, телефонный звонок унывающему и боль в утомленных ногах
ради женщины с младенцем в троллейбусе.
Господь
чаще застает наше сердце врасплох, когда мы не подготовились, не настроились творить
добро. Ведь самое трудное в милостыне — приходится открыть для кого-то наше личное
пространство, например накормить путешествующего в своем доме, побеждая страх
быть обворованным; при виде инвалидной коляски напомнить себе — «и мое здоровье
и благополучие условно»; посвятить свой выходной участию в благотворительной
ярмарке.
Настоящее
милосердие, которое введет нас в Царство Небесное, может стать частью нашей жизни,
как в притче о Страшном Суде (см.: Мф. 25: 31-46). Поначалу оно дается с
душевным усилием, преодолением лени и сердечного холода, а потом становится
радостной привычкой, готовностью на отклик.
Протоиерей Иоанн Тронько
ВНОСИТЬ
СВОЮ МАЛУЮ ЛЕПТУ
Наверное,
логическим выводом к историям, изложенным автором, была бы мысль: «Оттого что нехристи,
оттого и равнодушные». Однако я сама воспитываю тяжело больного ребенка,
поэтому в моем окружении десятки мам, рассказывающих истории о том, как в православных
храмах к ним подходят люди и говорят: «Выйдите из храма с вашим ребенком, он
бесноватый» или «Вам лучше посещать другой приход».
Иногда случается, что диакон, глядя на маму с 5–10-летним ребенком-инвалидом на руках, стоящей в очереди к Причастию, пропускает вперед здоровых детей, а на ее просьбу пропустить отвечает: «Что вы размахиваете своим ребенком, как красным знаменем». И сами здоровые дети, и их родители не всегда считают нужным пропустить ребенка-инвалида к Чаше.
Иногда случается, что диакон, глядя на маму с 5–10-летним ребенком-инвалидом на руках, стоящей в очереди к Причастию, пропускает вперед здоровых детей, а на ее просьбу пропустить отвечает: «Что вы размахиваете своим ребенком, как красным знаменем». И сами здоровые дети, и их родители не всегда считают нужным пропустить ребенка-инвалида к Чаше.
Равнодушие
ли это? Думаю, больше. Очень частая реакция на инвалидов в нашем обществе — прямая
или скрытая агрессия. Как-то, когда моя дочь была еще маленькой, я решила
проехать с ней в коляске (ребенок не ходит) маршруткой — и чуть не выпала из автобуса,
который тронулся не дождавшись нашей посадки.
Вокруг стояли и сидели люди, и никто не подал руки. Я недоуменно спросила стоящих вокруг: «Почему же вы мне даже руки не подали?». И услышала в ответ: «Сиди дома со своим ребенком». Проезжая мимо храма, бросившая эту реплику женщина усердно крестилась…
Вокруг стояли и сидели люди, и никто не подал руки. Я недоуменно спросила стоящих вокруг: «Почему же вы мне даже руки не подали?». И услышала в ответ: «Сиди дома со своим ребенком». Проезжая мимо храма, бросившая эту реплику женщина усердно крестилась…
А
вопрос о том, почему в большинстве наших храмов нет пандусов у лестниц, многие
годы бередит ум не одного инвалида. Поэтому я не думаю, что все отзывчивые люди
— православные, а поступающие по-другому — нет. Задумаемся, что такое равнодушие?
Это отнюдь не спокойствие души или отсутствие реакции и эмоциональной включенности. Если разобраться, то «Моя хата с краю» = «Это меня не касается» = «Я не хочу, чтобы это меня касалось» = «Если это меня коснется, это будет невыносимо». Поэтому равнодушие в таком случае — защита. Защита от того, что доставляет невыносимую боль и невозможность ее пережить.
Это отнюдь не спокойствие души или отсутствие реакции и эмоциональной включенности. Если разобраться, то «Моя хата с краю» = «Это меня не касается» = «Я не хочу, чтобы это меня касалось» = «Если это меня коснется, это будет невыносимо». Поэтому равнодушие в таком случае — защита. Защита от того, что доставляет невыносимую боль и невозможность ее пережить.
Агрессия
в данных случаях — защита от нежелания чувствовать страх или душевную боль. Все
это — следствие глубокой и укоренившейся духовной безграмотности. Есть и
нежелание расставаться с комфортом. Так что реакция как раз есть, но она носит
агрессивный и защитный характер. В противоположность таким людям волонтеры как
раз люди подготовленные.
В американских школах, например, к особым детям приставляют волонтеров, и они возят их на уроки. Но перед этим волонтер приходит в класс и показывает одноклассникам фильм про больного ребенка. Там рассказывается о причинах его болезни, его характере, особенностях. Так дети узнают и принимают нового участника учебного процесса.
В американских школах, например, к особым детям приставляют волонтеров, и они возят их на уроки. Но перед этим волонтер приходит в класс и показывает одноклассникам фильм про больного ребенка. Там рассказывается о причинах его болезни, его характере, особенностях. Так дети узнают и принимают нового участника учебного процесса.
Однажды
со мной произошла следующая история. Во время занятий с дочерью я серьезно повредила
спину и, возвращаясь домой в маршрутке, сидела, с трудом превозмогая боль. И
тут зашла очень пожилая, еле стоящая на ногах женщина. Я чувствовала, что у
меня просто нет физических сил уступить ей место. А вокруг тишина. Благо вскоре
нашелся желающий.
Или
вот… Как-то спешила в пенсионный фонд и по дороге увидела взрослую женщину на
инвалидной коляске. Она пыталась проехать по тротуару, но там были припаркованы
машины. Попросила меня помочь ей съехать с высокого бордюра на дорогу. Я
помогла и почувствовала, что повредила спину. Для себя решила, что больше так
делать не буду…
Как
выходить из подобных ситуаций? Вопрос остается открытым. Помню совет одного физиотерапевта,
данный мне и многим родителям с больными детьми: «Ухаживая за больным ребенком,
родители сами не должны становиться инвалидами». Работа с инвалидами — процесс,
отнимающий много сил.
Если у кого-то эти силы есть — духовные, физические, интеллектуальные — и человек готов ими поделиться — прекрасно. Что касается тех, у кого таких сил нет… Мы не вправе их судить. Им тоже нужна наша помощь. Святитель Филарет Московский считал: «Надобно желать доброго дела; но когда оно не от нас зависит и не делается, не возмущаться против не делающих, а просить помощи от Бога и предавать в волю Его то, что от нас не зависит».
Если у кого-то эти силы есть — духовные, физические, интеллектуальные — и человек готов ими поделиться — прекрасно. Что касается тех, у кого таких сил нет… Мы не вправе их судить. Им тоже нужна наша помощь. Святитель Филарет Московский считал: «Надобно желать доброго дела; но когда оно не от нас зависит и не делается, не возмущаться против не делающих, а просить помощи от Бога и предавать в волю Его то, что от нас не зависит».
Подобные
письма и материалы должны появляться, как и любая социальная реклама на эту тему.
Это помогает преодолеть примитивные страхи и незнание. Ведь, если каждый из нас
внесет свою малую лепту, может получиться неплохой результат.
Психолог Анастасия Бондарук
Комментариев нет:
Отправить комментарий