Летописи
повествуют о нем как о старце «добродетельном, учительном, знающем Священное
Писание». Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру — Андрей, был уроженцем
Новгородской земли и прославил Господа в те времена, когда Русская земля
озарилась светом богоугодной жизни преподобного Сергия Радонежского. Андрей с
раннего возраста проявил стремление к подвижничеству, и когда настало время
найти опытного наставника, то обратился к настоятелю обители во имя Пресвятой
Троицы — игумену Сергию.
Последний постриг юношу в монашество с именем Афанасий, в честь преподобного Афанасия Великого. Излюбленным послушанием праведника стало книгописание. Изложение на письме богословских истин о Пресвятой Троице и духовном делании, открытых миру преподобным Сергием, а также переводческая деятельность стали делом всей жизни святого Афанасия.
В 1374 г. на праведника было возложено новое послушание. По просьбе Серпуховского князя Владимира Храброго Сергий Радонежский благословил своему любимому ученику возглавить в вотчине правителя строительство новой обители в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Когда работы были завершены, Афанасий стал настоятелем монастыря, который разместился недалеко от города Серпухова, на высоком берегу реки Нары.
Отсюда обитель получила название Высокой или Высоцкой, а ее первый игумен стал именоваться Афанасием Высоцким. Многие русские подвижники прошли здесь высокую школу иночества. Образ жизни монахов был настолько аскетичным, что некоторые не выдерживали и покидали монастырь. Именно сюда Сергий Радонежский направил своего будущего преемника преподобного Никона для пострига в монашество и наставления в иноческом подвиге.
Последний постриг юношу в монашество с именем Афанасий, в честь преподобного Афанасия Великого. Излюбленным послушанием праведника стало книгописание. Изложение на письме богословских истин о Пресвятой Троице и духовном делании, открытых миру преподобным Сергием, а также переводческая деятельность стали делом всей жизни святого Афанасия.
В 1374 г. на праведника было возложено новое послушание. По просьбе Серпуховского князя Владимира Храброго Сергий Радонежский благословил своему любимому ученику возглавить в вотчине правителя строительство новой обители в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Когда работы были завершены, Афанасий стал настоятелем монастыря, который разместился недалеко от города Серпухова, на высоком берегу реки Нары.
Отсюда обитель получила название Высокой или Высоцкой, а ее первый игумен стал именоваться Афанасием Высоцким. Многие русские подвижники прошли здесь высокую школу иночества. Образ жизни монахов был настолько аскетичным, что некоторые не выдерживали и покидали монастырь. Именно сюда Сергий Радонежский направил своего будущего преемника преподобного Никона для пострига в монашество и наставления в иноческом подвиге.
В
1378 г., после смерти святителя Алексия, на Русь прибыл новый митрополит —
святитель Киприан. Однако Московский князь Димитрий Донской не принял
поставленного в Константинополе первоиерарха, т. к. настаивал на рукоположении
в митрополичий сан своего духовника — Михаила (Митяя). Киприан оказался в
непростом положении, но вскоре получил поддержку Сергия Радонежского и Афанасия
Высоцкого.
Святитель часто ездил в Новый Рим для участия в заседаниях синода, касающихся церковного управления на Руси. В одну из таких поездок он взял с собой святого Афанасия, который благословил нести послушание настоятеля монастыря преподобному Афанасию Младшему. Почти 20 лет, до самой кончины, Высоцкий игумен провел в столице Византии, поселившись в монастыре Иоанна Предтечи, где занялся своим любимым делом — переписыванием книг и переводами лучших творений святых отцов.
Между книгописными мастерскими Константинополя и Серпухова завязались тесные отношения. На Русь пришли высокие образцы византийского искусства книжной миниатюры и графики. За все время пребывания в Новом Риме Афанасий прислал в Серпухов около десяти лучших по исполнению византийских икон. Не случайно именно в Серпухов преподобный Никон направил на обучение иконописному делу преподобного Андрея Рублева. Незадолго до смерти (около 1401 г.) святой Афанасий переписал (а возможно, и сам перевел) известный на Руси устав под названием «Око церковное». Точная дата кончины Божия угодника не известна. Полное житие Афанасия Серпуховского появилось на свет в 1697 г.
Святитель часто ездил в Новый Рим для участия в заседаниях синода, касающихся церковного управления на Руси. В одну из таких поездок он взял с собой святого Афанасия, который благословил нести послушание настоятеля монастыря преподобному Афанасию Младшему. Почти 20 лет, до самой кончины, Высоцкий игумен провел в столице Византии, поселившись в монастыре Иоанна Предтечи, где занялся своим любимым делом — переписыванием книг и переводами лучших творений святых отцов.
Между книгописными мастерскими Константинополя и Серпухова завязались тесные отношения. На Русь пришли высокие образцы византийского искусства книжной миниатюры и графики. За все время пребывания в Новом Риме Афанасий прислал в Серпухов около десяти лучших по исполнению византийских икон. Не случайно именно в Серпухов преподобный Никон направил на обучение иконописному делу преподобного Андрея Рублева. Незадолго до смерти (около 1401 г.) святой Афанасий переписал (а возможно, и сам перевел) известный на Руси устав под названием «Око церковное». Точная дата кончины Божия угодника не известна. Полное житие Афанасия Серпуховского появилось на свет в 1697 г.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий