03 октября 2012

НОСИТЕЛЬ ПРАВДЫ. Преподобный Афанасий Серпуховской (день памяти — 25 сентября по н. ст.)

Летописи повествуют о нем как о старце «добродетельном, учительном, знающем Священное Писание». Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру — Андрей, был уроженцем Новгородской земли и прославил Господа в те времена, когда Русская земля озарилась светом богоугодной жизни преподобного Сергия Радонежского. Андрей с раннего возраста проявил стремление к подвижничеству, и когда настало время найти опытного наставника, то обратился к настоятелю обители во имя Пресвятой Троицы — игумену Сергию.

Последний постриг юношу в монашество с именем Афанасий, в честь преподобного Афанасия Великого. Излюбленным послушанием праведника стало книгописание. Изложение на письме богословских истин о Пресвятой Троице и духовном делании, открытых миру преподобным Сергием, а также переводческая деятельность стали делом всей жизни святого Афанасия. 

В 1374 г. на праведника было возложено новое послушание. По просьбе Серпуховского князя Владимира Храброго Сергий Радонежский благословил своему любимому ученику возглавить в вотчине правителя строительство новой обители в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Когда работы были завершены, Афанасий стал настоятелем монастыря, который разместился недалеко от города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. 

Отсюда обитель получила название Высокой или Высоцкой, а ее первый игумен стал именоваться Афанасием Высоцким. Многие русские подвижники прошли здесь высокую школу иночества. Образ жизни монахов был настолько аскетичным, что некоторые не выдерживали и покидали монастырь. Именно сюда Сергий Радонежский направил своего будущего преемника преподобного Никона для пострига в монашество и наставления в иноческом подвиге.

В 1378 г., после смерти святителя Алексия, на Русь прибыл новый митрополит — святитель Киприан. Однако Московский князь Димитрий Донской не принял поставленного в Константинополе первоиерарха, т. к. настаивал на рукоположении в митрополичий сан своего духовника — Михаила (Митяя). Киприан оказался в непростом положении, но вскоре получил поддержку Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. 

Святитель часто ездил в Новый Рим для участия в заседаниях синода, касающихся церковного управления на Руси. В одну из таких поездок он взял с собой святого Афанасия, который благословил нести послушание настоятеля монастыря преподобному Афанасию Младшему. Почти 20 лет, до самой кончины, Высоцкий игумен провел в столице Византии, поселившись в монастыре Иоанна Предтечи, где занялся своим любимым делом — переписыванием книг и переводами лучших творений святых отцов. 

Между книгописными мастерскими Константинополя и Серпухова завязались тесные отношения. На Русь пришли высокие образцы византийского искусства книжной миниатюры и графики. За все время пребывания в Новом Риме Афанасий прислал в Серпухов около десяти лучших по исполнению византийских икон. Не случайно именно в Серпухов преподобный Никон направил на обучение иконописному делу преподобного Андрея Рублева. Незадолго до смерти (около 1401 г.) святой Афанасий переписал (а возможно, и сам перевел) известный на Руси устав под названием «Око церковное». Точная дата кончины Божия угодника не известна. Полное житие Афанасия Серпуховского появилось на свет в 1697 г.

Подготовил Андрей Гор

Комментариев нет:

Отправить комментарий