«В
женском естестве мужескую крепость имела еси...» — так восхваляет Церковь
святую Анну Кашинскую за ее духовную стойкость. Вся светская жизнь праведницы
была наполнена таким количеством страданий, как будто служила одной-единственной
цели — подготовить избранницу Божию к принятию монашества.
Правнучка
святого благоверного князя Василия Ростовского, княгиня Анна вышла замуж в 1294
г. Ее избранником стал великий князь Михаил Тверской. В том же году сердцу юной
княгини пришлось перенести первое испытание: скончался ее отец — князь Василий
Ростовский. Через два года в великокняжеском тереме произошел пожар, а все
имущество сгорело дотла. После этого сильно заболел молодой муж княгини.
Прошло
еще немного времени, и у княжеской четы скончался первый ребенок — дочь
Феодора. А в 1317 г. началась изматывающая борьба Михаила Тверского за первенство
с Московским княжеством. Через год праведница проводила в Золотую Орду своего
супруга, которому уже не суждено было вернуться: князь был зверски замучен
татарами.
В
1325 г. там же, в Орде, погиб старший сын Анны, князь Дмитрий Грозные Очи,
который в гневе убил виновника гибели своего отца — Московского князя Юрия. В
ответ татарский хан приказал казнить Дмитрия. Поступок хана вызвал негодование
жителей Тверского княжества, и они восстали.
Реакция
татар была молниеносной: карательный отряд огнем и мечом прошел по земле
тверян, многие из которых были либо убиты, либо угнаны в рабство. Через полтора
десятилетия на праведницу обрушилось новое испытание: в Орде погибли второй ее
сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы, а затем разняли их тела по
суставам.
Последние
события окончательно привели благоверную княгиню к решению принять монашество.
Сначала Анна подвизалась в обителях Твери, а затем, по просьбе младшего сына
Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь в г. Кашин, где
провела последний год своей жизни. Незадолго до смерти (1368) святая приняла схиму
и была похоронена в монастырском храме в честь Успения Божией Матери.
Прошли
века, и народное почитание подвижницы несколько поутихло. Дело дошло до того,
что к гробнице Божией угодницы стали относиться с пренебрежением. Вновь о подвигах
благоверной княгини вспомнили в 1611 г. Этому помогло явление святой Анны благочестивому
клирику г. Кашина.
О
чудесах, происходивших у мощей праведницы, стало известно царю Алексею Михайловичу
и патриарху Никону. В 1649 г. на Московском Соборе было принято решение открыть
мощи княгини, а в следующем году, в присутствии царя, их торжественно перенесли
в соборную Воскресенскую церковь.
Однако
на этом история почитания праведницы не закончилась. В 1677 г. Малый церковный собор
в Москве, а затем и Собор 1678–1679 гг. приняли решение не почитать Анну как
святую, ее житие и молитвы к ней считать ложными, а приделы и храмы, освященные
в ее имя, переименовать. К такому беспрецедентному решению священноначалие
Русской Церкви подтолкнул тот факт, что Божия угодница стала духовным символом
старообрядцев, которые были преданы анафеме.
Почитание
благоверной княгини было восстановлено только в 1908 г. Целых 230 лет народная
память хранила крепкую веру в святость Анны Кашинской. В 1910 г. в Санкт-Петербурге
был освящен первый храм во имя этой Божией угодницы.
Подготовил Андрей Гор
Комментариев нет:
Отправить комментарий