17 октября 2012

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ОРЕХАНОВ: «КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО»

С проректором Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Георгием Орехановым мы познакомились на Успенских чтениях-2012. Сфера его научных интересов — церковная история и русская литература. Поэтому доклад отца Георгия на конференции был посвящен известному русскому писателю и философу Константину Леонтьеву.

Кандидат исторических наук, доктор церковной истории протоиерей Георгий Ореханов в кулуарах конференции рассказал о том, какую литературу нужно читать православным, почему Церковь остро нуждается в образованной молодежи и как противостоять вызовам современного атеизма.

— Отец Георгий, как Вы оцениваете тот факт, что в этом году «Книгой года» в России признали сборник архимандрита Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы»?
— Думаю, что это выдающаяся книга, сам прочитал ее дважды. Удивительно и то, что я и со своими детьми полностью прочитал ее от корки до корки. А моему старшему сыну в этом году исполняется 19 лет, и вроде бы ему должно быть это не очень интересно, но он слушал. Замечательно, что у нас появляются книги, написанные с такой любовью — и к Псково-Печерскому монастырю, и к старцам, и к отцу Иоанну (Крестьянкину).

— Но ведь это только одна книга. А каков, по Вашему мнению, общий уровень современной православной литературы?
— Понимаете, сила слова отца Тихона (Шевкунова) в том, что он не навязывает никому своих взглядов и с огромной любовью пишет о том, чему предан сердцем. Когда православные авторы именно так поступают в своей жизни и творчестве, это становится убедительным и для окружающих. Даже явления им чуждые, таким образом, становятся для них ближе. Поэтому главное, что мы должны помнить — нельзя заниматься пропагандой религии. Доверие бывает лишь к тому, что человек любит и что для него близко.

Я бы мог назвать тех писателей, которые, с моей точки зрения, очень убедительно доносят до читателя религиозные истины. Например, мне сразу в голову приходит имя Алексея Николаевича Варлаамова. Есть у нас и другие хорошие авторы. Но было бы здорово, если бы их было больше. И очень важно, чтобы больше появлялось хорошей литературы для детей.

— А как Вы относитесь к светской литературе, эксплуатирующей религиозную тематику?
— Скорее всего эти авторы именно эксплуатируют религиозную тематику. Тот же Виктор Пелевин, например, или Борис Акунин. А если говорить в общем, то мы просто захлебываемся в литературном ширпотребе.

— Чтобы отсеять подобные книги, в Русской Православной Церкви с недавних пор существует обязательное рецензирование православной литературы. Но как же быть со светской литературой религиозного характера?
— Единственный способ эффективного решения подобных проблем — это общественные дискуссии. Высококвалифицированные специалисты в этих вопросах должны по телевидению и в печати объяснять, какая литература имеет подлинно духовный характер, какие книги являются действительно серьезной литературой на книжном рынке, а какие, с этой точки зрения, являются подделкой. Но таких специалистов тоже надо воспитывать.

— Эпоха постмодерна заставляет Церковь искать адекватные ответы на вызовы нового атеизма. Как противостоять антихристианским тенденциям современного мира и реагировать на учащающиеся провокации?
— Совсем недавно мы были свидетелями многих печальных эпизодов, происшедших в наших странах. И мы видели, что информационная борьба, возникшая в связи с этими случаями, часто заканчивается не в нашу пользу. Первое, на что бы я обратил внимание в связи с этим — нам нужно специально готовить кадры для такой борьбы, если мы не хотим оказаться в каких-то виртуальных пещерах и там отсиживаться. Это должны быть профессиональные журналисты, философы, культурологи, теологи. Это должны быть люди, которые будут говорить с обществом, с интеллигенцией на одном языке и очень профессионально отстаивать церковную, христианскую позицию.

— Вы учитываете эту потребность при подготовке кадров в Вашем вузе?
— В Свято-Тихоновском гуманитарном университете в настоящий момент функционирует десять факультетов, причем последний, который мы открыли, — это математический. Мы вдруг осознали, что Церкви очень нужны математики. Ведь сейчас весьма актуальны проблемы защиты информации, работы с базами данных. А что говорить об историках, педагогах, которых мы готовим? Например, в школах России вводятся основы православной культуры. Кто будет этот предмет преподавать? Нужны квалифицированные кадры. И в этом призван помочь наш педагогический факультет. У нас представлены практически все гуманитарные специальности. Такой наш вклад в решение этой проблемы.

— Москве посчастливилось иметь сразу несколько православных университетов. К сожалению, в Киеве до сих пор нет ни одного. Что нужно сделать Церкви и православной общественности, чтобы такой вуз появился?
— Здесь нужно учитывать многие юридические аспекты украинского государства, потому что православный вуз — это учреждение, которое должно быть зарегистрировано и аккредитовано. Но самое главное — должна быть мощная инициатива священников и мирян, чтобы государство видело, что это не какая-то заумная идея, что есть реальные люди, которые этого хотят, и их много. И тогда уже все должно проходить без конфликтов на правовом поле. Но это движение должно быть обязательно.

Собственно говоря, многие вузы именно так и возникали. Появлялась группа людей, считавших, что это для них очень важно. Так появились многие протестантские вузы. Конечно, очень важно, чтобы государство эту инициативу поддержало и увидело, что этот вуз будет готовить кадры для всей страны, дорожа национальными интересами. Кроме того, это должно делаться профессионально, поэтому, опять-таки, необходимы квалифицированные кадры.

— Хорошее образование невозможно без чтения классической литературы. Тем не менее среди верующих можно услышать мнение о том, что светская литература не полезна для православных. Насколько обосновано такое утверждение?
— Мой любимый писатель — Чарльз Диккенс, я в каком-то смысле вырос на нем. Поэтому такой вопрос никогда не стоял ни для меня, ни для моих детей. У меня их четверо, и мы с ними уже дважды прочитали «Посмертные записки Пиквикского клуба». Моя любимая книга стала их любимой книгой.

Критикам светской литературы нужно объяснять, что Церковь существует не для того, чтобы избавиться от всего, что ее окружает, а для того, чтобы это все привести ко Христу. Многие классические русские и европейские писатели помогают человеку прийти к Богу. Помогают, потому что и Пушкин, и Достоевский, и даже Чехов поднимают в своих книгах глубокие проблемы. Читая этих писателей, человек начинает задумываться о Боге и о вере. Так что если правильно к этому чтению отнестись, оно для нас будет огромной помощью. От этой литературы нельзя отмахиваться, ею нужно рассудительно пользоваться. Это наше национальное богатство, это наше золото.

Беседовал Олег Карпенко
Фото: pravmir.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий