«Правда
ли, что при рождении человека Господь дает ему судьбу?»
Татьяна
Отвечает
протоиерей Игорь Рябко:
—
Церковь отрицает учение о фатализме, т. е. веру в неотвратимость судьбы. Если
бы Господь заранее распланировал жизнь человека и все, что в ней должно
произойти, то какой смысл было бы давать заповеди, увещевать, говорить о
необходимости молитвы, которая предполагает изменение какого-то хода событий?
Бог дал человеку бесценный дар — свободу выбора, и человек сам строит свою судьбу, исходя из того, что выбирает в этой жизни. С другой стороны, по отношению к каждому человеку есть Промысл Божий, когда Бог-Любовь устраивает человеческие судьбы.
Бог дал человеку бесценный дар — свободу выбора, и человек сам строит свою судьбу, исходя из того, что выбирает в этой жизни. С другой стороны, по отношению к каждому человеку есть Промысл Божий, когда Бог-Любовь устраивает человеческие судьбы.
Вопрос
о том, каким образом соотносятся между собой Промысл Божий и свобода нашего выбора,
является одним из самых сложных в богословии и не имеет четкого и определенного
ответа.
Это
связано с тем, что мы не можем логически осмыслить и вывести «закономерную»
формулу того, как Бог промышляет о человеке. Понимание этого выходит за пределы
и возможности человеческого разума. Преподобный Антоний Великий, думая над этим
вопросом, был остановлен Ангелом, который сказал, что подобные размышления
являются душевредными для подвижника.
Можно
предположить, что Промысл Божий о человеке идет не впереди, а позади нашего
свободного выбора. Иначе говоря, первичен наш выбор, а «вторичны» реакция Бога
на наш выбор и Его промышление о нас. Учитывая, что Бог заранее знает, какой выбор
мы совершим, вопрос о соотношении свободы и Промысла является неразрешимым в
пределах нашего понимания и земной истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий