По
сообщению Ипполита Римского и Евсевия Кесарийского христианство на территории
между Дунаем и Черным морем, заселенные тогда племенами даков, гетов, сарматов
и карпов, было принесено апостолом Андреем Первозванным. В 106 г. Дакия была
покорена римским императором Траяном и обращена в римскую провинцию.
После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная.
После этого христианство стало активно распространяться к северу от Дуная.
Письменные
и археологические памятники свидетельствуют о гонениях, которые претерпевали
христиане на этих территориях. В отличие от других народов у молдаван не было единовременного
массового Крещения. Распространение христианства шло постепенно.
В
IV в. на карпато-дунайских территориях уже существовала церковная организация. По
свидетельству Филострогия, на Первом Вселенском Соборе присутствовал епископ
Феофил, власти которого подчинялись христиане «Гетской страны». На Втором,
Третьем и Четвертом Вселенских Соборах присутствовали епископы из г. Томы (ныне
— Констанца).
До
V в. Дакия входила в состав Сирмийской архиепископии, подлежавшей юрисдикции
Рима. После разрушения Сирмии гуннами (V в.) Дакия перешла в ведение Солунского
архиепископа, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. В VIII в. император
Лев Исаврянин окончательно подчинил Дакию власти Константинопольского патриарха.
Становление государственности затянулось из-за постоянных набегов на эту
территорию различных кочевых племен.
В
конце III в. сюда вторглись готы и гепиды, в IV–VI вв. — гунны и авары. С VI в.
здесь стали селиться славяне. С IX в. в междуречье Прута и Днестра проживали
славянские племена уличей и тиверцев. В V в., по словам Константина
Багрянородного, некоторые из римлян, переправившись через р. Дунай, нашли здесь
бесчисленный народ славянский; в VI в., по свидетельству готского историка Иордана,
от Днестра по берегам черноморским до Дуная жили анты, а в 582 г. аварский хан Баян
также нашел тут селения славянские.
Перед
началом христианизации Киевской Руси, по словам летописца Нестора, славяне
«седяху» по Днестру и «приседяху Дунаеви» до самого моря в этой стране, которую
греки звали «Скифь». С X в. эти земли вошли в сферу влияния Киевской Руси.
Однако вторжения половцев и печенегов привели к исчезновению здесь славянского
населения к концу XII в.
В
XIII — начале XIV в. Молдова находилась под властью монголо-татар. В первой
половине XIV в. монголо-татарское иго было свергнуто, и в 1359 г. возникло
независимое Молдавское княжество во главе с воеводой Богданом. В состав этого
княжества вошла также Буковина. По причине многочисленных вторжений и долгого отсутствия
национальной государственности молдаване вплоть до XIV в. не имели своей церковной
организации. Богослужение здесь совершали священники, приходившие из сопредельных
Галицких земель.
После
основания Молдавского княжества к концу XIV в. была учреждена отдельная
Молдавская митрополия в составе Константинопольского Патриархата (впервые упомянута
в 1386 г.). Молодому Молдавскому государству пришлось отстаивать свою независимость
в борьбе с поляками, венграми и турками.
В
1456 г. молдавские господари признали вассальную зависимость от турецкого
султана. Молдова, как и Валахия, до начала XVI в. сохраняла право выбора своих господарей.
С начала же XVI в. они стали назначаться султаном. Несмотря на зависимость от
Османской империи, положение Церкви в Валахии и Молдове было намного лучше, чем
в сопредельных землях.
При
покровительстве местных господарей здесь сохранялась полная свобода
богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать
церковные соборы. С 1716 г. воеводами в Валахию и Молдову стали назначать
греков-фанариотов. Начался процесс эллинизации, затронувший не только
государство, но и Церковь.
Епископами
в Валахскую и Молдавскую митрополии назначались этнические греки, богослужение
совершалось на греческом языке. Началась активная эмиграция греков в Валахию и
Молдову. Во второй половине XVIII в. Валахский митрополит был признан первым по
чести среди иерархии Константинопольской Патриархии, а в 1776 г. ему был
пожалован почетный титул наместника Кесарии Каппадокийской — исторической
кафедры, которую в IV в. возглавлял святитель Василий Великий.
В
результате русско- турецких войн второй половины XVIII в. Россия получила право
покровительства православным румынам и молдаванам. В 1789 г., во время второй
русско-турецкой войны, Святейшим Синодом Русской Православной Церкви была учреждена
Молдо-Валахийская экзархия, местоблюстителем которой 22 декабря того же года
был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Арсений
(Серебренников).
В
1792 г. митрополитом Молдо-Валахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и
Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони). В 1812 г. по Бухарестскому
договору в состав России вошла Бессарабия (земли между реками Прут и Днестр),
на остальной территории Молдовы и Валахии была восстановлена власть фанариотов.
Из православных приходов Бессарабии, оказавшихся на территории Российской империи,
была образована Кишиневская епархия.
21
августа 1813 г. ее возглавил Гавриил (Банулеско-Бодони) с титулом митрополита
Кишиневского и Хотинского. Молдо-Валахийская экзархия окончательно была упразднена
30 марта 1821 г. Епархия просуществовала до 1917 г., когда в результате
революции в России эти земли отошли к Румынии, а церковной юрисдикцией стала
обладать Румынская Патриархия.
В
1944 г., после освобождения Румынии и по договоренностям между двумя Церквами,
эти территории вновь стали относиться к Русской Православной Церкви. Ныне
Православная Церковь Молдовы включает шесть епархий: Кишиневскую, Тираспольскую
и Дубоссарскую, Кагульскую и Комратскую, Единецкую и Бричанскую, Унгенскую и
Ниспоренскую, Бельцкую и Фэлештскую.
Подготовила Елена Головина
Комментариев нет:
Отправить комментарий