Советский
период принес Церкви не только разрушения, но и более полутора тысяч
канонизированных святых мучеников за веру. Однако почему о них подчас ничего не
знают даже верующие люди и как относиться к спорам вокруг их канонизации — об
этом мы решили спросить у протоиерея Николая Доненко, автора нескольких книг о
новомучениках, члена Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по
канонизации святых.
Отец Николай редко появляется на публике, чаще всего он занят исторической работой или своим священническим служением. Нам удалось пообщаться с ним на богословской конференции «Бердянские чтения», прошедшей в Украине 30–31 августа 2011 г.
Отец Николай редко появляется на публике, чаще всего он занят исторической работой или своим священническим служением. Нам удалось пообщаться с ним на богословской конференции «Бердянские чтения», прошедшей в Украине 30–31 августа 2011 г.
—
Отец Николай, чем для себя вы объясняете отсутствие широкого почитания
новомучеников даже среди верующих людей?
—
Все просто: им нет места в обществе потребления, даже среди «верующих
потребителей». Увы, люди сегодня все воспринимают как товар — святую воду,
Божию благодать, помощь святых. Любая святость, любая культура, любое искусство
измеряется деньгами. Тебе предлагается что угодно — бои без правил, конкурс
красоты, японская кухня, все виды конфессий и любые таинства. Для потребителя
сделают все, что он захочет: хотите, монаха вызовем для духовной беседы,
хотите, закажем вам тайский массаж.
Подвиг
новомучеников в полной мере, к сожалению, не востребован. А ведь это — школа
жизни и спасения, это лучшие педагоги нашей истории, представившие живой
пример, как нам жить и умирать в экстремальных условиях, показавшие всей своей
жизнью и смертью, как сохранить верность Христу. Но, к сожалению, как мы видим,
часто акценты смещаются, и в лице мучеников и исповедников люди видят не
столько подвиг веры и верности Христу и Его Церкви, сколько то, чем они могут
быть им полезны в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Например, святитель Лука, великий архиерей, всей своей жизнью исповедовавший Христа, порой привлекает людей не блистательным примером верности и стояния в Истине, а тем, что он — врач и, стало быть, может исцелить. Да, может. И исцеляет. Но главное все же в его жизни, ставшей уже житием, — это безукоризненное исповедание православной веры, самоотверженная борьба за каноническую Церковь. И вот за этот подвиг, я в этом убежден, Господь наделил его даром исцеления и чудотворения.
Например, святитель Лука, великий архиерей, всей своей жизнью исповедовавший Христа, порой привлекает людей не блистательным примером верности и стояния в Истине, а тем, что он — врач и, стало быть, может исцелить. Да, может. И исцеляет. Но главное все же в его жизни, ставшей уже житием, — это безукоризненное исповедание православной веры, самоотверженная борьба за каноническую Церковь. И вот за этот подвиг, я в этом убежден, Господь наделил его даром исцеления и чудотворения.
—
Парадокс, но среди новых святых есть прямые оппоненты тогдашнего патриаршего
Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), считавшего, что лучше
пойти на компромисс с советской властью, но сохранить церковную организацию.
Кто в таком случае прав — митрополит Сергий или его оппоненты, канонизированные
Церковью?
—
Любая полемика внутри Церкви — это позитив. Вспомните, даже апостол Павел
говорит, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между
вами искусные» (1 Кор. 11: 19). Мы все находимся в одном пространстве, но у нас
могут быть разные точки зрения. Потому что есть что-то большее, что нас
объединяет и не дает нам выйти за церковную ограду.
Ведь и среди тех, кто остался с митрополитом Сергием, тоже есть новомученики. Например, священномученик Анатолий, митрополит Одесский, священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, священномученик Аркадий, епископ Бежецкий, и многие другие. Это аскеты, богословы, оставшиеся верными Христу до конца. Кстати, до своего заключения священномученик Анатолий состоял в Синоде, который возглавлял митрополит Сергий (Страгородский).
Любое противопоставление привлекает внимание, на определенном этапе помогает понять происходящее, но более подробное изучение истории раскрывает нюансы и выявляет подробности, которые помогают нам избежать излишней категоричности.
Ведь и среди тех, кто остался с митрополитом Сергием, тоже есть новомученики. Например, священномученик Анатолий, митрополит Одесский, священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, священномученик Аркадий, епископ Бежецкий, и многие другие. Это аскеты, богословы, оставшиеся верными Христу до конца. Кстати, до своего заключения священномученик Анатолий состоял в Синоде, который возглавлял митрополит Сергий (Страгородский).
Любое противопоставление привлекает внимание, на определенном этапе помогает понять происходящее, но более подробное изучение истории раскрывает нюансы и выявляет подробности, которые помогают нам избежать излишней категоричности.
—
Некоторых репрессированных священнослужителей не канонизируют из-за того, что в
их следственных делах сказано, что они признали себя виновными или отреклись от
веры. Однако следователи НКВД не отличались чистоплотностью в ведении дел и
вполне могли очернить честного человека, чтобы выслужиться перед начальством.
Можем ли мы доверять этим документам?
—
Можем. Объясню почему. О мучениках мы узнаем из актов гонителей. Древние
мартирологии составлены именно на основе таких актов. Для христиан было важно,
как мученичество зафиксировано у гонителей: принесли ли мученики жертву
языческим богам или не принесли. И для гонителей важно было зафиксировать, что
они смогли сделать с той или иной жертвой. Если ко всем источникам относиться с
такой подозрительностью, то почему мы можем верить другим источникам? Например,
что священнослужитель, или епископ, или монах вел себя на допросах
безукоризненно. Может, это была какая-то внутриведомственная игра с
таинственными целями и непрозрачными задачами? Другими словами, такая подозрительность
очень опасна.
—
Но ведь так было не всегда. Есть случаи, когда следователи подделывали-таки
протоколы.
—
Были подобные факты. Некоторые особо предприимчивые следователи не вызывали
заключенного, а сами писали вопросы и ответы, а потом подделывали подпись. Я
находил такие дела, а также и те дела, которые заводились на самих
следователей, нарушивших социалистическую законность, где они признавались в
таких подлогах. Но даже при этих оговорках нельзя забывать, что позиция
исповедника и мученика всегда очевидна.
Один из примеров — новомученики Бердянска. После долгих пыток священномученик Виктор Киранов сломался и дал признательные показания. Вернувшись в камеру, он понял, что произошло, и раскаялся. То же самое происходит и со священномучеником Михаилом Богословским. И они пишут заявление, в котором утверждают: все показания были выбиты, следствие велось под давлением. Дело идет на повторное расследование. В итоге их осудили, но гораздо позже, чем собирались следователи.
Один из примеров — новомученики Бердянска. После долгих пыток священномученик Виктор Киранов сломался и дал признательные показания. Вернувшись в камеру, он понял, что произошло, и раскаялся. То же самое происходит и со священномучеником Михаилом Богословским. И они пишут заявление, в котором утверждают: все показания были выбиты, следствие велось под давлением. Дело идет на повторное расследование. В итоге их осудили, но гораздо позже, чем собирались следователи.
Нечто
подобное было и в жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В протоколах одного
из его допросов он заявляет что-то вроде того, что «я дам завтра показания о
своей антисоветской деятельности, о своих контрреволюционных взглядах, о тех
людях, с которыми я общался на эту тему». Но дальше в уголовном деле никаких
подобных текстов не встречается. Я стал более подробно сравнивать даты.
Оказалось, что после этого его признания ему заменили следователя. Ответ
очевиден: святитель Лука пришел в камеру, он понял, что произошло, и отрекся от
сказанного под давлением.
Да,
действительно, человек слаб, человек может падать. Вопрос лишь в том, встанет
ли он после падения. Очевидно, что после этого у святителя Луки состоялся какой-то
темпераментный разговор, и следователя заменили. И больше исповедник никогда не
шел на поводу у гонителей.
Есть
и другие примеры. Выдающийся архиерей Русской Православной Церкви архиепископ
Феодор (Поздеевский), который долгое время был одним из главных борцов с
обновленцами, после ареста очень изменился. По допросам видно, что его
«продавливали» по каждому вопросу, и постепенно, сантиметр за сантиметром, он
уступает следователям НКВД. Болезненно, трудно, но уступает, пока окончательно
не сдается…
До
правды всегда можно докопаться. Для этого нужно анализировать документы и
реконструировать события. Иногда, конечно, нужна будет и графологическая
экспертиза. Но все это можно сделать, и это делается.
—
Отец Николай, а Вы сами ощущали когда-нибудь заступничество тех, о ком пишете?
И что может дать современному человеку почитание этих святых?
—
Вы знаете, если бы не помощь этих святых, я бы вообще не смог заниматься такой
трудоемкой и достаточно хлопотной работой. Потому что сам знаю точно, что я —
человек грешный и отчаянно нуждаюсь в помощи святого.
Почитание
святых делает человека причастным Церкви как мистическому Телу Христову. Ведь
святость — это призыв ко всем нам. «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:
45), — говорит Господь. «Стяжите Дух Святой», — учил преподобный Серафим
Саровский. Святые дают нам пример, как воплощать эти заповеди. Кроме того, они
— наши помощники и покровители на пути к Небесному Царству.
Беседовали Влад Головин,
Дмитрий Марченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий