В
Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике к визиту
Святейшего Патриарха Кирилла откроется выставка, посвященная легендарному
кресту Сергия Радонежского.
Этот
крест стал символом благословения преподобного на победу православного воинства
над ордынскими захватчиками.
В
1240 г., во время нашествия хана Батыя, пал Киев. Земли Древней Руси оказались
под монголо-татарским игом. Почти полтора века славянские народы не могли
подняться на освободительную борьбу против Золотой Орды. В 1380 г. это удалось
сделать князю Дмитрию Донскому.
Благословенный
крест Сергия Радонежского является свидетелем тех исторических событий. На
ручке креста сохранилась надпись: «Симъ крестомъ благословил преподобный игумен
Сергий князя Димитрія на погана царя Мамая и рек: Симъ побеждай врага. В лето
(год) АТП (1380) Августа КЗ (27) дня».
Никоновская
летопись сообщает, что перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской пришел за
благословением в Сергиев монастырь, и преподобный Сергий Радонежский дважды
благословил его, вдохновляя на борьбу за свержение ига ордынских ханов.
Преподобный
вначале благословил лично князя после совместной трапезы в монастыре. Второй
раз он благословил Дмитрия Донского, двух иноков, которые шли на битву, а также
князей, бояр, воевод, пришедших за благословением в Сергиев монастырь перед
походом на Мамая.
На
войну против Золотой Орды выступило большинство русских земель. Князь Московский
Дмитрий Донской возглавил объединенное славянское войско.
8
сентября 1380 г. войска Золотой Орды были разгромлены на поле Куликовом, а сам
Мамай бежал.
Эта
блестящая победа имела огромное значение в жизни всего славянского народа, ведь
она развенчала ложное представление о непобедимости ордынцев.
Несмотря
на то что Куликовская битва еще не привела к полному освобождению от
«проклятого ига», но она нанесла тяжелейший удар по Золотой Орде и усилила роль
Московского княжества в объединении русских земель в их борьбе за независимость
от ордынских ханов.
Лишь
в 1478 г. Русь перестала платить дань Орде. Осенью 1480 г., после битвы на р.
Угре, было свергнуто более чем двухвековое ордынское иго.
В
годы царствования Ивана IV Грозного серьезной преградой для развития торговли
со странами Средней Азии, Кавказа и Сибири было Казанское ханство — часть
бывшей Золотой Орды. Оно осуществляло грабительские набеги на русские земли и
постоянно захватывало в плен славянское население.
В
1552 г., после тщательной подготовки, войско во главе с Иваном Грозным подошло
к Казани и начало осаду города. В Казанский поход царь взял крест Сергия
Радонежского как благословение преподобного на битву с потомками ордынцев.
Летопись
сообщает: «И как государь вышел на луг против города (Казани) и велел государь
хоругви христианские развертети, спречь знамена, на их образ Господа нашего
Іісуса Христа нерукотворенній, а поверх водружен животворящий крест, иже был у
прародителя его Государя нашего достохвального князя Димитрія на Дону».
Царь
Иван Грозный украсил деревянный благословенный крест преподобного Сергия
Радонежского серебряным окладом фряжской (швейцарской) работы и
славяно-русскими накладными бляхами с изображением Распятия.
В
1612 г., в Cмутное время, оклад креста был поврежден. Позже крест Сергия
Радонежского оказался на юге России, а в ХIХ в. он находился в коллекции
французского инженера Траншера.
В 1874 г. Траншер продал свою коллекцию за три тысячи рублей бывшему городскому голове Киева Павлу Павловичу Демидову, который принял титул князя Сан-Донато, пожалованный ему итальянским королем. Демидов перевез коллекцию и крест Сергия Радонежского в Италию.
В 1885 г. он продал княжество Сан-Донато вместе со всем имуществом. Коллекцию церковной старины и крест преподобного Сергия Радонежского приобрел местный католический монастырь.
Жена
П. П. Демидова — Елена Петровна Демидова, княжна Сан-Донато, — переживала, что
православные реликвии находятся в руках католических монахов. Она выкупила эти
святыни и передала их в декабре 1888 г. в Церковно-археологический музей при
Киевской духовной академии, сопровождая их формальной дарственной записью.
Крест
преподобного Сергия Радонежского вызвал восхищение и огромный интерес среди
членов Церковно-археологического общества. В то же время возникло
предположение, что надпись на кресте фальсифицирована.
В
1889 г. в присутствии великого князя Петра Михайловича ученые А. В. Прахов и Н.
И. Петров провели исследование креста Сергия Радонежского. Они сняли серебряный
оклад креста, а на нем обнаружили печать мастера Мюллера, которую эксперты
датировали концом ХVI в.
Исследователи
пришли к выводу, что благословенный крест появился не позднее царствования
Ивана Грозного.
Профессор
Киевской духовной академии В. З. Завитневич в 1888 и 1890 гг. подготовил два
реферата, где собрал все летописные и письменные сведения о кресте, которым
Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского. Завитневич пришел к
выводу, что поступивший в Церковно-археологический музей благословенный крест
может быть подлинным.
Крест
преподобного Сергия Радонежского с 20-х гг. ХХ в. хранится в фондах
Киево-Печерского заповедника. Во время Великой Отечественной войны он был
эвакуирован в Уфу, а в 1947 г. вновь возвращен в фонды Заповедника.
В
1987 г. крест преподобного Сергия Радонежского был отреставрирован в Центре
реставрации и экспертизы Национального Киево-Печерского заповедника
реставратором И. Игуменовым. Такова история этой реликвии.
Благословенный
крест преподобного Сергия Радонежского является символом доблести, чести и
славы славянского воинства.
Увидеть
эту святыню Вы сможете на выставке, которая откроется 25 июля в Успенском
соборе Киево-Печерской Лавры.
Алла Бартош,
заведующая сектором
научно-исследовательского
отдела истории КПЛ
Национального Киево-Печерского
историко-культурного заповедника
Комментариев нет:
Отправить комментарий