До
1712 г. в этом районе располагался Вознесенский женский монастырь. Последней
игуменией монастыря была Магдалина Мазепина — мать гетмана Ивана Мазепы. Однако
при Петре І монастырь упразднили, а инокинь перевели во Флоровский монастырь на
Подоле…
ОСНОВАНИЕ
ОБЩИНЫ
Учредительницей
Свято-Введенской женской общины (а потом и монастыря) на Печерске является
Матрона Александровна Егорова. Она была замужем за капитаном И. Егоровым, который
погиб во время Крымской войны 1853–1856 гг. Матрона Егорова также принимала
участие в Крымской кампании, получила ранение, трудилась в госпитале
Севастополя.
С
1856 г. проживала в Киеве. В 70‑х годах XIX в., благодаря
поддержке митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольського) и митрополита
Киевского и Галицкого Филофея (Успенского), она получила разрешение на создание
женской общины, которая была официально утверждена указом от 4 марта 1878 г.,
подписанным императором Александром ІІ.
За
свою подвижническую деятельность М. Егорова снискала большое уважение. Незадолго
до смерти (9 марта 1878 г.) в Санкт-Петербурге она приняла монашеский постриг с
именем Димитра.
13 марта была временно похоронена в «палатке» при Федоровской церкви Александро-Невской Лавры. 8 августа 1887 г. ее тело было перевезено в Киев и положено в погребальном храме основанной ею общины. В память об основательнице обители дважды в году — 9 / 22 марта и 26 октября / 8 ноября — в этой церкви совершались торжественные службы в присутствии церковных иерархов. В 1960 г., после закрытия монастыря, ее останки были перезахоронены на Зверинецком кладбище. 21 августа 1996 г. мощи монахини Димитры были перенесены в восстановленный храм и положены в беломраморный саркофаг.
13 марта была временно похоронена в «палатке» при Федоровской церкви Александро-Невской Лавры. 8 августа 1887 г. ее тело было перевезено в Киев и положено в погребальном храме основанной ею общины. В память об основательнице обители дважды в году — 9 / 22 марта и 26 октября / 8 ноября — в этой церкви совершались торжественные службы в присутствии церковных иерархов. В 1960 г., после закрытия монастыря, ее останки были перезахоронены на Зверинецком кладбище. 21 августа 1996 г. мощи монахини Димитры были перенесены в восстановленный храм и положены в беломраморный саркофаг.
Для
создания религиозной общины М. Егорова приобрела несколько сопредельных усадеб,
в которых должны были разместиться насельницы общины и вспомогательные службы. Среди
усадеб, расположенных в этом районе, были: дом вдовы протоиерея О. Ремизовой и
жены чиновника Г. Проценковой; усадьба с домом и садом надворного советника Я.
Язева; усадьба купчихи С. Станковой и московского купца Г. Смирнова; дом
поручика М. Голубовского (позднее особняк войта Рыбальского).
Большую
помощь для развития общины Матрона Егорова получила от митрополита Киевского и
Галицкого Филофея (Успенского) еще во времена его пребывания на Киевской кафедре.
После перевода на Санкт-Петербургскую кафедру он не только духовно окормлял общину,
но и поддерживал ее материально.
Площадь
территории, которая принадлежала общине, составляла около 2390 квадратных саженей.
На улицах Московской и Рыбальской расположились ее дома с флигелями. Община находилась
неподалеку от Киево-Печерской крепости, и в связи с этим возникли трудности со
строительством церкви. Военное ведомство выдвинуло условие, согласно которому
не допускалось сооружение капитальных зданий на расстоянии пушечного выстрела
от крепости. Поэтому храм построили в краеугольной части реконструированного
особняка войта Рыбальского.
СТАНОВЛЕНИЕ
Община
продолжала расширяться и строиться. Дома были приспособлены под келии для
сестер, госпиталь, трапезную, швейную мастерскую и хозяйственные службы. Богослужение
совершалось каждый день строго по церковному уставу. Основательница хотела, чтобы
община стала центром духовного просвещения и благочестия. Сама М. Егорова свято
чтила и соблюдала монашеские обеты, служила нуждающимся, обездоленным и
больным. В скором времени после смерти М. Егоровой, начальницей
Свято-Введенской религиозной женской общины была назначена монахиня Евфалия (Лебедева).
В
1880–1890-е гг. общиной проводились масштабные строительные работы. Положение укрепляли
пожертвования от жителей Киева и других городов. Среди благотворителей была и
учредительница Покровского женского монастыря в Киеве, великая княгиня Александра
Петровна (Романова).
В
1880–1881 гг. возведен трехэтажный кирпичный дом, в котором разместились просфорня,
хлебная, амбар, кухня, трапезная и келии. К его западной стороне был пристроен двухэтажный
кирпичный корпус. Здесь содержались баня, дворницкая, кучерская и конюшня.
С.
Девицкая, дворянка Полтавской губернии, на свои средства соорудила для общины двухэтажный
кирпичный флигель на улице Московской (1882). На первом этаже размещались:
больница для монахинь, аптека, комната для прислуги; на втором жили начальницы общины
и игумении монастыря. По проекту архитектора В. Николаева возведена
трехъярусная надвратная колокольня в неорусском стиле (снесена в 1930-е гг.), увенчанная
шатровым куполом с маковкой и крестом (1882). Так был оформлен въезд в усадьбу
со стороны улицы Рыбальской. В первом ярусе колокольни находились въездные
ворота, а также часовня. При реставрации в 1892 г. мастера киевской фирмы
братьев Шатровых украсили ее.
А
во дворе вдоль улицы Рыбальской, по благословению Киевского митрополита, соорудили
галерею, которая со временем была застроена. Военный инженер А. Середа
надстроил второй этаж над флигелем на улице Московской — в нем разместилась
монастырская гостиница для богомольцев (1885). В 1891 г. община приобрела у
дворянки Т. Навроцкой усадьбу (на улице Резницкой) с двухэтажным кирпичным домом
(не сохранился). На то время общине принадлежали восемь кирпичных и деревянных
домов, а также большой фруктовый сад. Количество монахинь, послушниц и опекаемых
составляло более 110 лиц.
30
апреля / 13 мая 1901 г. согласно Указу Святейшего Синода община была
преобразована во Свято-Введенский женский монастырь, который возглавила игумения
Клеопатра (Пономарева). С первого дня открытия монастыря здесь ежедневно звучал
звон колоколов, извещавший киевлян о начале богослужения. Храм был всегда
заполнен верующими. Мать игумения в праздничные и торжественные дни лично
встречала гостей в монастырской трапезной. Кушали в то время деревянными
ложками из деревянных чашек. В церкви всегда работали книжная и иконная лавки,
и верующие, приобретая духовные книги, находили в них слова утешения и
наставления.
При
обители была открыта церковноприходская школа, в которой имели возможность бесплатно
учиться до 50 девушек. Во время революции 1917 г. школа была передана в ведение
городского общественного правления, а в одной из ее комнат потом содержалось
начальное училище. Территория обители тогда состояла из четырех связанных между
собой дворов, но один участок на улице Резницкой не имел общих границ с площадью
монастыря.
ВРЕМЕНА
ИСПЫТАНИЙ
После
октябрьского переворота для монастыря настали трагические времена. 28 января 1930
г. президиум Киевского горсовета постановил выселить лиц нетрудовых категорий
из национализированных домов, в том числе и из Свято-Введенского женского
монастыря. Так были выселены 142 монахини.
После
закрытия монастыря колокольня была разобрана, другие здания заняты под общежитие
и различные учреждения (1934). В 1937 г. на месте бывшего монастырского сада на
улице Рыбальской построено здание средней школы и музыкального училища.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
В
ноябре 1941 г. обитель восстановила свою деятельность. После освобождения
города от немецких оккупантов монахини работали в организованном здесь военном
госпитале. В 1961 г. монастырь был закрыт вторично. Помещение передали Печерской
районной больнице и другим организациям.
В
1990-х гг. здесь начал действовать филиал Музея истории г. Киева. Было
восстановлено здание, в котором находилась церковноприходская школа. В 1992 г.
монастырский храм на улице Московской возвратили Украинской Православной Церкви,
и с 15 июня 1992 г. в нем стали совершать богослужения.
Икона Божией Матери «Призри на смирение». Свято-Введенский мужской монастырь, г. Киев |
23
ноября / 6 декабря 1996 г. обитель была преобразована во Введенский мужской
монастырь. Его святыней стала чудотворная икона Божией Матери «Призри на
смирение». Эта икона XIX в. — список с одноименной чудотворной псковской иконы 1420
г., празднование которой совершается 29 сентября.
Во
Введенский храм икону передала схимонахиня Феодора, хранившая ее 55 лет. А 1
августа 1993 г. лик Богородицы с Младенцем чудесным образом отпечатался на
стекле, которое прикрывало икону и не затрагивало ее.
НЕМНОГО
ИСТОРИИ
Комплекс
зданий монастыря не приобрел черт единого ансамбля, присущих старинным
монастырям, поскольку формировался в пределах жилого квартала и в сложных
условиях. В него вошли разные по стилю здания, не объединенные общим композиционным
замыслом. Значительную историко-архитектурную ценность имеют два сооружения:
главный дом — особняк киевского войта Рыбальского на улице Московской и
прибыльный дом на той же улице, приобретенные учредительницей Свято-Введенской
общины М. Егоровой.
Между
1876 и 1879 г. была осуществлена перестройка дома с устройством (вместо зала)
церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь была освящена 14
ноября 1878 г. митрополитом Киевским и Галицким Филофеем (Успенским). К тому
времени монументальной живописью был оформлен только свод храма. Украшением
церкви был позолоченный иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге мастером И.
Пошехоновым.
(Петербургские
мастера писали и иконы для храма.) Кроме Царских врат иконостас имел шесть секций,
отделенных одна от другой столбами, которые поддерживали тонкий орнаментный антаблемент.
Над Царскими вратами с подковообразным завершением был установлен картуш сложного
силуэта с изображением «Тайной Вечери». Царские врата были оформлены скромнее,
их створки имели два небольших живописных изображения Архангела Гавриила и
Богоматери. Нынешний иконостас храма был создан в 1992 г. и выполнен в русском
стиле.
В
храме находятся Богородичные иконы «Призри на смирение», «Одигитрия» и др.
Стены украшают росписи с изображениями угодников Божиих: царя Давида, Иоанна
Крестителя, Алексия, Михаила и Константина, апостолов Варнавы, Варфоломея и
Андрея Первозванного, пророков Исаии, Ионы и Илии. Внутри церковь украшена
гипсовыми рельефами с изображениями Христа и Богоматери, а также святого Вонифатия.
РЕСТАВРАЦИЯ
МОНАСТЫРЯ
В
1999 г. главное помещение храма было несколько перепланировано согласно
разработанному проекту реставрации, которым предусмотрено и восстановление
колокольни. Храм оформлен в стиле классицизма. Композиционным акцентом сооружения
является краеугольный объем церкви-ротонды, перекрытой куполом с маковкой и
золоченым крестом. В обрамлении бывшего дома войта Рыбальского прослеживаются некоторые
архитектурные черты старой Киево-Печерской крепости. Здание кирпичное,
двухэтажное. Внутри гранитные ступеньки ведут в подземную часть — усыпальницу
монахини Димитры (М. Егоровой) и одновременно храм во имя великомученика
Димитрия Солунского.
Высоко
на стене, над ступеньками, вмонтирована мраморная плита с позолоченной
надписью, указывающей имя и годы жизни основательницы общины. К зданию
прилегают келейные помещения. Входы в дом — со стороны двора, а также со
стороны улицы Рыбальской. В здании также расположены служебные помещения и
приемная монастыря.
Киевские
художники-реставраторы проводили работы по восстановлению живописи Введенского
храма. В главном храме написаны новые композиции. Осуществлен ремонт нижнего
храма, в котором разместили иконы. Дома, которые принадлежали монастырю, теперь
используют разные организации.
Современный
Введенский монастырь поддерживает добрую традицию: чудотворную икону Божией
Матери «Призри на смирение», по просьбе верующих и по благословению Священноначалия,
доставляют в епархии УПЦ для молитвенного поклонения, а в монастырь с той же
целью прибывают иные чудотворные иконы (Почаевская, Касперовская, Боянская и
др.). Дело, начатое Матроной Егоровой, продолжает жить. Монастырь, созданный
ею, выдержал множество трудностей, но, как и прежде, служит людям.
Лев Кудрявцев
Комментариев нет:
Отправить комментарий