В
2012 г. исполняется 20 лет со дня выхода в свет первого издания книги академика
Д. С. Лихачева «Русское искусство от древности до авангарда». По словам внучки
ученого Зинаиды Курбатовой, «Дмитрий Сергеевич Лихачев был великим книжником, и
у него была его любимая книга. Это — “Русское искусство. От древности до
авангарда”». Первоначально она была названа «Ответственность искусства».
В
книге, проникнутой, как и все труды Дмитрия Сергеевича, любовью и гордостью за
родную культуру, отразилась красота не только русского искусства во всей его
«вселенности», но и красота личности ее автора — православного христианина и
ученого.
Дмитрий
Лихачев родился 28 ноября 1906 г. — в самом начале ХХ в. — и умер за три месяца
до конца этого самого века — 30 сентября 1999 г. На его глазах возникла, а
затем распалась советская империя; он пережил две войны и октябрьский
переворот. Коренной петербуржец не только по рождению, но и по духу, «страж
национальной культуры» и «совесть нации» по общественному определению, он при
этом никогда не был диссидентом и свою гражданскую позицию проявлял редко.
В отношениях с властью и ее требованиями предпочитал искать «золотую середину», компромисс, иными словами. В последние два десятилетия ХХ в. подобное отношение назвали конформизмом и принялись критиковать ученого, забыв о двух крайне важных факторах для формирования внутренних принципов и внешнего самоконтроля Лихачева: лагеря и вера. Оба парадоксальным образом переплелись на его жизненном пути. Вера всегда была в душе Дмитрия Сергеевича, никогда не афишируемая, но глубоко хранимая. Однако даже для верующей души переживания, связанные с попаданием в Соловецкий лагерь особого назначения, оказались чрезвычайными.
В отношениях с властью и ее требованиями предпочитал искать «золотую середину», компромисс, иными словами. В последние два десятилетия ХХ в. подобное отношение назвали конформизмом и принялись критиковать ученого, забыв о двух крайне важных факторах для формирования внутренних принципов и внешнего самоконтроля Лихачева: лагеря и вера. Оба парадоксальным образом переплелись на его жизненном пути. Вера всегда была в душе Дмитрия Сергеевича, никогда не афишируемая, но глубоко хранимая. Однако даже для верующей души переживания, связанные с попаданием в Соловецкий лагерь особого назначения, оказались чрезвычайными.
«Чему
я научился на Соловках? Прежде всего, я понял, что каждый человек — человек».
Убеждение, пришедшее через угрозу жизни, физическое истощение и колоссальный
опыт сострадания: во время работы по организации трудовой колонии для подростков
Лихачев разыскивал и спасал беспризорников, «ходил, как пьяный, от их рассказов
о своей жизни, об их страданиях». Интерес к людям, умение их слушать и
чувствовать развивались и дальше — через лагеря проходили тысячи людей всех
профессий и сословий. «Опыт всего виденного создал во мне какое-то очень глубоко
залегшее спокойствие и душевное здоровье», — вспоминал ученый на склоне лет.
Из
лагерей Лихачев был освобожден в 1932 г., на полгода раньше срока, как ударник
строительства Беломорско-Балтийского канала. В родной Петербург-Ленинград
Дмитрий Сергеевич приехал во время очередной волны политических арестов. Чудом
избежав новых проблем и даже добившись, при содействии коллег, снятия
судимости, Лихачев работал корректором, потом редактором, параллельно интересуясь
и занимаясь наукой. Семь лет спустя в печати появляются первые работы ученого о
текстах и литературных памятниках Древней Руси.
Тематика исследований, можно было бы предположить, избрана с оглядкой на максимальную удаленность от политики и действительности, но развитие научного гения Дмитрия Сергеевича имело и более глубокие внутренние предусловия и пути, а содержание статей нередко оказывалось неуловимо связанным с происходящими вокруг ученого событиями.
Тематика исследований, можно было бы предположить, избрана с оглядкой на максимальную удаленность от политики и действительности, но развитие научного гения Дмитрия Сергеевича имело и более глубокие внутренние предусловия и пути, а содержание статей нередко оказывалось неуловимо связанным с происходящими вокруг ученого событиями.
*
* *
Интерес
к словесности проявился у Дмитрия Лихачева еще в ранней юности. В неполные 17
лет он начинает заниматься сразу в двух секциях отделения языкознания и
литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного
университета: романно-германской и славяно-русской. К концу обучения он
подготовил исследование о забытых и неизвестных ранее публикациях Николая Некрасова,
написал одну неофициальную, на материале малоизученных «Повестей о патриархе
Никоне», и одну официальную — «Шекспир в России в XVIII веке» — дипломные
работы. Именно в эти годы он увлекся изучением первоисточников.
Окончание
обучения совпало с арестом, но еще в качестве политического заключенного в
Сибири Лихачев публикует свою первую научную работу — «Картежные игры
уголовников». Ее неслучайность подтвердилась несколько лет спустя следующей работой
— «Черты первобытного примитивизма воровской речи». Но вернуться к любимым с
юности темам и полноценным научным исследованиям Дмитрий Сергеевич смог только
в конце 1930-х годов, работая в секторе древнерусской литературы Института
русской литературы Академии наук СССР. Редактируя посмертное издание трудов
академика А. А. Шахматова о русских летописных сводах, Лихачев начинает
увлеченно работать над древними летописями сам и уже в 1941 г. получает степень
кандидата филологических наук, а через шесть лет — степень доктора.
Научная
работа в блокадном Ленинграде и позже в эвакуации не была побегом от
реальности, наоборот, она дополняла реальность историческими параллелями и
аналогиями. Он пишет о рукописных и художественных памятниках периода татаро-монгольского
ига, о повестях, посвященных Куликовской битве, публикует книгу «Оборона древнерусских
городов». Еще одна из тем Лихачева 1940-х и начала 1950-х годов — время и
наследие Ивана Грозного, — неразрывно связанная с изучением Новгородских
летописей, но фигурирующая и самостоятельно. Литературные отражения, осмысления
и влияния переломных моментов и смутных времен в русской истории, видимо, особенно
интересовали ученого в эти годы.
Глубокая
и многолетняя работа над изучением «Слова о полку Игореве» не мешала нарастанию
новой тенденции в тематике статей Лихачева середины 1950-х годов — речь идет о
защите памятников древнего искусства, а также о систематизации и популяризации
древней литературы. Понимание людей, внимание к ним позволяли излагать научные
выводы простым и емким языком, писать интересно о сложном. А собственный накопленный
опыт исследований порождал желание делиться им для облегчения работы последующих
поколений ученых. Дмитрий Сергеевич все чаще публикует материалы о методах
изучения рукописей и текстов, содействует развитию книжной серии «Литературные
памятники», пишет энциклопедические статьи и предисловия к изданиям текстов.
После
пяти десятилетий расширяющейся тематической спирали работ Лихачева, охватывающей
все более широкие и интернациональные сферы славянской культуры и литературоведения,
ближе к 1990-м годам наступило время «собирать камни». Публикуются фундаментальные
научные работы, суммирующие весь опыт по изучению древних текстов, русского
искусства, по древнерусской и российской литературе, труды по филологии и
философии.
В
последние годы жизни ученого наряду с литературоведческими работами все чаще
стали появляться его статьи о нравственности, сохранении культуры внутренней и
наследственной. Ряд публикаций и выступлений носили характерное название
«Экология культуры». Подводя жизненные итоги, Лихачев пишет воспоминания и
размышления о развитии общества и страны. Но даже в них главенствует тема слова
как основного мостика связи между людьми: «Общая деградация нас как нации
сказалась на языке прежде всего. Без умения обратиться друг к другу мы теряем
себя как народ».
Впрочем,
имея на склоне лет огромный научный и личностный авторитет, Дмитрий Сергеевич,
тем не менее, и дальше придерживался равновесия в словах и действиях. Даже
самые важные убеждения и рассуждения он вплетал в общий поток мысли, стремясь
донести, но не навязать свое слово.
Екатерина Усачева
«ПОКА
ЖИВО ИСКУССТВО, В РУССКОМ НАРОДЕ ВСЕГДА БУДУТ СИЛЫ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО
САМООЧИЩЕНИЯ»
Чтобы
понять другого человека, надо увидеть в нем прежде всего хорошее. Плохое
разъединяет людей, хорошее же соединяет, позволяет увидеть в человеке человека.
Примерно
то же с искусством…
Нет
святости без подвига. Нет счастья без трудностей его достижения. Идти тысячи
верст: до Киева, до Соловков, плыть до Афона...
Я
назвал Киев в числе мест, куда брели русские паломники. И это я сделал не случайно.
Самая большая русская святыня была Киево-Печерская лавра. И украинцы могут
гордиться, что их город был с самого начала центром всей русской земли: будущей
Украины, Великороссии и Белоруссии. Думать иначе — узость, это значит снижать
значение Киева как мирового города…
Общие
судьбы связали наши культуры, наши представления о жизни, быте, красоте. В
былинах главными городами русской земли остаются Киев, Чернигов, Муром,
Карела... И о многом другом помнил и помнит народ в былинах и исторических
песнях. В сердце своем хранит красоту, над местной — еще какую-то надместную,
высокую, единую... И эти «идеи красоты» и духовной высоты — общие при всей
многоверстной разобщенности.
Да, разобщенности, но всегда взывавшей к соединению. А возникло это ощущение единства давно. Ведь в самой легенде о призвании трех братьев-варягов сказалось представление, как я давно доказываю, о братстве племен, ведших свои княжеские роды от родоначальников-братьев.
Да и кто призвал по летописной легенде варягов: русь, чудь (предки будущих эстонцев), словене, кривичи и весь (вепсы) — племена славянские и угрофинские, следовательно, по представлениям летописца XI века, эти племена жили единой жизнью. Были между собой связаны. А как ходили походами на Царьград? Опять-таки союзами племен. По летописному рассказу, Олег взял с собой в поход множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северцев, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев...
Да, разобщенности, но всегда взывавшей к соединению. А возникло это ощущение единства давно. Ведь в самой легенде о призвании трех братьев-варягов сказалось представление, как я давно доказываю, о братстве племен, ведших свои княжеские роды от родоначальников-братьев.
Да и кто призвал по летописной легенде варягов: русь, чудь (предки будущих эстонцев), словене, кривичи и весь (вепсы) — племена славянские и угрофинские, следовательно, по представлениям летописца XI века, эти племена жили единой жизнью. Были между собой связаны. А как ходили походами на Царьград? Опять-таки союзами племен. По летописному рассказу, Олег взял с собой в поход множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северцев, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев...
Русская
земля или, вернее, земля «Русьская», то есть вся — с будущей Украиной,
Белоруссией и Великороссией, — была сравнительно слабо населена. Население
страдало от этой вынужденной разобщенности, селилось преимущественно по
торговым путям — рекам, селилось деревнями, и все же не такими уж большими,
боялось окружающей неизвестности. Враги приходили «из невести», степь была
«страной незнаемой», западные соседи — «немцы», то есть народы «немые»,
говорящие на незнакомых языках.
Поэтому среди лесов, болот и степей люди стремились утвердить свое существование, подать знак о себе высокими строениями церквей как маяками, ставившимися на излучинах рек, на берегу озер, просто на холмах, чтоб их видно было издали. Нигде в мире нет такой любви к сверкающим золотом, издали видным куполам и маковкам церквей, к рассчитанному на широкие просторы <...> хоровому пению, к ярким краскам, контрастным зеленому цвету и выделяющимся на фоне белых снегов цветам народного искусства. «Цветам», то есть раскраскам цветов. Цветам, взятым из природы, согласующимся с ней, но и выделяющимся…
Поэтому среди лесов, болот и степей люди стремились утвердить свое существование, подать знак о себе высокими строениями церквей как маяками, ставившимися на излучинах рек, на берегу озер, просто на холмах, чтоб их видно было издали. Нигде в мире нет такой любви к сверкающим золотом, издали видным куполам и маковкам церквей, к рассчитанному на широкие просторы <...> хоровому пению, к ярким краскам, контрастным зеленому цвету и выделяющимся на фоне белых снегов цветам народного искусства. «Цветам», то есть раскраскам цветов. Цветам, взятым из природы, согласующимся с ней, но и выделяющимся…
…Есть
одна черта в русской культуре, которая явственно сказывается во всех ее
областях: это значение эстетического начала. «Аргумент красоты» сыграл первенствующую
роль при выборе веры Владимиром I Святославичем. Рассказ летописи о том
впечатлении, которое произвела на послов Владимира церковная служба в
константинопольском храме Софии, общеизвестен.
Именно это побуждало русских князей строить великолепные храмы во всех основных городах Руси: Киеве, Новгороде, Полоцке, Владимире, Суздале, Ростове, Пскове и т. д. Эстетические формы культуры не смогло полностью уничтожить даже чужеземное иго.
Именно это побуждало русских князей строить великолепные храмы во всех основных городах Руси: Киеве, Новгороде, Полоцке, Владимире, Суздале, Ростове, Пскове и т. д. Эстетические формы культуры не смогло полностью уничтожить даже чужеземное иго.
Из книги Д. С. Лихачева «Русское искусство. От
древности до авангарда».
Комментариев нет:
Отправить комментарий