Имя
Ярослава Мудрого известно не менее, чем имя его прославленного отца — святого
равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Уже сразу после своего
преставления в 1054 г. князь Ярослав, названный в Крещении Георгием, стал
почитаться в народе как святой.
Но,
в отличие от равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, как пишет известный
историк Церкви митрополит Макарий (Булгаков), относится к числу «тех угодников
Божиих, о которых достоверно известно, что они не были канонизированы ни
местной, ни общецерковной властью, но которые прославились богоугодной жизнью…
и благодатными явлениями и, вследствие этого, почитались верующим народом».
В первую половину своего правления Ярославу пришлось много воевать, защищая и объединяя русские земли. Но не войнами прославился великий князь Ярослав в отечественной истории. Заслуга святого князя Ярослава Мудрого перед Церковью и нашим народом состоит в том, что он стал достойным продолжателем равноапостольного Владимира в деле просвещения Руси светом Христовой истины. Время его правления ознаменовалось распространением православной веры по всей Русской земле, постройкой множества церквей и монастырей.
При Ярославе впервые на Киевскую кафедру был избран русич — митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати» (до этого митрополиты в Киев назначались только Патриархом Константинопольским и были греками). При нем были канонизированы и первые русские святые — страстотерпцы Борис и Глеб. Прославляя в «Слове о законе и благодати» равноапостольного князя Владимира, святитель Иларион воспевает и благословенные труды святого Ярослава: «Весьма добрым и верным свидетелем твоего благоверия служит сын твой Георгий (Ярослав), которого сотворил Господь преемником по тебе на престоле: он не нарушает твоих уставов, но утверждает; не уменьшает учреждений твоего благоверия, но еще распространяет; не искажает, но приводит в порядок; он недоконченное тобою окончил, как Соломон предприятия Давидовы».
«И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, — вторит святителю преподобный Нестор Летописец, — и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное» (перевод Д. Лихачева).
При Ярославе Мудром Киев стал фактически второй культурной столицей христианского мира после Константинополя. На территории Руси к XIII в. имелось уже несколько сотен названий книг, число которых достигало 140 тысяч. При нем на Руси появился церковный Устав, или Кормчая книга, — перевод византийского Номоканона. Ко времени правления Ярослава относится богато украшенное, с великолепными рисунками «Остромирово Евангелие», написанное для новгородского посадника Остромира. Ярославом Мудрым была учреждена и первая библиотека.
В первую половину своего правления Ярославу пришлось много воевать, защищая и объединяя русские земли. Но не войнами прославился великий князь Ярослав в отечественной истории. Заслуга святого князя Ярослава Мудрого перед Церковью и нашим народом состоит в том, что он стал достойным продолжателем равноапостольного Владимира в деле просвещения Руси светом Христовой истины. Время его правления ознаменовалось распространением православной веры по всей Русской земле, постройкой множества церквей и монастырей.
При Ярославе впервые на Киевскую кафедру был избран русич — митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати» (до этого митрополиты в Киев назначались только Патриархом Константинопольским и были греками). При нем были канонизированы и первые русские святые — страстотерпцы Борис и Глеб. Прославляя в «Слове о законе и благодати» равноапостольного князя Владимира, святитель Иларион воспевает и благословенные труды святого Ярослава: «Весьма добрым и верным свидетелем твоего благоверия служит сын твой Георгий (Ярослав), которого сотворил Господь преемником по тебе на престоле: он не нарушает твоих уставов, но утверждает; не уменьшает учреждений твоего благоверия, но еще распространяет; не искажает, но приводит в порядок; он недоконченное тобою окончил, как Соломон предприятия Давидовы».
«И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, — вторит святителю преподобный Нестор Летописец, — и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное» (перевод Д. Лихачева).
При Ярославе Мудром Киев стал фактически второй культурной столицей христианского мира после Константинополя. На территории Руси к XIII в. имелось уже несколько сотен названий книг, число которых достигало 140 тысяч. При нем на Руси появился церковный Устав, или Кормчая книга, — перевод византийского Номоканона. Ко времени правления Ярослава относится богато украшенное, с великолепными рисунками «Остромирово Евангелие», написанное для новгородского посадника Остромира. Ярославом Мудрым была учреждена и первая библиотека.
Одновременно
с распространением книг Ярослав заботился о распространении грамотности,
организовывал школы и училища для детей. Например, в Новгороде он устроил
училище для 300 мальчиков. Именно со времени Ярослава на Руси стал утверждаться
обычай обучать детей грамоте; с этой целью наиболее смышленых из них «собирали по
всей земле». Еще в самом начале своего правления (около 1016 г.) Ярослав
положил начало составлению первого писаного свода законов – «Русской Правды»,
облагородившей в христианском духе прежние законы и обычаи восточных славян.
Правление Ярослава Мудрого — время экономического процветания Руси. В 1037 г. князь Ярослав, освободив разоренный набегами Киев от печенегов, «заложил город великий», т. е. возродил величие столицы Древней Руси. По подобию Иерусалима в Киеве были построены Золотые врата, а по подобию Царьграда — Святая София. На Золотых вратах возвели храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, затем возле Святой Софии построили два монастыря — во имя святого Георгия и во имя святой Ирины. В 1051 г. в Киеве был заложен Киево-Печерский монастырь, ставший на века средоточием духовной жизни всей Руси.
Ярослав Мудрый построил немало храмов не только в Киеве, но и в других городах и весях своего обширного государства, даже самых отдаленных, как, например, в Чудской стороне, где он основал город Юрьев (ныне эстонский город Тарту) с храмом во имя своего небесного покровителя, святого великомученика Георгия Победоносца. Количество монастырей и храмов на Руси неуклонно росло, в одном Киеве тогда насчитывалось до 400 церквей.
Великий князь Ярослав скончался 76 лет от роду в Вышгороде на руках своего любимого сына Всеволода, горько оплакиваемый народом. Похоронен он был в Киеве в Софийском соборе. Перед смертью Ярослав собрал своих детей и наказал: «Любите друг друга... Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов, которую они приобрели трудом своим великим».
Правление Ярослава Мудрого — время экономического процветания Руси. В 1037 г. князь Ярослав, освободив разоренный набегами Киев от печенегов, «заложил город великий», т. е. возродил величие столицы Древней Руси. По подобию Иерусалима в Киеве были построены Золотые врата, а по подобию Царьграда — Святая София. На Золотых вратах возвели храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, затем возле Святой Софии построили два монастыря — во имя святого Георгия и во имя святой Ирины. В 1051 г. в Киеве был заложен Киево-Печерский монастырь, ставший на века средоточием духовной жизни всей Руси.
Ярослав Мудрый построил немало храмов не только в Киеве, но и в других городах и весях своего обширного государства, даже самых отдаленных, как, например, в Чудской стороне, где он основал город Юрьев (ныне эстонский город Тарту) с храмом во имя своего небесного покровителя, святого великомученика Георгия Победоносца. Количество монастырей и храмов на Руси неуклонно росло, в одном Киеве тогда насчитывалось до 400 церквей.
Великий князь Ярослав скончался 76 лет от роду в Вышгороде на руках своего любимого сына Всеволода, горько оплакиваемый народом. Похоронен он был в Киеве в Софийском соборе. Перед смертью Ярослав собрал своих детей и наказал: «Любите друг друга... Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов, которую они приобрели трудом своим великим».
Практически
сразу после кончины благоверного князя Ярослава Мудрого началось почитание его
как местночтимого святого. Известно, например, свидетельство Адама Бременского,
который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 г.,
называет великого князя Ярослава Владимировича святым. Само погребение в
Софийском соборе свидетельствовало об особых заслугах почившего перед Церковью.
Перед его могилой, по словам Е. Е. Голубинского, совершались панихиды и даже молебны, разрешавшиеся иногда Священноначалием, «чтобы с возношением молитв о нем до некоторой степени было воздаваемо ему почитание» (История канонизации святых в Русской Церкви).
Учитывая почти десятивековое всенародное почитание Ярослава Мудрого, в связи с 950-й годовщиной его кончины Священный Синод Украинской Православной Церкви в 2004 г. благословил внести имя благоверного князя в месяцеслов и установить празднование святому в день его преставления — 20 февраля (4 марта по н. ст.).
В 2005 г., по благословению патриарха Алексия II, имя святого Ярослава Мудрого было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. О значении святого князя Ярослава Мудрого в истории Русской Церкви и всего русского мира замечательные слова сказал митрополит Макарий (Булгаков): «Мы должны благодарить Господа за то, что Он, предызбрав и приготовив великого князя нашего Владимира быть просветителем России… преемником ему предназначил быть мудрому и ревностно-благочестивому сыну его Ярославу и что эти два царствования, обнимающие собою более полустолетия, послужили самым благоприятным временем для прочного насаждения у нас веры Христовой… Посреди таких-то обстоятельств положено, в собственном смысле, основание Русской Церкви, основание твердое и глубокое, остающееся непоколебимым доныне».
Перед его могилой, по словам Е. Е. Голубинского, совершались панихиды и даже молебны, разрешавшиеся иногда Священноначалием, «чтобы с возношением молитв о нем до некоторой степени было воздаваемо ему почитание» (История канонизации святых в Русской Церкви).
Учитывая почти десятивековое всенародное почитание Ярослава Мудрого, в связи с 950-й годовщиной его кончины Священный Синод Украинской Православной Церкви в 2004 г. благословил внести имя благоверного князя в месяцеслов и установить празднование святому в день его преставления — 20 февраля (4 марта по н. ст.).
В 2005 г., по благословению патриарха Алексия II, имя святого Ярослава Мудрого было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. О значении святого князя Ярослава Мудрого в истории Русской Церкви и всего русского мира замечательные слова сказал митрополит Макарий (Булгаков): «Мы должны благодарить Господа за то, что Он, предызбрав и приготовив великого князя нашего Владимира быть просветителем России… преемником ему предназначил быть мудрому и ревностно-благочестивому сыну его Ярославу и что эти два царствования, обнимающие собою более полустолетия, послужили самым благоприятным временем для прочного насаждения у нас веры Христовой… Посреди таких-то обстоятельств положено, в собственном смысле, основание Русской Церкви, основание твердое и глубокое, остающееся непоколебимым доныне».
Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)
Комментариев нет:
Отправить комментарий